27 сентября 2010

Алексей Коротылев: У нас очень сильная команда!

После пятого тура тренер женской сборной России гроссмейстер Алексей Коротылев ответил на вопросы корреспондента Владимира Барского.

– Как складывались для нашей команды ключевые матчи – с Грузией и с Китаем?
– Мне изначально казалось, что команда у нас очень сильная. Далеко идущие заявления делать не буду, но подчеркну – очень сильная. Поэтому выигрыш у Грузии казался вполне вероятным. Думаю, капитан команды Юрий Дохоян разделял это мнение.
Следовало определиться с составом. Первые три доски, конечно, должны были играть, потому что хотя бы без одной из этих шахматисток команда теряет свою мощь. Так получилось, что мы счастливо угадали, поставив на 4-ю доску Алису Галлямову. Она в матче с Грузией играла легко. В первых двух партиях Алиса постоянно задумывалась; после того, как она попала в цейтнот с шахматисткой с рейтингом 2050 и проиграла значительно лучшую позицию, мы ей сказали, что все-таки желательно делать ходы побыстрее. Она уверенно выполнила этот наказ: стала играть быстро и хорошо, а это лучше, чем медленно и средне. За счет этой партии мы выиграли матч, хотя еще у Надежды Косинцевой было выиграно. Но, может быть, она не так сильно напирала, видя, что общий запас у нас велик.
Последний матч Грузии (на чемпионате Европы) мы проиграли. Тогда потерпела поражение Валентина Гунина, и это обстоятельство мы тоже учитывали, когда сделали выбор в пользу Галлямовой. Сейчас нам удалось взять реванш.
На следующий день предстояло играть с Китаем. Я недавно пришел в команду, но старожилы говорили, что матчи с Китаем всегда давались нам нелегко. Когда-то это была грозная команда, едва ли не аналог женской шахматной «Дрим тим». Нам тоже удалось собраться и показать хороший результат. У меня почему-то была внутренняя убежденность, что мы сильнее и все должно быть хорошо. Думаю, общий настрой, заряженность на достижение нужного результата сыграли свою роль, и невероятный зевок, который допустила китайская шахматистка на 4-й доске в партии с Гуниной, случился не на пустом месте. Конечно, без удачи в таких матчах не обойтись!
Гунина необычно, творчески начинала играть эту партию, получила перевес, но в нужный момент не смогла «добить», и пошли качели. Валя на автопилоте отказывалась от ничьей, стала насиловать позицию, и в один момент черные могли сделать очень неприятный ход, после которого у нее возникали трудноразрешимые проблемы. К счастью, обошлось. Дальше еще пару раз китайская шахматистка могла создать сопернице проблемы, но их уже вполне можно было разрешить. – А как вообще можно подставить под бой ферзя, если на каждый ход добавляется по 30 секунд?
– По описаниям наших девушек, Хуанг Киан – шахматистка неуравновешенная. Когда теория заканчивается и ей приходится самой включиться в игру, у нее начинаются постоянные подергивания, гримасы, говорящие о ее огромном нервном напряжении. В конце концов, оно и вылилось в ход 57…Qе1+??, который принес нам победу в матче. Несмотря на то, что победа была достигнута за счет такого «анти-чуда» (для китаянок), я все равно считаю, что мы ее заслужили, потому что боролись по-настоящему. В. Гунина – Хуанг Киан57...Qe1+?? (57...f6=) 58.Qxe1. Черные сдались.
Надо отдать должное Надежде Косинцевой, да и всем участницам команды. Саша Костенюк в начале партии действовала неудачно, получила тяжелейшую позицию, однако потом отчаянно боролась и в какой-то момент могла уже практически выиграть. Жао Сюэ – А. КостенюкПосле 37...h5! (с идеей 38.f5 hxg4 39.Bxg4 Nh4+) белым было бы трудно спастись. Но не сложилось. Однако остальные видели, как она борется, и у всех настрой был соответствующий.– Китай сейчас уже не столь грозен, как раньше?
