31 октября 2011

Евгений Бареев: Надеюсь, у Рязанцева в Греции всё получится

Мужскую сборную России готовит к чемпионату Европы новый главный тренер – гроссмейстер Александр Рязанцев. Его принципиальная позиция – не давать интервью до турнира. Поэтому главный редактор сайта РШФ Владимир Барский попросил рассказать о ситуации в команде и вокруг нее гроссмейстера Евгения Бареева, который в Греции выступит в новой для себя роли – руководителя делегации.

– Расскажу о том, что знаю, но об эмоциональном фоне внутри команды мне трудно судить, потому как занимаюсь хозяйственными вопросами, находясь в офисе в ЦДШ, а команда уже уехала на сбор в «Огниково».

– Начнем с назначения нового главного тренера. На Тренерском совете 15 сентября ты заявил, что готов еще поработать, и твою кандидатуру поддержали большинством голосов. Но уже через 4 дня ситуация кардинально изменилась: Правление РШФ приняло твою отставку и назначило тренером Рязанцева.

– Надеюсь, что Александр, который был свидетелем моего крушения в Нинбо, сумеет реализовать нереализованное на чемпионате мира, он знает о тех проблемах – и психологических, и чисто шахматных, – с которыми пришлось столкнуться. Надеюсь, у него получится то, что не получилось у меня.

Перед чемпионатом мира я был уверен, что команда готова к победе, и думаю, вина в том, что мы не выиграли, лежит не только на мне. Я считал, что если мы все вместе поправим «настройки» команды, то сможем успешно выступить на чемпионате Европы. Отсюда и вопрос о доверии, который я задал на Тренерском совете. Я рад, что люди достаточно объективно и взвешенно рассмотрели ситуацию и высказали мне поддержку.

В то же время, справедливо и решение руководства федерации: все-таки назначить другого главного тренера, а мне предоставить возможность сосредоточиться на административной работе. А ее в конце года очень много, турниры и другие мероприятия идут подряд: детский чемпионат мира, Мемориал Таля, финалы Кубка России среди мужчин и женщин, финал Рапид Гран-при, заседание Наблюдательного совета… Кроме того, ведется интенсивная подготовка к следующему сезону: разрабатываются турнирные Положения, идут переговоры с потенциальными организаторами и т.д., и т.п. Очень хочется сохранить высокий уровень проведения соревнований.

– Будет ли на ближайшем Наблюдательном совете рассматриваться вопрос о Тренерском совете, чтобы четче определить его полномочия? Ведь на последнем заседании голосовали не за Рязанцева, а за других тренеров.

– Как я понимаю, Тренерский совет в любом случае искал некую компромиссную кандидатуру на один турнир. А на следующем заседании должны будут выступить уже другие претенденты со своими программами, своим видением проблемы. Я теперь могу целиком сосредоточиться на повседневной работе: следить за тем, чтобы шахматисты вовремя приехали и уехали, чтобы не было никаких организационных и финансовых проблем и т.п.

Евгений Бареев оставляет автограф на своей книге "Записки секунданта"

– Значит, Тренерский совет – чисто консультативный орган, к его рекомендациям могут прислушаться, а могут и нет?

– Да. Но очень важно, чтобы Тренерский совет в конце года разобрался с кандидатурой главного тренера на следующий год, а Наблюдательный совет ее утвердил.

– Итак, в «Огниково» сейчас проходят сборы мужской и женской команд России. Все на него приехали?

– Да, все основные участники плюс запасные – Евгений Томашевский и Байра Кованова. Тренеры мужской команды – Александр Рязанцев и Игорь Лысый, женской – Юрий Дохоян и Алексей Коротылев. 2 ноября прямо из дома отдыха команды поедут в «Шереметьево». Автобус на 7 утра уже заказан.

– На сайте чемпионата Европы опубликованы составы команд, и складывается впечатление, что уже с учетом рассадки по доскам. Наша мужская команда выглядит так: Свидлер, Карякин, Грищук, Морозевич, Непомнящий. В таком порядке и рассядутся?

– Честно говоря, для меня это большой сюрприз, потому что обычно окончательную заявку главный тренер подает уже на месте. Так было и в Ханты-Мансийске, и в Нинбо. Не думаю, что на европейском первенстве ситуация иная. Может быть, игроки сейчас записаны в том порядке, в котором они давали согласие выступать за команду. Возможно, Свидлер первый написал письмо Рязанцеву: «Я выиграл Кубок мира и хочу возглавлять нашу команду!»

