29 декабря 2011

Евгений Бареев: На Россию смотрят с завистью

Главный тренер сборных команд России подводит итоги 2011 года в беседе с корреспондентом сайта РШФ Дмитрием Кряквиным

Дмитрий Кряквин: – Добрый день, Евгений Ильгизович! Поздравляю вас с наступающим 2012 годом и желаю в нем новых достижений и успехов! Поскольку мы собираемся обсудить год минувший практически уже под праздничной елкой, то предлагаю даже на самые серьезные темы поговорить с новогодним настроением!
В целом, этот самый 2011 год каким был: хорошим или плохим? Что нам принес символ года – Кролик? И чего ждать от Дракона?
Евгений Бареев: – Думаю, что год был позитивным: на Россию с завистью смотрят как на страну, где шахматисты разных возрастов имеют возможность совершенствоваться и гордиться своей профессией. Кролик, конечно, тут ни при чем, как и заяц-русак. Это результат ежедневной большой работы каждого члена федерации. Следующий год, впрочем, вызывает у меня определенную тревогу. Я опасаюсь, что россияне, позабыв собственную историю и влекомые новыми Троцкими, ударятся в бесконечные шествия, навалятся на демонстрации, а тогда не то что шахматы окажутся под угрозой, а весь уклад жизни, можно сказать, безопасность страны.
Д.К.: – Вопрос от многочисленных читателей и читательниц: «Когда гроссмейстер Евгений Бареев снова сядет за шахматную доску?» Вот Морозевич недавно с блеском вернулся. Может, и вам стоит?


За доской гроссмейстер Евгений Бареев

Е.Б.: – Пожалуй, тех достижений, что были, мне не повторить, и попытка войти в ту же реку в очередной раз представляется глупой. Вероятно, однажды мне захочется играть ради удовольствия, тогда и удовлетворю читательниц. Пока же продолжу приводить в порядок шахматное хозяйство в пределах «спортивного департамента» федерации. Александру желаю успешного продолжения карьеры в 2012 году.
Д.К.: – Как гроссмейстер экстра-класса длительное время обходится без шахмат? Или, может, вы по ночам играете в интернете инкогнито?
Е.Б.: – Нет, в шахматы не играю. Пару раз в месяц могу сыграть в турнирах по покеру. Все-таки я с 9 лет профессионально занимался шахматами и насытился ими сполна. Хотелось бы еще и посмотреть фильмы Висконти, например.
Д.К.: – Планируете ли вы продолжать вести шахматную колонку в «Советском спорте»? Один мой знакомый считает, что с появлением этой рубрики отпала надобность смотреть партии, читать обзоры и репортажи. Проще зайти на сайт «Советского спорта», и там изложено все главное. Например, весь турнир в Порто Каррасе можно описать несколькими вашими фразами: «Свидлер извивался, как молодой угорь; Гашимов не мог найти хода и упал со стула, и в итоге этого всего победили немцы». Как возникла идея появления такой колонки? Получаете творческое удовлетворение от процесса?
Е.Б.: – Идея пропаганды шахмат была заявлена сразу. Нам очень повезло, что «Советский спорт» разрешил давать шахматный материал с крупных турниров. Отдельное спасибо Кириллу Зангалису за то, что в последнее время почти не стало редакторских правок. Он же мне, кроме того, и задал формат, когда я должен читателю, вовсе не умеющему играть в шахматы, дать почувствовать нерв, напряжение и драматургию борьбы, а также рассказать, чем дышат шахматисты на турнире. Приятно, что его редактор отмечал наши репортажи. Удивительно только, что сами шахматисты, во-первых, их читали, во-вторых, читали всерьез. Право, это было не для вас, друзья. Это для тех, кто не читал Набокова. Или читал. Колонку вести не планирую, более того, вынужден отказывать Кириллу даже в комментариях того или иного события. Получается некрасиво, даже неприятно, когда некоторые читатели, которым медведь в детстве крепко наступил на чувство юмора, начинают серьезно, в меру своего понимания комментировать отдельные фразы, вырванные из контекста. Что касается творческого удовлетворения, то я старался каждое слово поставить на единственное для него место. Именно поэтому каждая редакторская правка была как капля крови на клавиатуре при неверно взятом аккорде.
Д.К.: – Давайте перейдем к злободневным вопросам. Отменена первая лига женского чемпионата страны. Это было просто удивительное событие, когда съезжаются 90 женщин со всей страны, подавляющее число которых умные, молодые и красивые. Где еще такое встретишь? Возможно, стоило даже параллельно устраивать круговой турнир ведущих холостых гроссмейстеров страны. А теперь эти все умницы и красавицы будут играть по округам. С чем это связано? Может, сильно замерзли девушки в этом году в Иваново?
Е.Б.: – Мне не кажется, что отмена 1-й лиги – самое злободневное событие этого года. Тем не менее, повторю основные мотивы изменений: унификация систем розыгрыша чемпионата России у мужчин и женщин, экономия бюджетных средств, развитие шахмат во всех регионах вне зависимости от удаленности от Москвы.
Д.К.: – В этом году в клубном чемпионате страны командам «Ямал» и «Атом» (а также ряду других, которые до этого играли в высшей лиге) дали возможность вступить в суровую, но уж слишком неравную борьбу с суперклубами. Как вам практика смешанного командного чемпионата страны, и какие шансы у «Ямала» и «Атома» победить СПБШФ и ШСМ-64 в 2012 году?
Е.Б.: – Надеюсь, что количество команд в этом году подрастет, и «Ямал» будет в основном сражаться с «Атомом». Победить же можно любого соперника, если здорово играть или дождаться ошибки соперника из Санкт-Петербурга. Кроме того, команду с любым названием можно наполнить могучими шахматистами, если привлечь доброго спонсора.


