16 сентября 2020

Гудбай, Америка, о!

Если согласен стать горняком

С возрастом мы все очень любим ностальгировать, вспоминая молодость. Например, мне часто нравится освежать в памяти события второй летней Универсиады вузов России 2010 года, проходившей на спортивной базе в сосновом бору, неподалеку от города Пенза. База была такой, советской в лучшем и худшем смысле этого слова – с одной стороны, настоящее студенческое братство и удивительный воздух, а с другой – столовская еда и туалеты, космически далекие от стандартов евро.

Состав не уступал иным этапам Кубка страны среди взрослых. Действительно, этот момент совпал с подъемом популярности студенческого спорта в стране, да и тогдашний президент России постоянно подчеркивал важность и перспективность данного направления.

За победу приехали бороться многие высшие учебные заведения, создававшие благоприятные условия для учебы спортсменов. И шахматистов, как следствие. Горный университет из Свердловской области, легендарный РГУФК, два РГСУ – московский и ростовский, ФИНЭК с берегов Невы, Саратовский экономический, славный научными традициями Новосибирск, и представлявшие эти команды Дмитрий Андрейкин, Игорь Лысый, Максим Матлаков, Павел Понкратов, Александр Рахманов, Иван Попов, Дмитрий Кряквин, Николай Чадаев, Виталий Киселев, Валентина Гунина, Ольга Гиря, Екатерина Ковалевская, Дарья Чарочкина, Елена Томилова, Мария Фоминых, Вера Небольсина, – это далеко не полный список принимавших участие гроссмейстеров.

 В студенченском турнире тогда победил Игорь Лысый

Действительно, в те времена казалось, что у шахматистов огромный выбор, куда поступать учиться. Шахматная кафедра или шахматное отделение. О, у нас есть даже возможность бесплатно позаниматься с сильным тренером! Повышенная стипендия и гибкий график учебы. Проблемы с армией для студентов? Пожалуйста, возьми академический отпуск или даже два. Как раз в еще одной Универсиаде сыграть успеваешь! Впереди Универсиада-2012, а там и до Всемирной 2013 года в Казани недалеко…

Бывало, что вузы боролись за своих будущих игроков и применяли порой жесткий подковерный прессинг, чтобы добиться желаемого. Целые собрания региональных федераций были посвящены проблеме: а куда же поступит главная надежда города? В Москве же РГСУ и МГУ, где учились сильнейшие игроки Москвы советского времени, проводили матчи студентов и выпускников на 100 досках!

Но бежало вперед без оглядки безжалостное время, а параллельно с ним прошла учебная реформа в России, призванная оптимизировать деятельность высших учебных заведений и сократить расходы на их функционирование. ФИНЭК влился в Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Строительный в Ростове-на-Дону присоединили к Донскому государственному, «укрупнили» и саратовцев. По трагическому совпадению во всех этих структурах очень скоро закончились и черно-белые традиции… Закрыли шахматное отделение в столичном физкультурном, некогда выпускавшем в год десятки гроссмейстеров, мастеров и тренеров. Наконец, Российский государственный социальный университет сохранил грандиозный фестиваль Moscow Open, но о временах, когда в финале Кубка РГСУ Ян Непомнящий сражался с Сергеем Карякиным, напоминают только красочные таблички на территории учебного заведения. Последним рыцарем из социального в 2019 году оказался Даниил Дубов, но видите ли вы сейчас толпу шахматистов, жаждущих попасть под крыло Натальи Починок?

Из тяжеловесов студенческого движения в шахматной его части на плаву остался только Уральский Горный – до сих пор многие ведущие молодые шахматисты страны в составе его команды продолжают выигрывать европейские, российские и мировые Универсиады. Здесь обучаются непростому горному ремеслу Алексей Сарана, Александр Предке, Давид Паравян, Максим Чигаев, Сергей Лобанов, Полина Шувалова, Анна Афонасьева и другие наши восходящие звезды.

Горный славен медалями и шахматистами

Увы, времена, когда Михаил Ботвинник практически одновременно шел к титулу чемпиона мира и званию доктора технических наук, остались в глубоком прошлом. Статистика подтверждает, что тем, кто серьезно занимается наукой, значительно сложнее добиться успеха за доской в стремительно меняющемся мире спорта. Хороший пример – Высшая школа экономики в Москве. Отличный вуз с прекрасным образованием и мировым именем. Однако поступил в него Максим Вавулин, и стало меньше вестей про того Макса, который легко перемахнул 2600, выбивая 8 из 9 во многих швейцарках. Явно снизили практическую активность другие студенты ВШЭ Семен Ломасов и Динара Дорджиева.

