3 сентября 2015

Артур Юсупов: Думал, стану последним гроссмейстером, посетившим Ханты-Мансийск

Чемпион мира среди юниоров 1977 года, приехавший на юниорский чемпионат-2015 в качестве тренера, ответил на вопросы Владимира Барского

– Артур, кому вы помогаете в Ханты-Мансийске?

– Здесь играют два моих ученика, международные мастера. Для них это просто идеальное соревнование! Может быть, удастся выполнить норму гроссмейстера; у одного уже есть две нормы, осталось выполнить третью. Это было бы здорово, но в принципе, мы приехали поучиться и набраться опыта. Помериться силами с мировой элитой этого возраста.

– Насколько сильно изменились чемпионаты по сравнению с 70-ми годами?

– Сейчас намного больше сильных участников, немало гроссмейстеров и шахматистов, близких к ним по уровню. В наше время мало кто успевал стать гроссмейстером до 20 лет, а сейчас это уже стандарт. В целом, средний уровень значительно вырос, многие участники показывают высококвалифицированную игру. И это не случайно. Думаю, это связано с тем, что ФИДЕ провела реформу детских первенств, и у молодых шахматистов есть стимул к тому, чтобы как можно раньше добиваться успехов.

Конечно, чемпионат мира до 20 лет – это очень важный турнир, вершина юношеских шахмат, подведение черты накануне перехода во взрослые шахматы. Помню, несколько лет назад в таком турнире играл Максим Вашье-Лаграв (и выиграл его), хотя у французского гроссмейстера уже тогда был рейтинг порядка 2700. Молодые шахматисты очень серьезно относятся к этому соревнованию.

– Как оцените организацию турнира?

– Пока мне всё очень нравится. Я был в Ханты-Мансийске очень давно, в 80-х годах; конечно, с тех пор город сильно изменился, появились новые замечательные здания. Здесь умелые организаторы, которые уже приобрели большой опыт в проведении соревнований высочайшего уровня.

– В 80-е годы здесь проходил какой-то турнир?

– Нет, меня пригласили провести сеанс одновременной игры. После этого я сделал, наверное, самый плохой прогноз в истории человечества: сказал, что я последний гроссмейстер, который приезжает в этот город!

Да, Ханты-Мансийск развился удивительным образом, провел множество крупнейших шахматных соревнований!

Фото М. Емельяновой

– В 70-е годы юниорские чемпионаты проводились по такой же формуле, как и сейчас: швейцарская система, 13 туров?

– Да, традиция сохранилась. Приезжало очень много народу, что легко объяснимо: это был единственный юношеский чемпионат, тогда не было групп до 8, 10, 12 и т.д. лет.

– Кто были ваши основные конкуренты?

– Обычно те, кто выигрывал юниорские чемпионаты, становились гроссмейстерами и входили в элиту шахмат. Основными конкурентами были Ясер Сейраван, Сережа Долматов; в советских соревнованиях я конкурировал и с Гарри Каспаровым, но потом он пошел так далеко!.. Конечно, это заявка: от того, кто выигрывает юниорский чемпионат, ждут больших успехов. Это видно и на последних примерах – вспомним того же Вашье-Лаграва.

– Помимо швейцарских юниоров, с кем еще вы занимаетесь?

– У меня есть ученики и в Германии, и в других странах; подопечные самого разного уровня. Иногда эта работа носит эпизодический характер – просто консультации, а иногда у нас более долговременное сотрудничество. Со швейцарскими ребятами у меня долгосрочный контракт, я уже сопровождал их на несколько турниров. Конечно, нынешний чемпионат для нас – главное событие года, мы к нему серьезно готовились.

– Вы еще выпускаете шахматную литературу?

– Да, у нас в Германии есть издательство. Моя самая популярная книжная серия рассчитана на любительский уровень. У меня в семье выросли двое детей – двое шахматистов, и я понял, что для молодых игроков недостаточно хорошей литературы. Вообще-то сейчас очень много шахматных книг, но качественных учебников недостаточно. И тогда я разработал свою программу. У меня были замечательные тренеры – Марк Израилевич Дворецкий, а также тренеры московского Дворца пионеров. Свой опыт советского шахматиста, некоторые советские методики плюс то, что я получил от Марка Израилевича, постарался отобразить в своих книгах. Как получилось, не мне судить, но вроде бы люди довольны. Надеюсь, книжки заполнили тот пробел, который был в западной литературе; в российской таких пробелов все-таки меньше.

– Сами продолжаете выступать в турнирах?

– Иногда играю. Например, в командных соревнованиях в Германии и Швейцарии, а также в небольших турнирах. Порой сопровождаешь ученика на какое-нибудь соревнование и сам тоже там играешь. Так я сыграл в этом году в Рейкьявике – это достаточно крупный опен-турнир. Ничего, нормально получилось!

Артур Юсупов оставляет запись в книге почетных гостей. Фото В. Барского
Командный чемпионат азиатских городов