На закрытии командного чемпионата России 2011 года в Ольгинке. Евгений Бареев, Борис Постовский и Вячеслав Намруев

Д.К.: – Принято решение о повышении проходного рейтинга в Высшую лигу чемпионата страны. С чем это связано? Вот, например, у мужчин проходной рейтинг 2625. Скажите, а если Анатолий Евгеньевич Карпов с 2617 попросится сыграть в высшей лиге, то вы его пустите или только через отбор?
Е.Б.: – Инфляция рейтинга заставляет поднимать проходной порог. Кроме того, в 2012 году больше выходящих мест отдано в первенство федеральных округов, а количество участников Высшей лиги остается примерно таким же. А для Анатолия Евгеньевича место в турнире наверняка найдется. Только вроде как в Думе решительно собираются бороться за посещаемость депутатами пленарных заседаний.
Д.К.: – Также принято решение о том, что в Высшей лиге чемпионата страны все расходы участников – за счет командирующих организаций. В вашей замечательной книге «Записки секунданта» есть очень интересная мысль о том, что не так просто играть в шахматы, когда человек «съел скудный обед в студенческой столовой». Не получится ли у нас такого?
Е.Б.: – Нормативы Минспорттуризма на питание в чемпионатах и первенствах страны 700-1000 рублей. Стоимость хорошего обеда в студенческой столовой 150-250 рублей, бизнес-ланча в Москве 250-350 рублей. По цифрам все не так плохо.
Д.К.: – Через несколько месяцев после окончания Высшей лиги 2011 года среди мужчин в интернете появились открытые письма ее участников, которые требовали у организаторов выплатить призы и просили РШФ восстановить справедливость. Почему возникла такая форс-мажорная ситуация, улажена ли она? Скажите, а когда происходит конфликт организатора и игрока, ваши симпатии на чьей стороне сейчас? Вы себя теперь ощущаете больше гроссмейстером или функционером?
Е.Б.: – Функционер стоит между шахматистом и организатором и следит, чтобы права и обязанности обеих сторон соблюдались. Не устаю повторять, что я занимаю нейтральную позицию. Призовой фонд в Высшей лиге формировался из средств РШФ и организаторов в равных долях. Было решено, что призы выплачивают организаторы, и свою часть РШФ своевременно перевела по назначению. К сожалению, у Ростовской областной федерации что-то не заладилось с выплатами. Тем не менее, мы и в устной, и в письменной форме напоминали о необходимости выполнить свои финансовые обязательства перед шахматистами. Сергей Анатольевич Нестеров сам очень переживал, что попал в подобную ситуацию. На сегодняшний день он полностью рассчитался со всеми.
Д.К.: – В 2011 году впервые после большого перерыва был проведен полноценный Кубок России с большим количеством этапов, хорошими призовыми фондами и отлично организованным финалом в Магнитогорске. Также впервые в истории прошла серия турниров Рапид Гран-при, в финале которой выступили, например, Грищук, Непомнящий, Яковенко, Морозевич. По слухам, в стране появилось несколько новых шахматистов-миллионеров (адреса и фамилии не прилагаются). И в 2012 году с каждого этапа еще будут дополнительно собирать по 100 тысяч рублей на финал. Зачем? Не выйдет ли так, что участник, занявший последнее место в Мемориале Таля, обижено скажет, что ему этот Мемориал даром не нужен, а финансово гораздо выгоднее сыграть в финале Кубка и Гран-при?
Е.Б.: – Не верьте слухам, Дмитрий, и не читайте шахматные сайты. В этом году, действительно, было много хороших турниров. Главное, что был составлен неплохой календарь, и шахматисты имели возможность сыграть и в Мемориале Таля, и в финале Гран-при. Система розыгрыша кубка России и Гран-при 2012 года позволяет провести финальные турниры даже без большого спонсора, что важно на случай непредвиденных обстоятельств. РШФ должна выполнять взятые на себя обязательства.
Д.К.: – В своей статье на сайте chess-news.ru гроссмейстер Марина Романько указывает на тревожную ситуацию с женским Кубком России. По ее словам, возможна ситуация, при которой в 2012 году пройдет всего два этапа женского Кубка. Не забываете о женском среднем классе?
