30 июля 2012

Кирсан Илюмжинов: У Медведева нет харизмы

Президент ФИДЕ дал интервью газете "Собеседник"

Фото Э. Кублашвили
Фото Э. Кублашвили
Разговор шел на самые разные темы: о шахматах и бадминтоне, о политике и инопланетянах, о костях Будды и конце света. Кирсан Илюмжинов в очередной раз поделился своими планами - обучить игре в шахматы миллион землян.

– Во всех школах мира надо вводить шахматы. В России начнем с Томской области, Ханты-Мансийска, Татарстана, Кабардино-Балкарии, Москвы, Санкт-Петербурга. Во Вьетнаме, США, Монголии дети уже с первого класса обучаются шахматам, а в Китае и вовсе с детского сада. В Калмыкии мы начали преподавать шахматы с пяти лет, и дети стали более дисциплинированными и успевающими в учебе. Правда, сейчас школьники перегружены, но можно преподавать шахматы хотя бы факультативно раз в неделю – в субботу, например.

Владимир Путин, кстати, в прежние годы поддерживал эту идею. Сейчас он снова президент, думаю встретиться с ним и получить одобрение своего проекта. Ведь шахматы развивают оба полушария мозга – и фантазию, и логику. Может быть, когда пойду на встречу с Владимиром Владимировичем, попрошу его сыграть со мной.

– С новым премьером Медведевым хотели бы встретиться за шахматной доской?


– С ним только на корте! Я после его видео-обращения начал бадминтоном заниматься, в кружок даже записался.

Президент ФИДЕ напомнил, что два года назад на выборах в Ханты-Мансийске добился двукратного перевеса над своим соперником Анатолием Карповым (которого поддерживал Гарри Каспаров) - 104 голоса против 50-ти. Но тут же добавил:

– Я за кресло не держусь. Предлагают и сейчас разные должности, я отказываюсь. Некоторые думают: вот губернатором стану – набью карманы свои и родственников с друзьями, потом уже о народе подумаю. Я, напротив, в Калмыкию пришел уже со своими деньгами, потратил там несколько сот миллионов рублей.

– Прямо как Абрамович на Чукотку.

– Сейчас, когда я уже не президент Калмыкии, все равно не оставляю ее без своей опеки. Заставил вот одного своего друга-бизнесмена из Москвы зарегистрироваться в Элисте – пусть туда платит налоги. У меня тоже годовой доход немаленький – 20 миллионов рублей, мог бы налоги платить в Германии, где веду свой бизнес, но делаю это в Калмыкии.

– Какой бизнес?

– Высокие технологии. В области телекоммуникаций мы получили во Вьетнаме и Камбодже лицензию на беспроводной Интернет формата 4G.

– Недавно вы еще и хранителем мощей Будды стали. Это, наверное, самое необычное, чем вам приходилось заниматься?

– Можно и так сказать. В Шри-Ланке мне подарили с согласия президента и монахов то, что они никогда не вывозили за пределы страны – четыре кости Будды. Я их привез в Элисту, они находятся в нашем центральном буддийском храме.

– Их никогда не вывозили из Шри-Ланки, а вам позволили распоряжаться по своему усмотрению?

– Да, они у меня и дома лежали. Могу и сюда, в Москву, привезти, если кто-то захочет на них здесь посмотреть.

Зашел разговор о политике и конце света:

– Недавно обсуждал с Башаром Асадом ситуацию в Сирии с глазу на глаз. Не понимаю, почему наши так спокойны. Там же наша военно-морская база, и наш огромный узел связи, и 20 процентов православных там. Я встречался с местным патриархом, волнуюсь очень. Ведь когда исламисты пришли к власти в Египте, они сразу стали храмы разрушать…

– Каддафи, с которым вы тоже как-то играли в шахматы, утверждал, что с Ливией не случилось бы того, что случилось, если бы была жива великая держава Россия. Как думаете, почему мы не заступились за него?

– Побоялись. Когда НАТО начало бомбить Ливию, Путин сказал, что это вмешательство в суверенное государство, а Медведев на следующий день нацепил форму главнокомандующего, поехал в Таманскую дивизию, где заявил, что он гарант и отвечает за внешнюю политику. Медведев… Он все время в Твиттере. Харизмы, наверное, нет. Не сделал судьбоносных шагов. К сожалению, не оставит почти никакого заметного следа в истории.

– Кстати, об истории. Как человека, который встречался с инопланетянами, дружит с мистикой…

– Почему же это мистика? Нормальные инопланетяне были.

– …не могу не спросить у вас про конец света в декабре 2012-го. Будет ли он?

– Видите, у меня карта над столом? Планета Нибиру приближается к Земле, вон она – оранжевая, справа. Она подойдет к Земле в декабре.

– То есть опасность есть?

– Да, но бояться не надо. Взорвется все на свете – на другой планете окажемся или в иной оболочке.

– Если не погибнем с концами.

– Что значит «погибнем»? Давно посчитали, что Солнце будет существовать пять миллионов лет, а потом все равно погаснет. Все приходит и уходит. Нет ничего вечного. Наша Вселенная зародилась, потом ее не станет, потом снова что-то появится. На Марсе вот была жизнь, потом прекратилась. Теперь у нас жизнь. У нас прекратится – на Сатурне начнется или еще где-то, на Кассиопее. Это не должно пугать.

Полный текст интервью