24 марта 2021

Александр Мотылев: Магнусу с Яном тяжело с юности

Гроссмейстер дал интервью спецкору "Российской газеты" в Барнауле

Фото: Этери Кублашвили
Фото: Этери Кублашвили


На стыке февраля и марта в Барнауле прошел этап «РАПИД Гран-при России «Мемориал Рувима Кура». В трехдневном турнире по быстрым шахматам приняли участие 120 спортсменов из 16 регионов. Один из них - старший тренер мужской сборной России, международный гроссмейстер Александр Мотылёв. 41-летний уроженец Екатеринбурга занял второе место - как и победитель турнира, Павел Понкратов из Москвы, он набрал 8,5 очков, но уступил по дополнительным показателям.

Автор материала Сергей Зюзин с удовольствием послушал публичную лекцию Мотылёва «По следам турнира в Вейк-ан-Зее», а после окончания турнира сделала с ним интервью

Александр Мотылев: Когда чемпион мира Магнус Карлсен участвует в каком-либо турнире, от него всегда ждешь первого места. Правда, в Вейк-ан-Зее было видно, что Магнус не на самом пике формы. Возможно, это связано с мотивацией, а, может, с его активной общественной деятельностью. У Карлсена много дел, что не может не сказываться на подготовке. Не исключаю, что такое впечатление от игры Карлсена создается от того, что он много играет в онлайн-шахматы, порожденные пандемией. Мне они не особо нравятся. Качество партий сильно теряется.

Победитель турнира претендентов в апреле в Екатеринбурге будет иметь неплохие шансы в борьбе с Магнусом за шахматную корону. Хотя норвежец по-любому остается фаворитом. У многих молодых шахматистов, часто играющих в быстрые шахматы, - таких, как иранец Алиреза Фирузджа - руки быстрые, голова хорошо соображает, но пока нет глубины, нет школы классических турниров. У голландца Аниша Гири много идей, техника хорошая, бригада на него отличная работает, но ему вечно чего-то не хватает, чтобы занять первое место. Может, банального везения… Раньше такой же был Пауль Керес по прозвищу «Вечно второй».

Кто может дать настоящее сражение Карлсену? Сильно играет американец Фабиано Каруана. У него отличный от многих стиль. Сейчас - из-за того, что стало много турниров из разряда рапида и блица - многие делают ставку на быстрые ходы без особых раздумий. В формате таких партий трудно проводить какие-то стратегические замыслы, над которыми надо заранее поработать. Каруана - исключение. С кем его можно сравнить по стилю? С легендарным Ботвинником, наверное. У Фабиано часто бывают глубокие, цельные партии - особенно в рапиде.

Одним из фаворитов турнира претендентов может быть Ян Непомнящий. И если россиянин выйдет на Карлсена, у Яна будут неплохие шансы, пусть даже у нашего соотечественника рейтинг пониже, чем, например, у француза Максима Вашье-Лаграва. Магнус не очень хорошо играет с теми, кто имеет в матчах с ним положительный баланс. У Непомнящего как раз такой баланс, а для норвежца психологические моменты имеют значение. Магнусу с Яном тяжело с юности.

- В 2016-м Карякин в матче за шахматную корону с Карлсеном выжал максимум?

- До начала матча казалось, что Сергей явно не фаворит. Но по ходу дела возникло ощущение, что Карякин может и выиграть. Чего-то не хватило. Наверное, Сергей слишком переволновался, когда вел в счете «плюс 1», и уступил в партии, когда не должен был проигрывать.

- В вашем понимании в чем все-таки феномен Магнуса Карлсена?

- Просто он шахматный гений. Сейчас много сильных шахматистов, и уникальность Карлсена в том, что он умудряется все равно доминировать и постоянно выигрывать турниры. Хотя есть ощущение, что Магнус немножко устал носить корону. Трудно находить мотивацию, когда уже все выиграл. Сила великих чемпионов в том, что, находясь на вершине, они продолжают выжимать из себя максимум. Кстати, я обыгрывал как-то Карлсена и тоже в Вейк-ан-Зее! Он был совсем молоденьким. В турнире «Б» мы с Магнусом поделили первое-второе места.

Шахматисты элитного уровня в массе своей люди приятные. В качестве тренера я работал относительно долгое время с Петей Свидлером и Юдит Полгар, до сих пор поддерживаю с ними добрые отношения.

Владимиру Крамнику я помогал в подготовке матча за звание чемпиона мира в 2006 году, и в самом матче против Веселина Топалова в Элисте. Тот матч завершился победой Владимира и запомнился ко всему прочему «туалетным скандалом». (Со смешком.) Не представляю, чтобы кто-то пользовался компьютерными подсказками - по качеству партий видно, что они были «человеческие». Тот матч отличало высокое нервное напряжение - отношения между Крамником и Топаловым были не очень хорошие даже до матча… После него они даже руки перестали друг другу пожимать.

Еще я долгий срок работал с Сергеем Карякиным, сейчас - с Есипенко, которого мы тренируем совместно с Юрием Дохояном. В Нидерландах Андрей выиграл у Карлсена. Турниров такого высокого уровня, как в Вейк-ан-Зее, у Есипенко не было, и победа 18-летнего парня над грозным норвежцем породила большой ажиотаж, большое внимание со стороны СМИ.

Мы с Юрием Рафаэловичем даже немного обеспокоились - как бы вся эта шумиха не повлияла на Андрея. Сейчас ведь время пиара. Не важно, как ты играешь, важно, какой у тебя пиар-агент. Шумиха спортсменам, особенно молодым, редко идет на пользу. Кричать о каком-то «феномене Есипенко» пока рано. У нас с Дохояном был поучительный опыт, когда тренировали Сергея Карякина. Для России, конечно, было здорово, что Карякин сыграл на равных с чемпионом мира. Популярность шахмат в нашей стране выросла. Но Сергею пришлось часто отвлекаться на интервью и мероприятия.

Полный текст интервью 


Турнир претендентов