22 февраля 2011

Вторая сессия Гроссмейстерской школы РШФ в "Огниково"


С 19 февраля по 1 марта в подмосковном пансионате "Огниково" проходит
вторая сессия Гроссмейстерской школы Российской шахматной федерации,
организованная РШФ и Министерством спорта, туризма и молодежной
политики.
В роли тренеров на этот раз пробуют себя ведущие российские
гроссмейстеры Владимир Малахов, Сергей Рублевский, Никита Витюгов,
Александр Рязанцев и Вадим Звягинцев. Рублевский будет с ребятами весь
срок, а остальные гроссмейстеры разделились: на первой половине сборов
делятся опытом Малахов и Витюгов, а позже их заменят Рязанцев и
Звягинцев.
На месте событий побывала Анна Буртасова


Гроссмейстерские школы – это уникальный опыт общения с ведущими
гроссмейстерами России и мира для молодых талантливых шахматистов из
разных уголков России. Первая сессия школы прошла с 18 по 28 января, и
на ней побывали 16 юных спортсменов – членов юношеской сборной России,
выступающих в категориях до 14 лет. Тогда с ребятами занимались
пятикратный чемпион России, многократный победитель шахматных Олимпиад
Петр Свидлер и экс-чемпион Европы Евгений Томашевский.
На второй сессии собрали шахматистов постарше. Владимир Белоус,
Анастасия Савина, Андрей Стукопин, Ольга Гиря, Анастасия Боднарук,
Даниил Дубов, Вячеслав Тиличеев, Александр Шиманов, Алина Кашлинская,
Анастасия Романова, Юлия Горожанкина, Мария Северина, Анзама Шарапова,
Илья Ильюшенок, Екатерина Смирнова – сильнейшие российские спортсмены,
выступающие в категориях до 16, до 18 и до 20 лет.
“Огниково” встретило белоснежными просторами, морозцем и как всегда бодрым и приветливым тренером Сергеем Николаевичем Архиповым. Он с удовольствием рассказал, как строится работа на сессии:
“Всех ребят разделили на три группы по силе. В первой – старшие ребята, во второй – двое мальчиков помладше и старшие девушки. В третьей – самые юные участники этих сборов. Такое разделение помогает правильно планировать работу, которая идет по трем направлениям.
Первое – это учебная лекция: тут гроссмейстеры рассказывают то, в чем они очень хорошо разбираются. Такие лекции проходят раз в два дня по утрам. Второе направление – это групповые занятия. Как правило, это разбор партий. Предварительно всем ребятам было дано задание: подготовить четыре свои партии – три проигранные, одну выигранную. Можно и ничьи, — главное, чтобы в них была борьба. Со своими партиями ученик выходит к доске и начинает рассказывать. Те, кто сидят напротив, принимают участие в активном анализе. Гроссмейстер, конечно, тоже присоединяется. По окончании такого занятия наши уважаемые тренеры делают заметки о шахматных проблемах и достоинствах ученика. Группы меняются, тренеры тоже. Таким образом у каждого из гроссмейстеров получается составить мнение о каждом из учащихся. На основании этих наблюдений можно будет сделать резюме и рекомендации по каждому, кто побывал на этой сессии. И в соответствии с этими рекомендациями каждому ученику будет выдано индивидуальное домашнее задание.
И, наконец, третье направление – это дебютная подготовка. Перед сборами было дано задание: посмотреть репертуар гроссмейстеров, продумать вопросы, которые бы хотелось задать по своим дебютам. Гроссмейстеры получили эти вопросы заранее, чтобы успеть подготовить содержательные ответы. Ребята ходят на такие занятия парами”.

С утра Владимир Белоус и Александр Шиманов как раз занимались с Владимиром Малаховым дебютом. Приехавший в гости Михаил Кобалия тут же подключился к процессу.

В соседней комнате шел разбор партий Андрея Стукопина и Даниила Дубова. Никита Витбгов оказался серьезным экзаменатором.

Даниил Дубов.

Андрей Стукопин.