– От Крамника, да и от других людей я слышал, что изначально на чемпионат Европы собирались отправить молодежный состав. Это так?

– В те далекие времена, когда я еще руководил мужской командой, у меня было другое видение ситуации. Я хотел к Олимпиаде 2012 года пропустить через команду как можно больше кандидатов. Но времена меняются, мы проиграли все, что можно, и перед новым тренером поставлена задача: приступить к возвращению утраченных позиций. Поэтому Рязанцев, например, провел переговоры с Карякиным, с которым у меня была договоренность о том, что он по веским причинам не будет играть в Греции. В итоге на чемпионат Европы поедут практически все сильнейшие, за исключением Крамника.

– Получается, Рязанцева «бросили на амбразуру»: если команда не займет первое место, то ему скажут спасибо и до свидания?

– Так, вероятно, и будет. В то же время, у него есть шанс заявить о себе как о тренере.

– Зато задача предельно простая: надо обязательно выигрывать!

– Я бы так не сказал. Вот мы ехали выигрывать чемпионат мира – и что мы там выиграли? Задача – к уже сложившемуся командному духу, к захватившей умы ребят идее о том, что все делают всё для победы, добавить качество игры.

Очевидно, что для большинства наших шахматистов этот год успешен, почти все провели его на высоком уровне, показывали хорошую игру и высокие результаты в личных соревнованиях. У них был отличный настрой на чемпионате мира, многие играли там очень прилично, но то ли психологические, то ли «мифологические» причины помешали реализовать свой потенциал. С этими проблемами надо бороться: играть без паники, без нервов, так же хорошо и уверенно, как играли бы только за себя. Не возводить результат в абсолют, и тогда он обязательно придет.

– Насколько неожиданным для тебя стало преображение Свидлера, который в Нинбо действовал не слишком уверенно, а потом выиграл все подряд?

– Преображение и правда чудесное. Но ведь в Нинбо-то он играл очень и очень прилично, ничего не боялся, смело шел на обострения. А набрал всего 50%, поскольку случались какие-то коллапсы – мимолетные потери концентрации… Анализируя выступление Петра задним числом, можно сказать, что в Нинбо были все предпосылки к тому, чтобы он при своей вполне качественной игре еще и показал хороший результат. К счастью для Свидлера, все у него «срослось» в важнейших личных турнирах. И если у него сейчас спросить, где бы он хотел показать свой лучший результат – на Кубке мира или на командном чемпионате мира, то, как честный человек, он наверняка ответит: конечно, на главном личном турнире года. В Нинбо ему не везло, но в той или иной степени повезло в Ханты-Мансийске. Так что нельзя сказать, что победы к Свидлеру пришли из ниоткуда: играл плохо-плохо и вдруг выиграл Кубок. Нет, уже в Нинбо он играл вполне прилично.

– А какие у тебя будут задачи в Греции?

–Задач несколько: чтобы ребята были накормлены, обуты, хорошо спали, не испытывали никаких бытовых проблем и т.д., и т.п. За шахматную составляющую будет кому потом «отрубить голову».

– В советские времена руководители делегаций пытались руководить всем: и состав определяли, и «разбор полетов» проводили…

– У нас для этого есть Тренерский совет, он потом и «полеты» разберет, и предъявит претензии. У нас опытный Тренерский совет! Я как хороший доктор вижу свою задачу в том, чтобы не навредить.

– На собрания будешь ходить?

– Надеюсь, что нет.

– Ни на мужские, ни на женские?

– На женские меня Дохоян и на порог не пустит, это вообще исключено. На мужских, возможно, и стерпели бы, кривясь. Но надеюсь, что ходить не придется.

– Как оцениваешь перспективы нашей женской команды?

– Китаянки, которые сейчас на подъеме, не играют. А в других командах нет такой обоймы сильных шахматисток. Это означает, что даже тот наш состав, который в последнее время не блещет, будет фаворитом. Да, на последнем этапе Гран-при в Нальчике сестры Косинцевы выступили средненько, Костенюк вообще заняла последнее место; Гунина и Погонина в последнее время играли мало, поэтому трудно сказать, в какой они форме. От наших девушек можно ждать чего угодно, но я верю, что они смогут выиграть. Наши основные конкуренты – сборные Грузии и Украины; это все-таки не китаянки, которые могут при случае «рубануть» 4-0. Полячки давно не обновляют состав. Я не вижу команд, кроме Китая, которые обладают таким же ровным и сильным составом, как у нас.

– Можем надеяться на «золотой» дубль?

– А как же иначе!

Командный чемпионат азиатских городов