Е.Б.: – Не забываем, призовой фонд у женщин вполне достойный. Другое дело, что организаторы отказываются проводить этапы женского Кубка, предпочитая мужской. На сегодняшний день на 10 мужских этапов приходится лишь два женских, а значит, на 2013 год предстоит разработать для женщин что-то новое и оптимистическое. Надеюсь, что Марина и женская комиссия РШФ выйдут с интересными предложениями.
Д.К.: – В течение 2011 года ряд наших ведущих гроссмейстеров вел лекции и занятия с перспективными юниорами. Как вы считаете, эта работа оказалась плодотворной, или в 2012 планируется приглашать больше профессиональных тренеров?
Е.Б.: – Не вижу недостатков в идее привлекать сильных гроссмейстеров на юношеские УТС. Я на таких же сборах слушал лекции Юсупова, Белявского, Разуваева. Никому в голову не приходило удивляться, что действующие претенденты и чемпионы СССР читают лекции лучшим молодым шахматистам. Я сам читал лекцию юному Крамнику, и он, кстати, весьма неплохо тогда соображал. В общем, хотелось бы эту практику сохранить.
Д.К.: – Как проходит в России реализация проекта «Школьные шахматы», и какие шаги планируется предпринять для пропаганды шахмат?
Е.Б.: – Для начала предполагается написать современный школьный учебник для начинающих. Одновременно необходимо создать условия для подготовки и переподготовки педагогов начальных классов. Если удастся объединить усилия министерства образования и федерации, то за 3-5 лет удастся сдвинуть проект практически с нулевой отметки. Что касается пропаганды, то результаты шахматистов и достойные награды за них – лучший стимул заниматься шахматами.
Д.К.: – В свое время Виктор Корчной сыграл роль в фильме о шахматах «Гроссмейстер». А если бы вам предложили сыграть в кино роль шахматиста, согласились бы? А если бы было предложение сыграть какого-то чемпиона мира, кого б выбрали?
Е.Б.: – Думаю, у меня неплохо бы получилась роль сравнительно молодого Корчного, я его приравниваю к чемпионам мира по совокупности. Согласился бы, конечно, сыграть и в любой эпизодической роли. Когда смотрю фильмы Говорухина, всегда жду момента выхода на сцену Александры Костенюк, завидую ей, как и всем актерам.
Д.К.: – В мае 2012 года в Москве пройдет матч на первенство мира Ананд – Гельфанд. Какие планируются на этом состязании мероприятия для зрителей? Не собираются ли проводить параллельно в Москве какой-то опен, чтобы люди могли приехать поиграть да на грандов посмотреть?
Е.Б.: – Точно планируется, как и во время сентябрьского мемориала Ботвинника, пригласить на праздник шахмат детей. Не уверен в необходимости проведения еще одного турнира. В течение года есть достаточное количества этапов розыгрыша Кубка России и Гран-при, да и календарь перенасыщен турнирами по всей Европе. В любом случае, конкретную программу параллельных мероприятий еще предстоит наметить.
Д.К.: – На осеннем Тренерском совете большинством голосов было принято решение о том, чтобы рекомендовать Евгения Бареева на пост главного тренера мужской сборной России по шахматам. Причем и Рязанцев, и Дохоян голосовали за вас, а после окончания Тренерского совета Юрий Рафаэлович даже дал интервью, в котором отметил, что на 100 процентов поддерживает вашу кандидатуру. Однако главным тренером команды в Порто-Каррас поехал Александр Рязанцев. Что осталось за кулисами?
Е.Б.: – Вообще, время между чемпионатами мира и Европы вспоминаю как страшный сон. Решение того памятного Тренерского совета ведь не было единогласным. Небольшой сплоченный коллектив опытных тренеров лоббировал Александра Мотылева на высокий пост. Видимо, отсутствие единого мнения и послужило причиной принятия соломонова решения. Но этот разлад и разруха в умах, в итоге, охватили не только тренеров, но и игроков. Неудивительно, что соревнование закончилось оглушительным провалом. Апофеозом того Тренерского совета, на мой взгляд, была настоятельная рекомендация послать на чемпионат Европы с Карякиным персонального тренера, как непременное условие его хорошего выступления. Мотылев и поехал. Перефразируя вопрос про дыни из фильма про вокзал, адресованный пианисту проводником, хочется спросить Александра: «Тебя зачем послали-то, готовить варианты или по дискотекам с подопечным бегать перед решающими партиями»?


