13 апреля 2020

Компьютерные технологии: портрет на фоне эпохи

Рассказывает мастер спорта, генеральный директор ООО «Дайв» Сергей Абрамов

Во время распространения коронавируса всем в шахматном мире приходится чаще использовать компьютерные технологии. Большинство пользовались компьютерными технологиями и раньше, но только для работы с базами партий, подготовки к сопернику, анализа партий и игры через интернет. Но наше время диктует необходимость посмотреть на весь спектр технологий, чтобы понять, какие технологии есть и почему они появлялись и менялись.

Все мы знаем российскую интернет-компанию «Яндекс» и пользуемся ее многочисленными сервисами. Но далеко не все знают, что в России есть компания «Дайв», которая по количеству своих программных продуктов и качеству шахматных технологий занимает в шахматах примерно такое же место, какое компания «Яндекс» - в российском интернете. 

Компания «Дайв» работает уже около 30 лет, и на примере созданных ею технологий можно проследить историю развития шахмат в России и мире. Менялись компьютерные устройства, менялся шахматный мир – менялись и программные продукты компании.

В далеком 1990 году персональные компьютеры только начинали входить в жизнь людей. До этого шахматисты готовились к партии, просматривая перед игрой все дебюты, которые могли встретиться. К конкретному сопернику могли подготовиться, только просмотрев бланки его партий из текущего турнира. Публиковались в шахматных бюллетенях и югославском «Информаторе» только партии супергроссмейстеров, а что именно ждать в дебюте от обычного гроссмейстера или мастера – было совсем не понятно. За решение этой задачи – систематизировать шахматный багаж знаний – взялись выпускники Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. В 1990 году была выпущена первая версия информационно-поисковой программы Chess Assistant 1.0 для DOS, предназначенная для эффективной работы с партиями и базами данных. Примерно в эти сроки в Германии была выпущена программа ChessBase, и именно эти две программы стали на много лет лучшими помощниками шахматистов.  

Если мы вспомним историю, то примерно с 1989 года широко открылись границы, и сильные советские шахматисты поехали покорять многочисленные зарубежные опен-турниры. Расходы на проезд были в рублях (даже в западные страны), а призы – в долларах и немецких марках, плюс была возможность за рубежом что-то продать и что-то привести обратно (цены на некоторые товары в СССР и других странах могли отличаться в пять-десять раз). Все это дало возможность сотням советских мастеров и гроссмейстеров начать зарабатывать неплохие по тем временам деньги и почувствовать себя вполне обеспеченными людьми. Но тонкий ручеек шахматистов, которые начали ездить и выигрывать шахматные турниры, очень быстро стал превращаться в реку –за рубеж поехали все, кто хорошо играл, так как это было единственной возможностью зарабатывать шахматному профессионалу в те годы. Конкуренция на опен-турнирах между шахматистами стала очень острой – чтобы побеждать, надо было играть лучше других и быть лучше готовым. В связи с этим, примерно в 1992-1994 годах началась первая шахматная компьютерная революция – мастера и гроссмейстеры стали покупать ноутбуки и информационно-поисковые шахматные программы, чтобы было удобно хранить свои дебютные анализы, быстро находить интересующую информацию и важные партии, заранее изучать партии своих соперников и точечно готовится к ним в дебюте. Подписка на новые партии (в те времена отправлялась ежемесячно на дискетах по почте) давала возможность оперативно пополнять свои базы данных. Такой подход стал давать свои плоды – те из сильных шахматистов, кто не присоединился к первой компьютерной революции, имели меньше шансов попасть в призы. 

При этом ноутбуки стоили тогда существенно дороже $1000, а программа ChessAssistant в России - $350 (при этом покупательная способность доллара тогда была минимум в 4-5 раз выше, чем сейчас). Освоение компьютерной техники людьми, никогда до этого не работавшими с персональными компьютерами, шло непросто. Но чего не сделаешь ради победы!

В 1995 году Microsoft выпустила Windows 95, и уже через несколько лет почти все компьютеры в мире открывались заставкой Microsoft. Компания «Дайв» (в которую входили выпускники двух ведущих московских вузов МГУ и МИФИ – сильные программисты и шахматисты) шла в ногу со временем и выпустила в 1996 году версию Chess Assistant для Windows. Это была уже очень мощная программа: быстрое дерево, в котором можно было мгновенно перемещаться от хода к ходу; разнообразные поиски по позиции, элементам позиции, соотношению материала; удобный просмотр и редактирование партий; легкое объединение баз и нахождение дублей. 