Разумеется, студенческая география молодых игроков из топ-100 страны не заканчивается Горным и Высшей школой экономики. Владислав Артемьев учится в Казанском университете, Кирилл Алексеенко заканчивает Санкт-Петербургский политехнический, Андрей Есипенко поступил в Ростовский экономический, а в таганрогском филиале этого южного вуза набирается знаний Александр Тряпишко. Отмечу, что сейчас на арену выходит очень ровная плеяда девочек, поколение «Сириус», как его называют. Палитра вузов, в которых учатся Екатерина Гольцева, Александра Оболенцева, Зарина Шафигуллина, Екатерина Борисова, Маргарита Потапова, Мария Носачева, Александра Мальцевская, Александра Димитрова, Екатерина Дьяконова, Анастасия Протопопова (простите великодушно, если кого забыл), очень велика. Все-таки девушки-спортсменки обычно учатся лучше и дисциплинированнее, нежели юноши, поэтому проще совмещают сессии и соревнования. Да и отдавать долг родине, маршируя в строю, им не надо. К сожалению, при этом прекрасная половина гораздо чаще, чем сильный пол, делает итоговый выбор не в пользу шахмат.

Свято место никогда не бывает пусто, но внезапно в далеко не лучший для шахматистов России студенческий расклад вмешался весьма неожиданный фактор. На волне невероятного бума игры на 64-х клетках в США за океаном заработала целая система образовательных программ для молодых профи. Этот сегмент спорта в Штатах традиционно очень силен – клубы НБА и НХЛ просматривают игроков из студенческих лиг для будущих драфтов, а встречи ведущих вузов страны зачастую собирают количество зрителей не меньшее, нежели у нас матчи ЦСКА с Химками. С легкой руки миллионера Рекса Синкфилда, поставившего задачу сделать шахматную команду США самой сильной в мире, мудрая игра пришла и в американские высшие учебные заведения.

На данный момент в Северной Америке имеется целый ряд вузов, которые осуществляют набор не только звезд спорта, но сильных студентов-шахматистов. География широкая: от Техаса (Даллас и Броунсвилл). Разумеется, за шахматистов борется Сент-Луис, Сюзан Полгар возглавляет направление в Вебстере, можно отметить университет Лаббока. Все эти университеты ведут отчаянную борьбу за медали на престижном студенческом чемпионате США. Пока рекордсменом здесь, кажется, является Александр Онищук, который выигрывал турнир как игрок, а потом - как тренер техасской команды. Поток желающих поступить на учебу в стране больших возможностей стал расти с каждым годом, даже в 2020-м его не спугнули лидирующая позиция Америки по пандемии и дискуссии о том, насколько важны жизни темнокожего населения Штатов, с широким применением огнестрельного оружия.

Кроме возможности получить престижный диплом и выучить английский язык, вузы обычно выдают студентам грант для участия в турнирах. Допустим, я слышал о таком – 5000 долларов в год на соревнования (в американских опенах отсутствует понятие «прием», однако первые призы очень большие), но при этом учиться надо честно и не просить в критической ситуации заступиться спортивную кафедру, как это принято на постсоветском пространстве.

В Новый Свет поехали азиатские шахматисты, многочисленные выходцы из стран СНГ – кураторы университетов, обычно сильные гроссмейстеры забрасывали письмами молодых и талантливых кандидатов. Не обошло стороной это явление и нашу страну – пытать счастья в Техас еще в середине «десятых» отправились Андрей Стукопин и Владимир Белоус, а Александр Шиманов в итоге оказался в Вебстере. Надо отметить, что Саша в итоге недавно вернулся в Россию, а Андрей и Володя нашли себе очаровательных подруг и остались.

2019 и 2020 годы отметились значительным увеличением количества наших молодых спортсменов, которые готовы отправиться на чужбину. Даже если сейчас им придется первый семестр учиться онлайн. Совсем сузился выбор в России? Увеличилось количество мест по ту сторону Атлантики? Скорее и то, и другое.

В Техасе обучаются Сергей Маценко и Алексей Сорокин, а недавно прошла новость, что в места силы Чака Норриса отправится Владимир Федосеев. Университет в Миссури возлагает надежды на Григория Опарина, Михаила Антипова и Дмитрия Гордиевского, триумфатор Мемориала Панченко Семен Ханин после открытия границ приедет в Лаббок.

Команда Миссури перед началом пандемии

Как относиться к такому явлению? Не секрет, что велика шахматная Россия и плодовита на таланты. Если кто-то уедет, то великая русская женщина вполне может родить не менее сильного и перспективного где-то в районе Архангельска. И ведь все сразу не уедут, скажут иные. Дубов с Артемьевым здесь, да и Есипенко не соблазнила американская мечта. А с другой стороны, не обидно, если миллионы рублей и тысячи часов специалистов, потраченные на отделение «Сириуса», центры ФШР в Тольятти и Сибири, гроссшколы Санкт-Петербурга, Ярославля и Костромы, в итоге лишь банально усилят командный студенческий чемпионат США? Еще точит нехорошая мысль: что произойдет, если вдруг руководству Уральского Горного надоест покровительствовать шахматам, и тогда черно-белых вузов в стране фактически не останется?

Быть может, пока поддержка российских шахмат достаточно велика, надо хотя бы побороться за восстановление славных традиций РГСУ и РГУФКА? Ведь и тем, кто не станет сильным гроссмейстером, а пока просто делает первые шаги в рамках одного из главных векторов развития игры в стране, Всеобуча, тоже когда-то придется поступать в вузы, чтобы выйти из стен Альма-матер организаторами и тренерами…

Возможно, приближение Летней Универсиады 2023 года в Екатеринбурге хоть как-то качнет ситуацию в лучшую сторону?

Командный чемпионат азиатских городов