11 декабря 2019

Подведены итоги конкурса «Учитель шахмат»

Рассказывает председатель конкурсной комиссии Александр Костьев


7 декабря 2019 г. Наблюдательный совет Федерации шахмат России утвердил итоги конкурса «Учитель шахмат». Конкурс был проведен в номинациях «Учитель шахмат в начальных классах» и «Педагог дополнительного образования по шахматам». В нем приняли участие свыше 500 учителей и педагогов, работы которых принимались до 30 июня 2019 г., после чего конкурсная комиссия отобрала для финального этапа 21 работу. Они были размещены на сайте ФШР в разделе «Шахматный всеобуч» для открытого голосования, которое проходило в период с 16 сентября по 10 ноября 2019 г.

Конкурс вызвал большой интерес у учителей и педагогов, собрал много интересных учебно-методических материалов, позволил раскрыться энтузиастам шахматного образования в регионах.  

Среди финалистов в номинации «Учитель шахмат в начальной школе» наиболее интересный опыт был обобщен в работах Муксимовой М. Ю. (Сатка), Стеренчук Р.Р. (Москва), Белошицкой Л.Ю. (Калужская обл.), Сидоровой В.С. (Чебоксары), Панкратовой Н.А. (Краснодарский край), Елисеева В.А. (Ростовская обл.).

В номинации «Педагог дополнительного образования» по содержанию материалов для шахматного всеобуча выделяются работы Супрунюк Н.А. (Омск), Уляшова Д.А. (Ухта), Кузьминовой И.В. (Зеленоград), Яхтенфельда М.А. (Волгоград).

Важно отметить, что в конкурсе приняли участие гроссмейстер Ягупов И.П. (Московская обл.) и международный мастер Карпова Ю.А. (Санкт-Петербург), попытавшиеся с высоты своей квалификации по-новому взглянуть на обучение шахматам в начальной школе.

Лично мне очень понравилась работа Спиридонова С.П. (Москва), который провел комплексное анкетирование второклассников для выяснения их отношения к шахматам.

Интересные идеи содержатся в работах остальных финалистов, которые могут пригодиться другим учителям и педагогам.

В то же время, первый опыт проведения конкурса выявил наличие определенных технических проблем. Часть работ не дошла до конкурсной комиссии (эти работы могут быть присланы для участия в следующем конкурсе). 

Вторая проблема оказалась более сложной. В конце октября и особенно в начале ноября «народное голосование» подверглось атаке ботов. Резкий рост голосов у некоторых финалистов вынудил нас назначить техническую экспертизу за весь период голосования. В итоге мы исключили из голосования все «сомнительные» голоса и оставили для подведения итогов только «чистые».  

После пересчета голосов итоговые результаты стали следующими:

 

Номинация «Учитель шахмат начальной школы»

1. Сидорова В.С. г. Чебоксары, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 7 им. Олега Беспалова», Тема: «Предметная неделя. Игра по станциям».

2. Елисеев В.А.  г. Чертково, Ростовская обл. учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, Тема: «Элементы научного исследования развития внимания детей при обучении шахматам».

3. Панкратова Н.А. г. Усть-Лабинск, Краснодарский край, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 5 им. девяти Героев Второй мировой войны», Тема: «Дидактические игры».

4. Стеренчук С.Р. г. Москва, педагог дополнительного образования, ГБОУ Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»,  Тема: «Образцовый опыт комплексного подхода к обучению шахматам в начальной школе».

5. Муксимова М.Ю. г. Сатка, Челябинская область, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 5» Тема: «Многолетний психолого-педагогический опыт».

6. Уголькова Л.Е. г. Калуга, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 19», Тема: «Живые шахматы в классной комнате»

7. Белошицкая Л.Ю. г. Белоусово, Калужская обл., учитель начальных классов,  МОУ «СОШ № 32», Тема: «Исследовательская работа».

8. Ефремова М.В. г. Димитровград Ульяновская обл., педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества», Тема: «Программа «Шахматы-малышам, 4-5 лет».

9. Шипилин А.И. г. Москва, педагог дополнительного образования, ОАНО «Школа права и экономики», Тема: «Дидактические пособия по шахматам для детских садов».

10. Репина Г.Н. г. Сатка, Челябинская обл., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 32»,, Тема: «Шахматы в детском саду».

11.Неткасова И.А. г. Ульяновск, Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 37», Тема: «Патриотическое воспитание на шахматных занятиях».

 

Номинация «Педагог дополнительного образования по шахматам»

1. Яхтенфельд М.А. Волгоград, профессиональный тренер по шахматам, педагог дополнительного образования, МОУ «Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда», Тема: «О роли шахматной композиции».

2. Кузьминова И.В. г. Москва, учитель физической культуры, ГБОУ Школа № 719, Тема: «Организация турниров «Пешечные бои» сразу после первых уроков шахмат».

3. Карпова Ю.А. г. Санкт-Петербург, международный мастер по шахматам, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Академическая гимназия № 56», Тема: «Видеоурок».

4. Уляшов Д.А. г. Ухта, Республика Коми, педагог дополнительного образования, ЧОУ «Росток», Тема: «Декада шахмат».

5. Спиридонов С.П. г. Москва, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Школа № 1793 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Тема: «Эмпирическое исследование на базе школы».

6-10. Супрунюк Н.А. (Омск), Зейтунян Р.Р. (ЯНАО), Черный М.М. (Московская обл.), Ягупов И.П. (Московская обл.). Майдуров О.Ю. (Липецкая обл.).

 

Победители и призеры конкурса награждаются в соответствии с Положением о конкурсе.

Всем участникам конкурса будет выслан по электронной почте сертификат участника, для этого надо на адрес vseobuch@ruchess.ru прислать свои данные: ФИО, № школы/организации, должность, название номинации.

Командный чемпионат азиатских городов