4 марта 2014

Кто в Ханты-Мансийске всех сильнее?

В преддверии турнира претендентов сайт РШФ попросил ряд ведущих гроссмейстеров выступить в роли Кассандры

Магнус Карлсен:

- Конечно, я с нетерпением жду турнира претендентов. Думаю, что это будет захватывающее зрелище, и мне будет комфортно просто следить за ним в качестве любителя шахмат. «Теоретически» фаворитами являются Аронян и Крамник.

Фабиано Каруана:

– Я думаю, что главные фавориты – это Левон Аронян и Владимир Крамник. Аронян находится на пике формы, что показало его выступление в Вейк-ан-Зее, и является одним из тех топ-игроков, чья подготовка очень хорошо продумана. Единственная его проблема – чисто психологического свойства; она помешала ему выиграть прошлогодний турнир претендентов.

Владимир Крамник – один из наиболее подготовленных и хладнокровных игроков в мире, обладающий огромным опытом. Вопрос лишь в мотивации. Только люди из его команды могут точно ответить на этот вопрос. Он уже не так молод, и, возможно, это будет его последняя попытка отобраться на матч за звание чемпиона мира. Интересно, что перед турниром он почти не играл, и дополнительное время на подготовку может стать как преимуществом, так и помехой, что показало выступление Раджабова в 2013 году.

Реальные шансы – у Сергея Карякина. На протяжении многих лет он является игроком экстра-класса, и сейчас, насколько я понимаю, Сергей очень много работает.

Уверен, что турнир выиграет кто-то из этих трех игроков. Не желая умалить силу других участников, я полагаю, что у этих троих – наибольшие шансы. Однако всё возможно, и скорее всего, имя победителя будет неясно вплоть до последнего тура.

Я буду внимательно следить за турниром и как профессионал, и как человек, любящий шахматы: не только ради дебютных откровений, но и для удовольствия, потому что уверен: гроссмейстеры продемонстрируют захватывающие, удивительные шахматы!

Дмитрий Яковенко:

– Начну с иностранных участников. Среди них фаворит, конечно, Левон Аронян, который помимо общего высокого уровня игры еще и хорошо выступал в последних турнирах. Веселин Топалов – очень сильный турнирный игрок, но мне кажется, что ему будет трудно набрать общий «плюс» против тройки Крамник - Ананд - Аронян, а без этого первое место не занять. У Шахрияра Мамедьярова и Вишванатана Ананда шансов меньше.

Выделять никого из российских участников не буду: я знаю их не только по партиям, но и по личному общению, и публично использовать эту информацию будет некорректно. Думаю, их общие шансы на победу чуть-чуть ниже, чем у «сборной мира», но болеть, конечно, буду за наших.

Александр Грищук:

– Не буду оригинален: основные фавориты – это Аронян и Крамник. Также вполне могут победить Свидлер, Карякин и Мамедьяров. А вот победа Ананда, Топалова или Андрейкина меня сильно удивит.

Каковы их сильные и слабые стороны?

– Вряд ли здесь от меня можно ожидать каких-либо откровений: все-таки со всеми из них я регулярно играю. Единственное, что могу отметить, это слабую дебютную подготовку Крамника, особенно при игре черным цветом.

Справедливо ли правило, согласно которому участники из одной страны должны встречаться на старте претендентского турнира?

– Будем откровенны: это правило было придумано не для России, а для некоторых других стран. В нашем случае оно реально ни на что не влияет. Хотя в интернете я нередко натыкался на идиотов, которые до сих пор убеждены, что в Лондоне я и Свидлер «сплавили» Крамнику.

Вообще, конечно, правило глупое, так как «сплавлять» можно иностранцу с тем же успехом, что и соотечественнику.

В прошлом году отсутствие тай-брейка между двумя победителями вызвало немало нареканий, но и на сей раз ничего не изменилось. Логично ли это?

– Логично с той точки зрения, что ФИДЕ наплевать на подобные «мелочи». А вообще, разумеется, должен играться тай-брейк. На мой взгляд, здесь нет даже предмета для дискуссий.

У кого из участников наибольшие шансы «побеспокоить» Карлсена в матче?

– Я думаю, кто бы ни выиграл, у него будут реальные шансы в матче на первенство мира. Дело в том, что победитель такого турнира будет уже другим человеком, нежели он был до старта соревнования. Так что даже если взять, например, Ананда, то с «другим» Анандом Карлсену легко точно не будет.

