9 октября 2017

Виртуоз из Белой Калитвы

Григория Ивановича Вагнера вспоминают его земляки Алексей Куприянов и Олег Морозов

Мы познакомились с Григорием Ивановичем Вагнером в 1999 году на турнире в Таганроге. В ту пору Вагнер был одним из главных действующих лиц команды гроссмейстера Николая Пушкова, которая занималась популяризацией шахмат в Ростовской области. Григорий Иванович, несмотря на возраст, поражал своей энергией. У него постоянно рождались новые идеи, концепции – он жил своей деятельностью, жил шахматами.

Приведу лишь несколько примеров. В конце 90-х на Дону спортивные звания носила лишь когорта избранных: советские мастера-классики и их выдающиеся ученики Екатерина Ковалевская, Александр Галкин и Максим Туров. В то же время кандидатов в мастера с рейтингами даже за 2400 хватало. И тут Григорий Иванович узнал, что есть такая классификационная категория – мастер ФИДЕ. Если Эло за 2300, то плати деньги, и никаких норм не нужно. Классики отнеслись к званию, в свое время придуманному для развивающихся стран, неодобрительно. Двукратный чемпион РСФСР Александр Петрушин прямо называл его – «мастер Федя». Но Григорий Вагнер, который возглавлял квалификационную комиссию РО, с энтузиазмом взялся за дело.

Для оформления нужно было ехать в Москву, сдавать организационный взнос в РШФ (понятно, что тогда переводами особенно не пользовались, и даже Сбербанка-Онлайн не существовало), а время было голодное. Перефразируя Ботвинника, цены на нефть и газ еще не окрепли. Но Вагнер брал на себя и это. Взимая с будущих мастеров ФИДЕ небольшую комиссию, он по пенсионному удостоверению добирался до столицы… на электричках с 4-5 пересадками.

Через несколько лет я в первый раз попал на заседание региональной федерации. Выступал Николай Пушков: «Дорогие друзья! У нас радостная новость: по количеству мастеров ФИДЕ мы вышли в России на третье место, уступая только двум столицам!» И назвал цифру в несколько десятков обладателей звания «мастер Федя», среди которых был автор этих строк. Григорий Иванович при этом потупил взгляд и смущенно сказал, что намеревался обогнать Москву и силы у него есть, но… времени не хватило.

Интересы Григория Вагнера не ограничивались шахматами, он состоял в российско-немецком обществе дружбы, немного занимался бизнесом. Причем и там у него были свои, «вагнеровские» пути. Помню, как однажды он встретил меня в Азове: «Дима, смотрю, у тебя намечается лишний вес? Я сейчас продаю чудесные матрасы! Полежать ночь на нем – это все равно, что пробежать 5 км и окунуться в море! Покупай, недорого - не пожалеешь!» Видевшие меня читатели наверняка поймут, что матрас ваш автор не купил…

Как-то мы поехали сыграть в опен-турнире. Денег практически не было, и однажды, когда я сказал Вагнеру, что хочу купить пачку соли (еда несоленая, невкусная), он начал учить меня уму-разуму. «Ты что, миллионер? У тебя на обратный билет не хватит! Выиграешь, в призы попадешь? Да уже все договорились в последнем туре, дадут тебе полтора рубля… Пошли!»

Смеркалось, и Вагнер повел меня через готовящийся ко сну город. Постепенно исчезали из виду крупные здания, и мы пришли в рабочий квартал, где перед нами стояло здание с покосившейся вывеской «Столовая». Надо сказать, что контингент там был на любителя, и когда мы с Григорием Ивановичем вошли – в противоположном углу один посетитель старательно начищал физиономию другому. Но Вагнер видел цель, и его не останавливали никакие опасности. У окна на столе стояла даже не солонка, а огромное блюдо с солью. Когда физиономия слабейшей стороны дошла до нужной кондиции и официанты бросились разнимать гостей с криками: «Милиция!», мой старший наставник зачерпнул в платок половину содержимого блюда, и мы растворились в ночи. «Держи, теперь тебе на десять турниров хватит!» - шептал спутник. Он был счастлив. Вроде, ерунда какая-то, а принес пользу человеку в результате интересной, нестандартной комбинации. В этом был весь Вагнер.

