10 марта 2018

В комнате с серым потолком

Открытие турнира претендентов в Берлине – в репортаже Владимира Барского

Лофт – это модно, круто и современно. Это нравится молодежи, это демократично и практично. Бесстрастная Википедия сообщает: «Лофт – архитектурный стиль XX-XXI века; верхняя часть здания промышленного назначения (фабрики, завода, склада), переоборудованная под жилье, мастерскую, офисное помещение или площадку для мероприятий». Стиль, Карл, архитектурный стиль! В конце концов, что такое Музей русского импрессионизма, где только что проходил Мемориал Таля, в котором выступали 4 участника турнира претендентов из 8? Простой элеватор. Правда, основательно переделанный и «замаскированный». Настолько основательно, что напрочь забываешь о промышленном прошлом этого здания, когда любуешься картинами или следишь за игрой гроссмейстеров.

Берлинский лофт (бывший холодильный склад), где пройдет турнир претендентов, внутри украшен в минималистском стиле: голые кирпичные стены с торчащими там и сям проводами, кое-где баннеры. Зато снаружи красуется огромный, во всю стену плакат: «Entering this building might substantially increase your IQ. Chess does that to humans». То есть шахматы помогут вам существенно повысить свое IQ. Или свой IQ? В общем, надо походить в это здание, что-нибудь да повысится!

Главный турнир двухлетия стартует уже сегодня, в субботу 10 марта, жеребьевка известна уже давно. В пятницу участники и организаторы общались с журналистами. Гроссмейстеры раздавали интервью, а самый опытный и титулованный, 14-й чемпион мира Владимир Крамник был «мобилизован» на пресс-конференцию. Справился он со своей ролью блестяще: улыбался, удачно шутил и несколько раз срывал аплодисменты аудитории. Вот как звучала, например, версия Владимира о том, почему wild-card организаторов был предоставлен именно ему: «Германия для меня – практически второй дом. Сыграл тут множество турниров, матч против компьютера в 2006 году, матч на первенство мира в 2008-м, уже 25 лет выступаю в Дортмунде и, как правило, успешно. В 90-е годы представлял в Бундеслиге берлинский клуб, у меня был менеджер-немец. И еще во многом благодаря моим усилиям, начиная с матча 2000 года в Лондоне, берлинский вариант получил признание во всем мире. Так что, наверное, можно воспринимать wild-card как благодарность берлинцев!»

По словам Крамника, на недавнем турнире в Вейк-ан-Зее он собирался играть очень солидно и практично, а вместо этого многие его партии превратились в настоящие боевики, где оценка колебалась от выиграно до проиграно; правда, побед у него оказалось в итоге больше, чем поражений. «Мне хотелось бы, чтобы в Берлине зрители увидели Крамника-прагматика, но боюсь, что вы увидите Крамника-художника!» – улыбнулся Владимир. А отвечая на вопрос о недавних подвигах «Альфа-Зеро», признался, что с удовольствием подписал бы петицию о «компьютерном разоружении». Вообще, журналисты (их пришло несколько десятков) оказались весьма подкованными в шахматных вопросах, никто не тыкал пальцем в небо.

Президент шахматной федерации Германии Ульрих Краузе рассказал, что во время турнира претендентов состоится множество дополнительных соревнований как для детей, так и для взрослых, в том числе и по шах-боксу. Крамник тут же развил тему: «Мне кажется, в шах-боксе у меня были бы отличные шансы; в крайней случае, попросил бы помочь моего друга Виталия Кличко. Но, к сожалению, придется играть только в шахматы!»

Андрей Гурьев, глава компании «ФосАгро» и вице-президент РШФ, заявил, что он – счастливый спонсор. «Мы уже не в первый раз спонсируем крупные шахматные соревнования, и мы видим хорошую отдачу, видим, как возрастает интерес к шахматам в России и во всем мире». Андрей Гурьев напомнил, что во всех российских городах, где работают подразделения «ФосАгро», создаются шахматные классы, оборудованные по последнему слову техники.

Директор турнира Илья Мерензон призвал журналистов творчески подойти к освещению шахматных баталий в Кюльхаусе. Например, помещение предоставляет фотографам уникальную возможность снимать игроков сверху, с балкона. Впрочем, когда гроссмейстеры играли в театрах (бывало и такое!), эта возможность у фотографов уже была. По словам Мерензона, почти все билеты на турнир уже распроданы, и ожидается какое-то рекордное количество зрителей в Интернете.

А через несколько часов в Кюльхаусе состоялась торжественная церемония открытия. Посреди главного зала стояла большая глыба льда – напоминание о трудовом прошлом лофта. Возле нее, а также у большого баннера на входе гостей ловили сначала фотографы, а потом любители автографов.

На церемонию прибыл президент Армении Серж Саргсян, который произнес длинную речь на родном языке; переводчик повторил ее на английском. Господин Саргсян подробно рассказал о достижениях армянских шахматистов, о программе школьных шахмат, о научно-исследовательском институте, который занимается проблемами шахмат. Признаюсь, последнюю фразу этой речи мне удалось угадать почти сразу после ее начала: «И пусть победит сильнейший!» Сам не раз ее произносил… В субботу Серж Саргсян сделает символический первый ход турнира.

Церемонию посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Германии Сергей Нечаев. Поддержать российских претендентов приехали президент РШФ Андрей Филатов, вице-президент Павел Шинский, организатор супертурниров в Цюрихе Олег Скворцов. Состав участников собрался выдающийся, кто бы ни победил – назвать это сенсацией язык не повернется.

В заключение вечера перед гостями выступила певица Мадании, которую называют немецкой Бьорк.

…На выходе из Кюльхауса столкнулся с уважаемой шахматисткой старшего поколения, которая много лет назад переехала из России в Германию. Похоже, она никогда ничего не читала про лофты, а потому спросила с обескураживающей прямотой:

– Володя, как они нашли в Берлине этот сарай?

Итак, битва за путевку на матч с Магнусом Карлсеном начинается. В конце концов, какая разница – лофт, музей или театр? Гроссмейстерам некогда рассматривать провода на стенах и разводы на потолках, всё внимание будет сосредоточено на шахматных досках!