24 ноября 2011

С прицелом на Суперкубок

Почему не все сильнейшие российские шахматисты второго эшелона приняли участие в Кубке России по шахматам? Как поднять престиж главного национального турнира по нокаут-системе?  После закрытия финала Кубка России по шахматам среди мужчин корреспондент сайта РШФ Дмитрий Кряквин обсудил эти проблемы с финалистами и выслушал идею на этот счет  Владимира Малахова

Вскоре после окончания последней партии состоялось закрытие турнира.

Анастасия Боднарук два дня ждала в Магнитогорске церемонию награждения. И вот этот счастливый момент!


И в заснеженном Магнитогорске расцвели розы!


Денис Хисматуллин поблагодарил организаторов от лица участников


Сертификат на первый приз. Как на закрытии супертурнира. А почему сумма не прописана?


Мой тренер скажет - как отрежет! Награждается Владимир Малахов


Заключительная речь главного судьи. Александр Хасин надеется, что в Магнитогорске пройдет еще не одно соревнование высшего уровня

После торжественного закрытия мне удалось немного поговорить с Хисматуллиным, Звягинцевым и Малаховым. Вполне допускаю, что для читателя было бы более интересно, если бы я спросил победителя о его музыкальных пристрастиях, рождении идеи 2.Ка3 в сицилианской защите или о том, какие девушки больше нравятся Вадиму: светленькие или темненькие? Но присутствие трех гроссмейстеров, входящих в двадцатку лучших шахматистов страны, сподвигло размышлять на более серьезные темы. Конечно, тогда мы еще не знали, что ровно на следующий день будет отменен прием в финале Кубка и Высшей лиге чемпионата страны, что несколько снижает ценность беседы. Вопрос для профессионалов, что и говорить, жизненный. Но все же...

Первое, чем запомнился и понравился Магнитогорск, так это отношением организаторов. Внимательное, уважительное, обходительное. Именно здесь, на уральской земле многие из участников турнира впервые осознали, что суперлюкс или шведский стол, ломящийся от яств – это далеко не самое важное. Номер может быть небольшим и опрятным, питание сбалансированным. Но самое важное – это то, как относятся к участникам турнира. Шахматисту важно ощущать, что он не человек второго сорта. Все это складывается из мелочей. Будь то директор комплекса, ближе к полуночи ведущий группу заболевших через территорию санатория к далекому медпункту (что весьма нехарактерно для управленца с высоким окладом), или внимательный персонал столовой, который дружно благодарили финалисты после последнего ужина. На закрытии Денис Хисматуллин взял слово и высказал мысль, что такого отношения к шахматистам не видел уже давно. Мне остается только подписаться под словами второго призера. Если даже такой строгий критик, как Марина Романько писала в статье на chess-news, что ей понравилось...

Вторым обсуждаемым вопросом стала судьба Кубка-2012. Как известно, на Тренерском совете Анатолием Быховским был поднят вопрос о том, почему наши ведущие шахматисты не играют в Кубке? Если взять топ-100 России, то из первой тридцатки шахматистов, по сути, составляющих резерв нашей сборной, в турнире приняли участие только Звягинцев и Хисматуллин!

Денис Хисматуллин:

– Я много играю в России. Действительно, а где играть еще? В Европе ведь не ждут российских гроссмейстеров. У меня нет каких-то супертребований по приему, все-таки я много лет жил в общежитии... В этом году очень понравилось в Ижевске, в Ханты-Мансийске, наконец, прием появился, что очень хорошо. Вообще, в Сибири обычно очень приличный прием. Даже на Рапид Гран-при принимают. Конечно, выступление в этапах Кубка рискованно для рейтинга. Я в одном турнире выступил неудачно, набрал «+2» и потерял 13 пунктов, два сыграл очень хорошо – прибавил всего 12.

Вадим Звягинцев:

– У нас с Малаховым интересная ситуация. Если Володя вылетит из 2700 – будем играть Кубок вместе. Если же я наберу 2700 – оба играть не будем. Все-таки 2700 – очень приятная отметка, жаль ей рисковать. Шахматист с рейтингом 2700, который будет регулярно играть в турнирах Кубка, постепенно опустится до 2650. Я сыграл неплохо два питерских этапа и остался в нулях по рейтингу. Был очень доволен.

Очень может быть, большинство «шестисотников» действительно считает Кубок несерьезным турниром, не очень полезным для совершенствования и опасным для состояния рейтинга. Этим и воспользовались Вадик и Денис, в сумме заработав (учитывая и этапы) больше полутора миллиона рублей.

И здесь мы, как нам показалось, пришли к главной проблеме. Кубок России по шахматам не является престижным соревнованием! Даже если ты выиграл турнир, что дальше? Одними повышениями призовых тут не обойтись. Нужно повышать статус Кубка. Но как этого добиться? Понятно, что включать победителя Кубка в Мемориал Таля – это нереально. Здесь интересную идею высказал Владимир Малахов. В большинстве игровых видов спорта Кубок России существует, в нем в большинстве своем участвуют команды низших дивизионов. Но параллельно в турнире играют и ведущие клубы. Почему? Потому что победитель Кубка удостаивается наивысшей чести: сразиться в Суперкубке с победителем регулярного чемпионата страны. Обычно это интересный, показательный матч, хорошо организованный, привлекающий большое внимание. Поэтому Малахов предлагает поднять статус Кубка, введя Суперкубок России по шахматам. И тогда все шахматисты резерва будут играть! Это будет уникальный шанс выйти на интересный матч с Грищуком, Свидлером или Непомнящим. Это просто мечта для любого молодого шахматиста - оказаться в центре внимания шахматной общественности!

Тем более, в 2012 году есть отличный повод для матча чемпиона страны Петра Свидлера и победителя Кубка Вадима Звягинцева. В 1992 году, ровно 20 лет назад, в Санкт-Петербурге Свидлер и Звягинцев разыгрывали право представлять нашу страну на чемпионатах мира и Европы среди юношей. Напряженный поединок закончился со счетом 3:3 (+2-2=2), лучший коэффициент был у Петра Вениаминовича, на юношеский чемпионат мира поехал он, на Европу - Вадик. И с тех пор все встречи между участниками матча завершались ничьими, никто не мог выиграть. Так что интрига есть!

Тем более, например, санкт-петербургскую шахматную федерацию мог бы заинтересовать и женский Суперкубок между Анастасией Боднарук и Валентиной Гуниной. Мне кажется, при соответствующем настрое и подготовке у Анастасии есть шансы. В целом, идея смелая и содержательная. По крайней мере, Владимир Малахов считает, что такая задумка может привлечь Илью Левитова, шахматного деятеля, постоянно находящегося в поиске новых идей, которые были бы интересны шахматному миру и шахматному зрителю. При случае, можно придумать какой-то оригинальный формат матча.

К сожалению, уже в 5 утра следующего дня Звягинцев, Малахов и автор этих строк улетали в Москву. Надо было пару часиков поспать, собрать вещи, поэтому беседа осталась неоконченной. В самолете мы все отсыпались. Прощаясь во «Внуково», сказал коллегам: 

- Очень надеюсь, что наш разговор не прошел даром, и Кубок-2012 будет еще лучше и интереснее, чем в этом году.

И я действительно очень надеюсь...

Фото Павла Косолапова

Турнир претендентов