1 ноября 2013

Александра Костенюк: Я очень эмоциональный человек

12-я чемпионка мира дала интервью агентству "Р-Спорт"

Фото Семена Каца
Фото Семена Каца
Российская шахматистка, 12-я чемпионка мира Александра Костенюк ответила на многочисленные вопросы корреспондента агентства "Р-Спорт".

— Александра,  разрешите поздравить вас с окончанием  Суперфинала чемпионата России по шахматам.  Вы решили отметить результат в караоке. Любите петь?

— Очень люблю, но не умею, к сожалению. Несмотря на это, если есть возможность пойти с друзьями или с семьей в караоке, то я пою долго. Иногда до закрытия.

— Какой-то определенный репертуар?

— Нет, он очень разнообразный. От поп-музыки до достаточно тяжелого рока. По-разному. Под настроение.

— Что еще, кроме пения помогает вам восстановиться после трудных партий или турниров?

— Спорт. Очень люблю бегать, плавать. И походы в SPA-салон: массаж, если есть возможность его сделать, или что-то другое, восстанавливающее тело и душу.

— Вы — пример той женщины, у которой одновременно есть, как сейчас многим кажется, две несовместимые друг с другом вещи: блестящая карьера и счастливая семья. Как вам это удается?

— С помощью моих близких и родных, с помощью моего мужа, который понимает, поддерживает, остается один на длительное время. Без родных и близких, без их поддержки не было бы ничего этого.

— Вы не раз заявляли, что гроссмейстером вас сделал отец. Всем известно о его необычной педагогической, шахматной системе. Вряд ли кто-то поспорит, что он — превосходный тренер. А какой он отец?

— Я считаю себя счастливым человеком, потому что я очень люблю свою семью. У меня есть чувство благодарности к моим близким, любимым, родным, друзьям. Я всегда благодарна жизни за тех людей, которые меня окружают, встречаются на пути, помогают расти и идти дальше. Я очень люблю своих родителей, и у меня даже не возникает мысль оценивать их. Есть вещи, которые не передаются словами и не поддаются оценке. Я благодарна маме и папе за все то, что они вложили в нас с сестрой, за то, какими людьми мы с ней стали.

— Вашей младшей сестре, не удалось добраться до ваших вершин в шахматном мире. Как считаете в чем причина?

— У нее не было шахматной карьеры, как таковой. Папа прекратил с ней заниматься, когда Оксане было лет 12. Постепенно она отошла от шахмат и пошла по другому пути. Окончила факультет журналистики МГУ, сейчас снимает фильмы и прочее видео. У нее абсолютно другая судьба, не шахматная, тем не менее, она всегда следит за моими выступлениями, всегда болеет, и когда есть возможность, приезжает на турниры и поддерживает. Для меня очень важно, чтобы кто-то был рядом во время моих выступлений. Как я уже говорила, я — человек эмоциональный, и мне важна поддержка близких людей, потому что, когда рядом родные и любимые у меня не так сильно меняется настроение, результат уже не так влияет на внутреннее состояние. Родные всегда стараются приехать. Мама вот сейчас была на суперфинале, сестра в этом году была на одном из этапов Гран-при. Летом обычно я езжу с мужем и дочкой.

— Вы замужем за швейцарцем с колумбийскими корнями. Никогда не пугало то, чего так боятся многие девушки: разница менталитетов!

— Я не мыслю такими категориями. Когда я соглашалась выходить замуж, даже не задумывалась о чем-то еще, кроме, как о своих чувствах к человеку. Несмотря на разницу в возрасте, несмотря на разницу менталитетов, мы уже долгое время вместе. Кроме того, я считаю, что каждый конкретный случай встречи двух человек и их жизни — индивидуален. Люди разные, живут все по-разному, поэтому вешать какие-то штампы, ярлыки, обобщать — неправильно.

— В других вопросах тоже руководствуетесь чувствами, а не разумом?

— Я очень эмоциональный человек. Это мне и мешает, и помогает.  Если говорить о шахматах, то взяла от них любовь действовать по правилам. Я люблю то, что игра всегда идет строго и определенно. В шахматах нельзя ничего нарушить, в отличие от жизни. Она построена по-другому, и в жизни есть очень много вещей, которые играются совершенно не по правилам, или по правилам, писаным не для всех. Это меня несколько пугает.