Ян Непомнящий:

– По опыту прошлого года можно сказать, что в подобного рода турнире трудно выявить явного фаворита. Так, год назад фаворитом считался Карлсен, однако в первом круге это было не столь очевидно: долгое время его опережал Аронян, но потом немножко засбоил. А в самом конце тоже были «качели», на матч вполне мог отобраться Крамник, а не Карлсен. Поэтому совершенно не факт, что выиграет один из общепризнанных фаворитов.

Последние соревнования показали, что Левон находится в неплохой форме. Однако не так ясно, сумеет ли Аронян справиться с грузом ответственности, потому что когда на него ничто не давит, он играет намного лучше. Наверное, такое происходит со многими шахматистами, но у Ароняна это особенно заметно: чем выше градус напряжения, чем больше ответственность за каждый ход, тем сложнее ему играть. Это показал еще матч 2011 года в Казани с Грищуком, когда раз за разом Левон не мог реализовать перспективные позиции.

Конечно, нельзя не отметить Крамника, ведь он будет играть на своем поле. Да, у Владимира Борисовича нервы тоже не железные, однако Лондон-2013 показал, что на один турнир он может отлично собраться, возможно, пожертвовав при этом другими выступлениями, которые будут до и после. Думаю, Крамник высоко мотивирован, а умение отделять зерна от плевел, подходить в оптимальной форме к главному соревнованию года – это одна из самых сильных его сторон.

Чего ожидать от остальных участников, трудно предсказать. Мне, например, непонятно, как сыграет Топалов, потому что это зависит от многих факторов. Он уже успел пожаловаться, что не дают визу его тренеру…

Свидлер в подобных соревнованиях всегда играет удачно, но недостаточно удачно для того, чтобы занять первое место. Скажем, в Лондоне он отлично провел турнир, стал одним из первых, но кто-то оказался «первее». Тут недостаточно просто хорошо играть, нужно еще и показать результат. Как ни странно, от качества игры исход не всегда зависит, особенно когда на кону стоит очень многое.

– Кто из претендентов может создать больше всего проблем Магнусу Карлсену?

– В первую очередь, конечно, Аронян – даже если судить по результатам их личных встреч, это довольно очевидно. Наверное, и Крамник тоже, хотя в несколько меньшей степени, потому что Владимир Борисович в последнее время попал «под тлетворное влияние» нового чемпиона мира – тяжело ему с ним играть! Не особо углубляясь в детали, можно сказать, что особенности стиля Левона позволяют ему без больших проблем не отвлекаться на, скажем так, псевдо-шахматные факторы, а просто играть и находить сильнейшие ходы. В партиях с Карлсеном это весьма ценно.

– Насколько справедливо правило, согласно которому участники из одной страны (в данном случае – россияне) должны переиграть друг с другом на старте?

– Не думаю, что ситуация такая уж уникальная – в советское время было что-то похожее. Конечно, она не совсем обычная; все-таки половина участников – это даже не три из восьми. Но я не думаю, что это обстоятельство должно внести сверхбольшие коррективы: турнир в два круга, и каждый сыграет с каждым по два раза.

– В вашем восприятии турнир претендентов выделяется из ряда обычных супертурниров?

– Я слышал, что первое место дает неплохой бонус – право на матч с чемпионом мира! Конечно, турнир претендентов намного интереснее, чем любой супертурнир. Не могу обещать, что я не буду отлипать от монитора, но в целом, конечно, мне будет очень интересно.

Валентина Гунина:

– Я болею за Владимира Крамника!

Александра Костенюк:

– Как и весь шахматный мир, я с большим нетерпением жду турнира претендентов! Ставки будут высоки, и хочется верить, что каждый из участников подойдет к соревнованию в хорошей форме. Думаю, почти каждый шахматист, который приедет в Ханты-Мансийск в роли претендента, при определенной доле везения может выйти победителем этого соревнования. Но к числу фаворитов, прежде всего, отношу Владимира Крамника и Левона Ароняна.

Ольга Гиря:

– В качестве главных фаворитов турнира претендентов я бы выделила Владимира Крамника и Левона Ароняна. На протяжении многих лет они показывают стабильно высокие результаты. От остальных участников можно ждать абсолютно что угодно. Как зритель, я надеюсь, что за первое место развернётся действительно яркая и интересная битва, в которой будут участвовать все игроки. Но болеть, разумеется, буду за россиян!

Валентина Гунина, Александра Костенюк и Ольга Гиря

Также представляем вниманию читателей прогнозы известных игроков и тренеров, которые они высказали на страницах журнала «64 – Шахматное обозрение» (№ 2, 2014)

Хикару Накамура:

– Я не отобрался, вот и всё. Не буду переживать, потому что это в прошлом. Нужно двигаться вперед. Что случится, то случится. Это мой подход почти ко всему в жизни. Я с интересом жду этого турнира, потому что играют лучшие шахматисты мира. Наверное, главный фаворит, главная угроза Карлсену – Аронян. А я буду продолжать играть и пытаться в других турнирах создавать захватывающие партии.