Чуть позже к разбору творчества подключился и Михаил Кобалия, “сбежавший” от дебютов.
После окончания занятия, в короткий перерыв перед обедом, Никита Витюгов поделился впечатлениями: “Такая работа очень интересна, хотя и трудна и непривычна. Ребята настроены по-боевому, пытаются дискутировать с тренером, отстаивать свое мнение. Думаю, это нормально. Когда такая дискуссия продуктивна, то свое мнение – это всегда хорошо.
Мне любопытно работать, потому что интересно понять, на каком ребята уровне, как мыслят. Одно дело – просто смотреть тексты партий, а другое – пообщаться лично и увидеть, что они рассматривают во время игры, как оценивают позиции. Конечно, если бы мне в их возрасте предложили позаниматься с каким-то более опытным шахматистом, это принесло бы огромную пользу. Главное к этому верно отнестись. Ведь если тренер что-то объясняет, то делает это не от желания показать, что он сильнее, а от желания помочь, уберечь от ошибок в будущем с высоты своего опыта. Некоторые реагируют достаточно эмоционально, может быть, где-то чуточку заводятся, пытаясь доказать свою правоту. Но все должны понимать, что эти сборы проводятся для них, для того, чтобы помочь им в совершенствовании.
Мы вместе разбираем их партии. Мне кажется, для ребят должно быть важно понять, как я оцениваю позиции, как считаю варианты, как выбираю ходы-кандидаты. Если они будут обращать на это внимание, то это им поможет. Дело ведь не в том, с каким видом я сделал ход, а то, как я его обосновал.
Есть консультации и по дебютам, но мне кажется, что живое общение и анализ важнее. Все-таки дебют на высоком уровне за пять дней не поставишь, тут нужна отдельная серьезная работа”.

В третьей аудитории в это время шел конкурс решения задач. Десять каверзных позиций были подготовлены Сергеем Рублевским. Быстрее всех с заданием справились мальчики – уже к полудню (решение началось в 9.30). Но, как показала проверка, верно со всеми заданиями не справился никто.

Вячеслав Тиличеев.

Илья Ильюшенок, по признанию Рублевского, справился с зданием лучше всех.

Анастасия Савина.

Алина Кашлинская: “Я вообще очень люблю сборы, потому что они помогают отключиться от всего и сконцентрироваться только на шахматах. Здесь мы играем в футбол, играем в теннис, не засиживаемся в номере. Очень приятная атмосфера. То, что с нами занимаются такие гроссмейстеры – это великолепный опыт, что-то новое. Никто не отказывает в помощи, например, по дебютам. Безумно интересно понять, как игроки топ-уровня мыслят, почему выбирают то или иное продолжение. Лично для меня это очень интересно. В последнее время меня тренирует Долматов, прекрасный гроссмейстер. Но и сам Сергей Викторович говорит о том, что общение с ведущими гроссмейстерами на таких сборах – это отличная возможность совершенствования. Не знаю, как им с нами работается, но мы впитываем их знания и опыт”.

Кажется, что играется турнир, а не решаются задачи.

Мария Северина.

Анастасия Боднарук.
После окончания занятий, ребята поделились своими впечатлениями.
Владимир Белоус: “Я был на многих сборах, но эти, конечно, гораздо выше уровнем. Мне кажется, от них очень много пользы. Интересно узнать, как гроссмейстеры готовятся к соревнованиям, как вообще живут, как играют после поражений, в цейтнотах… Интересно получить ответы на мои дебютные вопросы”.
Илья Ильюшенок: “Мне всегда нравилось на сборах, а это, конечно, отличаются тем, что здесь супер-тренеры! Думаю, результаты этих сборов сразу не почувствуются, но со временем точно улучшится шахматное понимание, ведь информация должна уложиться”.
Мария Северина: “Очень правильно составлен распорядок дня. Отбой уже в 10 вечера, встаем на завтрак в 9. Мы очень устаем, и в 11 уже точно спим! У нас есть спортивный час – играем в футбол, бегаем. Занятия шахматами по пять часов в день. И очень интересный тренеры! Нам дают много практических советов. Например, как правильно расходовать время. Часто во время партии мы слишком долго думаем в начале и уже к 30-му ходу попадаем в цейтноты. Нам дали совет: над очевидными ходами задумываться нельзя, нужно стараться правильно определить критический момент, и если позиция острая, то лучше потратить все время, зато разобраться и выйти из нее без потерь”.
Анзама Шарапова: “Мне интересно задать гроссмейстерам несколько вопросом по тем дебютам, которые я играю. Все-таки они постоянно следят за теорией, понимают любые позиции”.
В качестве бонуса нашим читателям две задачки из конкурса, подготовленного Сергеем Рублевским. Первую решили практически все ребята, а со второй не справился никто.

Ход белых.

Ход черных. Как должна закончиться партия? Конечно, ответ нужно подкрепить вариантами!
Ответы ищите в новостной ленте РШФ в конце недели!