– Тот Китай, когда за него играли Се Цзюнь, Жчу Чень и другие шахматистки того поколения, смотрелся очень мощной и ровной командой. А сейчас только Хоу Ифань на первой доске представляет собой очень большую силу, а с остальными вполне можно бороться. Да и с Хоу Ифань можно, как показала Таня Косинцева: она в этом году и обыгрывала китаянку, и сейчас на Олимпиаде, получив тяжелую позицию, очень уверенно спаслась, даже имела в конце лишнюю пешку.
– Алексей, какие у тебя функции в команде?
– Я второй тренер. У нас у каждого свой боевой «участок фронта». Юрий Рафаилович работает с сестрами Косинцевыми, я с Валей и с Алисой, а Александр Чернин – с Сашей Костенюк.
Сестры сейчас в очень хорошей форме. Саша немножко потеряла наигранность, и от своей великолепной игры на чемпионате мира в Нальчике она находится на некотором расстоянии. Саша – еще и общественный деятель, в выходной день она собирается съездить на Конгресс. Однако она очень волевая девушка, ее спортивные качества являются эталонными. Думаю, она еще добавит и, может быть, выйдет на тот уровень, который демонстрировала в Нальчике.
И у Саши, и особенно у Алисы было в последнее время маловато практики, особенно у Алисы. Из-за этого они порой принимали неудачные решения. Но у обеих такой потенциал, что они могут прибавить, и тогда наша и без того уверенная игра станет еще уверенней.
Валя – нешаблонный игрок, который, когда вскрывается позиция, способен сделать много ходов подряд по первой линии компьютера. Но, в то же время, у нее есть явные слабости в стратегии. Однако ж пока ее плюсы – богатая фантазия, нешаблонный подход, тактическая жесткость перевешивают минусы. Надеюсь, так будет и дальше. Ее огромные на женском уровне (и даже на мужском заметные) тактические способности позволяют говорить о том, что у нее очень большой потенциал, хорошие перспективы для роста. Надо только избавляться от явных слабостей в стратегии, постараться свести их к минимуму.– За второй женской сборной успеваешь следить?
– Честно говоря, не очень. С ней такие крупные специалисты, как Павел Трегубов и Александр Рязанцев работали на сборах, много всего девочкам показали, много чего объяснили. За игрой, к сожалению, не успеваю следить, я смотрю, в основном, за мужчинами и за главной женской командой.– Какое впечатление производят наши мужские сборные?
– До последнего матча они производили отличное впечатление. Но в 5-м туре натолкнулись на ожесточенный отпор, и неожиданно это привело к срыву. Перед этим матч с не менее опасными, казалось бы, американцами сложился гладко. Накамура в партии с Крамником еле спасся. Позиция была очень хитрая, но черные еле спаслись. А Камский крайне неудачно провел партию с Грищуком. Это был шахматист совсем другого уровня, чем тот Камский, которого мы знаем. Карякин очень убедительно обыграл Онищука. Сергей сейчас на подъеме, у него отличные перспективы становиться все выше и выше по рейтингу. А когда натолкнулись на ожесточенный отпор с Венгрией, то, к сожалению, уступили. Еще и команда вышла без Владимира Крамника… Не буду вторгаться в эту сферу; конечно, у них были свои соображения, почему они поступили именно так. Но так получилось, что без Крамника с этой ожесточенной борьбой не совладали.– Чего не хватило второй команде, чтобы устоять в 5-м туре?
– Напротив сидела мощная сборная Армении, которая выиграла две последние Олимпиады. Сейчас Аронян играет очень уверенно, он выдал очень интересную партию против Яковенко: как он это умеет, в эндшпиле на незначительных нюансах развил сильнейшую инициатиуа. Это большое искусство! Если Аронян в такой хорошей форме, то Армения, вопреки прогнозам многих, снова является серьезным претендентом на золото. Хотя Непромнящий сумел удержаться против Ароняна, причем сделал это уверенно.К сожалению, Артем Тимофеев неудачно разыграл очень хитрый берлинский эндшпиль против Пашикяна.– Кажется, армянские шахматисты очень хорошо разыгрывают сложные эндшпили?
– Про Ароняна определенно могу это сказать. Саргиссян тоже хороший эндшпилист. Акопян – шахматист универсального стиля, он, в основном, все делает хорошо, во всех стадиях партии. Получается, что и Пашикян хорош в эндшпиле.