Евгений Бареев и Сергей Карякин. Командный чемпионат мира, Нинбо 2011 г.

Д.К.: – Не помешает ли нашей мужской команде постоянная смена тренеров? Ведь никогда за всю историю отечественных шахмат не было такого, чтобы даже не за год, а за несколько месяцев сменилось три главных тренера.
Е.Б.: – Той команде, что была в Греции, смена тренеров не могла ни помешать, ни помочь. Пока каждый член команды не поймет, что результат зависит от отношения к делу каждого, воз не сдвинется с места. Можно хотя бы или притворяться и не показывать, что тебя, по большому счету, не интересует результат команды, или просто отказываться играть за сборную. Последнее честнее и правильнее. Чехарда тренеров, конечно, на пользу не идет. Надеюсь, что Дохоян – это качественно и надолго.
Д.К.: – Кстати, недавно Сергей Смагин порекомендовал Илье Левитову по утрам выводить команду на зарядку. Как вы считаете, кто из наших «сборников» лучше всех справлялся бы с утренними упражнениями, а кто был бы отстающим?
Е.Б.: – На сборах все показывали себя с самой лучшей стороны на спортивных площадках. Я бы не упрощал проблему.
Д.К.: – Сейчас Юрий Дохоян уйдет в мужскую сборную, а что же будет с женской? Вот, уже в Турции тревожные звоночки были... Не получится ли этакий «тришкин кафтан»?
Е.Б.: – Я думал о тревожных звоночках. Мне кажется, что наши девушки провели не самый удачный год, и динамика Эло это подтверждает. Тем не менее, во время обоих командных турниров они играли «на зубах», на пределе своих сил, и поэтому удача нередко улыбалась им. Самое главное, что Дохоян привил им отношение к работе, а это никуда не уйдет. Новый тренер, определенно, должен, привнеся индивидуальность и собственный стиль, сохранить дух команды-победительницы. Хочется верить, что спад в игре у девушек был временным, и в следующем году их былая мощь вернется.
Д.К.: – В этом году мужской Суперфинал страны проводился при 8 участниках и выдался ярким, зрелищным и боевым. Тем не менее, принято решение вновь вернуться к старому, сурово раскритикованному в 2010 году формату с 10 участникам. С чем это связано?
Е.Б.: – Все с той же унификацией. Удобнее, чтобы турниры мужчин и женщин проходили одновременно – это разгрузит календарь и облегчит работу федерации. То, что турнир намечен на август, позволяет надеяться, что приедут все сильнейшие российские шахматисты, те, которые не отсиживаются в окопах.
Д.К.: – На одном из последних Наблюдательных Советов было провозглашено, что в ближайшее время Россия предпримет все возможные шаги, чтобы вернуть в страну обе шахматные короны. Если вспомнить фильм «Корона Российской Империи», то к кому мы сейчас ближе – к Неуловимым мстителям или штабс-капитану Овечкину с месье Дюком?
Е.Б.: – Мужчинам попроще: один из трех богатырей должен выиграть турнир претендентов, а затем матч – у Ананда или Гельфанда. Задача сложная, но не безнадежная. Все трое сильны как никогда, согласно результатам личных турниров этого года. Девушкам прежде необходимо вернуть стабильную мощную игру и переломить тенденцию, когда встреча с любой китаянкой за 2500 превращается в битву за выживание.
Д.К.: – В сентябрьском интервью вы говорили, что РШФ прилагает огромные усилия для того, чтобы «поднять» в стране детские шахматы, но требовать немедленных побед на международных детских турнирах рано. Вас удовлетворили итоги детской Олимпиады, первенств Европы и мира среди юношей? Есть ли среди наших победителей и призеров потенциальные звезды мировой величины?
Е.Б.: – Результаты этого года не могут не радовать – в общекомандном зачете выиграны все турниры. Достаточно сказать, что на первенстве мира 2010 года добыли три бронзовые медали, а в 2011 году - три золотые с серебряными в придачу. Тем не менее, стоит подождать хотя бы турниров следующего года, чтобы проверить, насколько результат не случаен. Отрадно, что тренерский коллектив действовал с самоотдачей, не для галочки. Среди мальчиков у нас в этом году выделялся Федосеев, а девочки вообще все замечательные, никого выделить нельзя, медалей полный мешок привезли.
Д.К.: – Евгений Ильгизович, если бы вы сейчас, перед Новым Годом, могли загадать одно короткое желание про российские шахматы, но которое обязательно сбудется, о чем бы вы подумали?
Е.Б.: – Чуть расширю периметр. Чтобы все турниры, запланированные на 2012 год в календаре ФИДЕ и РШФ, прошли в свой срок и без форс-мажора.

Фотографии Владимира Барского и Марии Фоминых


Турнир претендентов