17 мая 2020

«Лунные шахматы»

В 1616 году в Лейпциге увидел свет трактат «Шахматы или Королевская игра», автор которого укрылся за псевдонимом Густав Селенус. Среди украшавших книгу гравюр работы известного голландского мастера Якоба ван дер Хейдена особое место занимало изображение двух аристократов за шахматной доской. Они играли красивыми фигурами необычной формы, и, поскольку книга разошлась по Европе достаточно широко для своего времени, за такой формой закрепилось название «Селенус». 

Как писала историк шахмат Наталья Иванова: «Возникнув во времена поздней готики и зарождающегося барокко, фигуры вобрали в себя свойственную готическому стилю устремлённость ввысь, подчеркнутую ажурным орнаментом, и динамичность, совмещение реальности и иллюзии, текучесть сложных криволинейных форм, характерные для барокко». Стиль оказался очень удачным — при всей изящности и кажущейся сложности фигур, их можно было изготавливать из разных материалов: резать из дерева или кости, отливать из серебра, даже выдувать из стекла. А во Франции возник и существует до сих пор особый способ стрижки парковых деревьев — «селенус» — именно в стиле шахматных фигур.

Имя автора трактата удалось расшифровать. Густав — от Август, Селенус — от названия луны, а родовое прозвище «Луна» имели предки Густава, герцоги Брауншвейг-Люнебургские. Август, с 1635 года герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1579–1666), ректор двух университетов, обладатель огромной библиотеки, увековечил себя на гравюре с фигурами «селенус»: он изображен за доской справа. 


Гравюра из трактата «Шахматы или Королевская игра». Лейпциг, 1616


Шахматы в стиле «Селенус». Дания, начало XIX века. Слоновая кость. 

Шахматы в стиле «Селенус» (черные фигуры). Дания, начало XIX века. Слоновая кость. 

Шахматы в стиле «Селенус». Ю. Коряков. Конец ХХ века. Сандаловое и красное дерево. 
 

Фотографии Владимира Бойко