Эмиль Сутовский:

– Турнир претендентов, безусловно, станет одним из ярчайших событий года. Сам формат турнира, который полностью отражает принцип «The winner takes it all» превращает соревнование в битву гладиаторов.

Безусловные фавориты турнира — Аронян и Крамник.

Левон совсем недавно продемонстрировал выдающуюся игру в Вейке — множество свежих идей и целую россыпь разнообразных стратегических приемов. Вообще, когда наблюдаешь за Левоном (впрочем, то же можно сказать о других ведущих представителях молодого поколения), разговоры о ничейной смерти, витавшие в воздухе пару лет назад, кажутся абсолютной нелепицей. Удастся ли ему справиться с волнением? Серьезный вопрос, ведь в Казани и Лондоне армянский шахматист не сумел продемонстрировать свои лучшие качества. Мне кажется, что после достаточно долговременного спада Ароняну удалось обрести второе дыхание, и вновь приобретенная свежесть в игре, помноженная на уже многолетний опыт сражений на высшем уровне, способны вывести его на качественно новый уровень. И именно матч Карлсен — Аронян для меня бы представлял наибольший интерес с шахматной точки зрения.

Владимир Крамник подойдет к турниру во всеоружии. Мы наверняка увидим несколько очень глубоких задумок в дебюте. Мне, кстати, кажется, что многие люди не до конца представляют, насколько велик вклад Крамника в шахматы. Не на уровне каких-то вариантов, а на уровне концепций, каких-то стратагем. По своему вкладу в понимание шахмат, понимание различных структур, по числу последователей, построивших свой дебютный репертуар «по Крамнику», Володя значительно опережает не только всех современных шахматистов, но, на мой взгляд, входит в когорту самых великих. Однако единственным мерилом успеха в турнире претендентов будет количество набранных очков. Концепции, идеи, замыслы в зачет не идут, даже в качестве дополнительных показателей. Сумеет ли Крамник выйти на тот же высочайший уровень, продемонстрированный им в Лондоне? Не уверен, тем более что почему-то именно в России Володе обычно играется тяжело. В любом случае, Крамник много поставит именно на это турнир — ведь следующий отбор будет лишь через два года. И если ему удастся подойти к Ханты-Манcийску в оптимальном состоянии, то всё будет в его руках.

В турнире есть еще и теневой фаворит — Веселин Топалов. Болгарин не может похвастаться стабильно высокими результатами, однако человека, играючи набравшего «+5» на этапе Гран-при 2013, причем в составе, сопоставимом с турниром претендентов, никак нельзя сбрасывать со счетов. К тому же за плечами у Веселина большой опыт участия в соревнованиях самого высокого уровня. Единственное — хочется пожелать, чтобы очередная встреча Топалов (Данаилов) — Крамник (российские шахматисты) не привела к новому витку конфликтов. Такой пиар нам не нужен!

Меня лично порадует удачное выступление представителя моего поколения — Петра Свидлера. Мне кажется, что у него это последний реальный шанс выиграть отбор. Ключевое слово «реальный» — я действительно считаю, что Пете это по плечу. Тем более что, как говорится, «вес взят» — уж поверьте мне, скинуть 20 килограмм и удержать это достижение не намного проще, чем выиграть турнир претендентов (конечно, если мы говорим о шахматисте с масштабом дарования, как у Свидлера).

Хочу пожелать всем участникам вдохновения, и пусть победит достойнейший!

Александр Никитин:

— Радует боевой состав этого турнира. Естественно, буду внимательно следить за всеми партиями, но особенно за творчеством Крамника и Андрейкина. У Крамника последняя возможность, судя по его словам (если до 40 лет вновь не поднимется, то уйдет из активных шахмат). Он действительно старается, и стиль его игры довольно привлекательный. Андрейкин же для меня — шахматист-загадка. Желаю успеха нашим участникам! И жду хороших партий.

Игорь Зайцев:

— Разумеется, как и у любого болельщика, с огромным интересом ожидающего претендентской битвы, у меня есть свои предпочтения. Мысленно пожелаю игроку, имя которого я не хотел бы пока раскрывать, большого успеха. Мне кажется, итог турнира будет парадоксальным.


Фотографии Владимира Барского, Этери Кублашвили и из блога Александры Костенюк

Турнир претендентов