Прощайте, Григорий Иванович! О жизни этого выдающегося организатора, судьи, шахматиста из Белой Калитвы вам расскажут его земляки.

Дмитрий Кряквин, международный гроссмейстер

***



24 сентября 2017 года ушёл из жизни Григорий Иванович Вагнер — мастер ФИДЕ, арбитр всесоюзной категории, арбитр ФИДЕ, многократный участник ЧМ и ЧЕ среди сеньоров. Григорий Иванович полгода не дожил до своего 90-летия.

Он родился в Запорожской области, но в раннем детстве вместе с семьёй оказался в восточном Казахстане. В школьные годы серьёзно увлёкся футболом и, параллельно, занялся шахматами. Эти занятия не прекращались и в годы студенчества: Г. И. Вагнер учился в Свердловске, был сокурсником Б. Н. Ельцина.

В начале 60-х как специалист-строитель  Г. И. Вагнер попадает сначала в станицу Усть-Быстрянскую, где успевает создать шахматную секцию, а затем в город Белая Калитва, с которым связывает всю свою дальнейшую судьбу.

Уже на тот момент шахматы в городе имели немалую популярность. Была своя, достаточно сильная любительская команда. Г. И. Вагнер сразу становится одним из самых заметных действующих лиц  белокалитвинской шахматной сцены. Помимо занятости по профессии он осваивает новую для себя работу: обучает детей шахматной игре. В небольшой комнате, отданной шахматистам местным  Дворцом культуры, под началом Григория Ивановича занимались будущие кандидаты в мастера И. А. Чуманенко  (чемпион Ростовской области), В. П. Булгаков (многократный чемпион Белой Калитвы), братья Могильченко и др.

Без преувеличения, Г. И. Вагнера можно считать одним из создателей городского шахматного клуба - жемчужины Белой Калитвы.

В 1969 году шахматная общественность города при поддержке директора Белокалитвинского металлургического завода (БКМЗ) П. Е. Попова инициировала строительство шахматного клуба.  Беспрецедентный на тот момент проект отдельно стоящего специализированного здания не был типовым, и строительство требовало особого подхода. Григорий Иванович, возглавлявший в тот момент производственно-технический отдел одного из цехов БКМЗ, проявил виртуозную находчивость в обеспечении материалами и организации строительства здания.   

На открытие  клуба 4 ноября 1970 года был приглашён Михаил Таль. Событие освещалось в различных печатных изданиях СССР.

Вагнер - третий слева

Шахматная жизнь города получила прилив сил, и Григорий Иванович стал деятельным членом городской федерации, а через некоторое время - её председателем.

Работал с молодыми талантами, играл, судил и награждал. 

Тренеры и ученики на пороге клуба (70-е)

А. Никитин - Г. Вагнер


Слева - тот самый международный мастер Александр Петрушин

Трудно подсчитать количество турниров самого разного уровня с его участием в качестве арбитра. С начала 1990-х до конца 2000-х Вагнер был одним из организаторов более чем десяти турниров (значительная часть из них - международные) с участием ММ и МГ. Многие титулованные игроки Ростовской области и из-за её пределов начинали здесь свой профессиональный путь или повышали квалификацию, получая спортивные звания. Благодаря его  стараниям около 30-ти шахматистов Белокалитвинского района получили рейтинги ФИДЕ. 

Еще дедушка юного Тимофея Могильченко занимался у Вагнера

Он снова играл. Даже после инсульта, несмотря на преклонный возраст, с упорством, достойным  уважения, участвовал в чемпионатах мира и Европы среди сеньоров в Италии, Испании, Германии, Армении, Греции, Хорватии… Неизменный участник чемпионатов России и ЮФО среди сеньоров.

Г. И. Вагнер не мечтал, а весьма уверенно планировал дожить до ста, играть до ста.  В октябре - Сочи, в ноябре – Милан (уже куплен билет), в марте – девяностолетний юбилей в Калитве…  

Пошло не по плану. Светлая память Григорию Ивановичу!