Персона Дня   -  22 СЕНТЯБРЯ 2023

ГИА НАДАРЕИШВИЛИ

ГИА НАДАРЕИШВИЛИ

Гиа Антонович Надареишвили родился 22 сентября 1921 года в грузинском городе Сенаки; после поступления в медицинский университет его жизнь оказалась связана с Тбилиси. Именно там Гиа познакомился с шахматами и опубликовал свои первые произведения.

Во время Великой Отечественной войны молодой врач проводил до пятнадцати часов в сутки в эвакуационных госпиталях, возвращая раненых в строй. Мечту о шахматах ему пришлось отложить до лучших времен. В 1944 году Надареишвили открыл синдром боязни высоты при каузалгии, вошедший в капитальное руководство «Хирургия».

После войны сам Пауль Керес восторженно отозвался об этюдах грузинского врача и рекомендовал лучший из них для публикации в журнале «Шахматы в СССР». Из этого авторитетного издания Надареишвили попал в круг избранных – в Альбом ФИДЕ, где публиковались лучшие этюды за последние десять лет.

Замечательные достижения в медицине привели к тому, что Гия Надареишвили стал заслуженным врачом Грузии, заведующим нервным отделением клинической больницы Тбилисского государственного института усовершенствования врачей, главным невропатологом Тбилиси. Вместе с тем Гиа Антонович добился высоких достижений на этюдном поприще: международный гроссмейстер (1980) и международный арбитр (1960) по шахматной композиции, чемпион СССР (раздел этюдов) 1971 и 1972 гг. Председатель комиссии по композиции Шахматной федерации СССР (1989-1990).

Несколько лет Надареишвили имел самый высокий индивидуальный рейтинг среди этюдистов, завоевал семьдесят призов республиканских, всесоюзных и международных соревнований. Являлся одним из организаторов международного Конгресса шахматных композиторов в Тбилиси (1975). На протяжении многих лет Гиа Антонович редактировал альманах «Шахматы», оказывал помощь шахматному клубу «Мхедрули» в родном Сенаки и передал ему в дар значительную часть своей библиотеки.

Мэтр грузинской композиции дружил с чемпионом мира Михаилом Ботвинником, который проверял на этюдах грузинского композитора алгоритмы программы «Пионер». Находился в хороших отношениях с другим экс-чемпионом и президентом ФИДЕ Максом Эйве, который писал: «Несколько этюдов талантливейшего грузинского этюдиста фантастические и невероятные». Создаваемая во ВНИИ электроэнергетики и двух московских вычислительных центрах шахматная программа «Пионер» решила первый сложный этюд грузинского композитора Гии Надареишвили в 1977 году.

«Победа разума над грубой силой отражена в кристально чистой форме в самом известном этюде Надареишвили. Это было внезапное озарение, как вспышка молнии. Он шел домой после трудного рабочего дня в больнице, и вдруг, нарушая ход привычных мыслей, выплыла из памяти позиция, та самая, к которой он шел многие годы. Он вбежал в комнату, едва успев сбросить плащ, и, роняя фигуры, расставил эту позицию. А потом долго не верил своим глазам: почти пустая доска, белые фигуры максимально удалены от короля, но столь же удивительно их взаимодействие. Эти два красавца коня, оказывающие стойкий отпор заносчивому черному ферзю!

Он тогда назвал ее «Мхедрули» (всадник, конь – груз.), взяв патент на это удивительное произведение, и позднее разработал несколько других этюдов с лихой конницей – материалом, где выражена ласкеровская мысль о победе разума над силой, победе слабейшей стороны. Вывод противоречащий, казалось бы, здравому смыслу, но взятый на вооружение Надареишвили, на щите которого отныне будет парадоксальный девиз: «Пусть победит слабейший!»

Издательство «Физкультура и спорт» выпустило в 1982 году книгу Надареишвили «Этюд глазами гроссмейстеров», не имеющую аналогов в шахматной литературе. Автор пригласил 43 ведущих гроссмейстера современности (девять чемпионов и чемпионок мира!) высказать свои симпатии и оценки знаменитых этюдных произведений» (А. Еремян).

Автор книг «Избранные этюды», «Шахматный этюд в Грузии», «Этюд глазами гроссмейстеров». Коллеги Я. Владимиров и В. Неидзе в статьях «Пятьдесят лет в строю», «Кредо Надареишвили» и его друг Михаил Ботвинник в публикации «Витязь шахматной Грузии» почтили память выдающегося шахматного композитора, который ушел из жизни 2 октября 1991 года.

М. Ботвинник: «Вошел в комнату не современный человек, а персонаж с иллюстраций к «Витязю в тигровой шкуре» – настолько он был крепким, рослым и красивым. Это был настоящий грузин – решительный, прямой, патриот, который свято чтил традиции. Так, Гиа с почтением относился к старшим вообще, и к родителям в частности. Он чтил память отца, рассказывал о нем с удивительной доброжелательностью и отмечал как одно из достоинств отца: «Тамада»...

Увы, Гиа сам был блестящим тамадой, и не потому ли раньше времени растратил свое здоровье... Высоко ценил дружбу: для того, кого он считал настоящим другом, Гиа готов был сделать все. От своей доброты он получал истинное удовольствие, и бороться с этим было невозможно. Оставалось лишь одно – думать, как свою дружбу сделать ему приятной, и дать понять, что и друг Гиа тебе дорог.

И этот самый, что ни на есть, настоящий грузин вырвался (того не замечая) из национальных рамок и стал подлинным великим художником, принадлежащим всему шахматному миру. Его увлечение этюдным творчеством было непреодолимым, если новая идея ему нравилась, Гиа посвящал ей все силы, всю душу. И работа в больнице (он был крупным специалистом-невропатологом) ничего не могла изменить.

Надареишвили был пропагандистом красоты в шахматах, написал много книг, возглавлял организацию этюдистов и в нашей стране, и во всем мире. Помнить будут Гиа Надареишвили любители шахмат, а его красивые этюды будут жить в веках».