Примерно в то же время начали появляться шахматные игровые программы, которые уже играли весьма неплохо, но в анализе и игре почти всегда переоценивали роль шахматного материала и недооценивали динамику шахмат. Пренебрежительное отношение к игровым программам у гроссмейстеров и мастеров быстро сошло на нет после первых поражений ведущих шахматистов. А когда в феврале 1997 года чемпион мира Гарри Каспаров сенсационно проиграл в матче суперкомпьютеру DeepBlue, шахматные профессионалы захотели использовать игровые программы в своей подготовке, и это привело ко второй компьютерной революции в шахматах. Стало понятно, что в лице игровой программы спортсмены получили наставника, который играет в шахматы лучше любого «белкового» шахматиста.

Изменились и требования к ноутбуку: шахматисты стали обращать большое внимание на производительность процессора, ведь от него в первую очередь зависела сила игры программы. И с каждым годом шахматисты стали все больше советоваться и доверять анализу своего «железного» друга.

Компания «Дайв», идя в ногу со временем, в 1995 году разработала свою игровую программу «Дракон», которая играла в мастерскую силу. Но в то время появились в мире еще десятки игровых программ, в том числе бесплатных, поэтому было решено прекратить разработку и ограничиться сотрудничеством с ведущими разработчиками. В декабре 2005 году новой звездой среди шахматных программ стала программа Rybka (автор - Васик Райлих из Чехии). И именно эта программа стала на долгие годы (2006-2011) игровым и аналитическим модулем в программе Chess Assistant. ВерсияChess Assistant с Rybka, выпущенная в 2006 году, является прообразом современного Chess Assistant, который дополнен новыми возможностями и движками. Также компанией «Дайв» в те годы была выпущена игровая программа Rybka Aquarium, которая давала очень качественный анализ, благодаря автоматической помощи игровой программе в режиме анализа. Известно, что качество анализа быстро снижается в зависимости от его глубины, но если игровая программа передвигается по ветке анализа, то по мере углубления качество резко растет. «Аквариум» давал возможность управлять анализом шахматистам, а также мог автоматически двигаться по веткам по своему алгоритму, и, таким образом, за то же время получался анализ во много раз точнее и лучше. Эта функция «Аквариума» до сих пор очень востребована среди игроков по переписке, потому что позволяет им побеждать менее технологически продвинутых соперников. К сожалению, победная поступь программы Rybka оборвалась неожиданно – в 2011 году программа Houdini выиграла матч у программы Rybka, и хуже того – в этом же году автора программы Rybkaобвинили в плагиате и запретили играть в чемпионатах мира среди программ, сняв все чемпионские титулы, выданные ранее. Мое мнение, что решение было слишком жестким и неоправданным – автор Rybka использовал лишь простые базовые наработки слабых движков с открытым кодом, которые были слабее Rybka на сотни пунктов рейтинга, чтобы быстрее перейти к сложным алгоритмам, которые в конечном итоге и сделали Rybka многократным чемпионом мира. В итоге Васик Райлих оставил шахматы навсегда, а среди программ долгие годы доминировал Houdini, который стал следующей программой, встроенной в Chess Assistant. 

Со временем шахматный мир менялся не только вглубь, но и вширь. Все больше и больше шахматистов (от разрядников до гроссмейстеров) стали использовать возможности информационно-поисковых систем и аналитических модулей. Фактически без такой работы – ввод и анализ своих партий, подготовка к сопернику, поддержка актуальной базы партий – сейчас уже невозможно представить себе серьезной работы над шахматами. В России у Chess Assistant тысячи пользователей, ежедневно работающих с программой и повышающих с ней свой уровень мастерства. При этом цена на программу не меняется уже 20 лет и составляет сегодня около 4000 рублей (что по текущему курсу составляет менее $55), что по покупательной способности примерно в 25 раз дешевле, чем в 1995 году.

Одновременно с изменениями в мире профессиональных шахмат изменения происходили и в мире шахмат для любителей. Многие любители занимались ранее по книжкам и учебникам, но шахматные учебные программы оказались намного удобнее и полезней.

С 1995 года компания «Дайв» начала работу по выпуску учебных шахматных программ. Первой и очень востребованной программой стала программа “CT-ART” – шахматный тренажер по тактике, в которой есть не только много тактических тем, но также имеется хорошо продуманная система подсказок и вспомогательных учебных позиций на фрагменте доски.



В сотрудничестве с прекрасным тренером международным гроссмейстером Александром Калининым были выпущены программы «Стратегия» и «Энциклопедия Миттельшпиля» в пяти частях, которые по праву считаются лучшими учебными программами для шахматистов 1-го взрослого разряда и КМС. В каждой из программ есть не только огромный теоретический материал, но и тысячи упражнений из практических партий.

Далее в сотрудничестве с разными авторами было выпущено еще свыше 50  учебных программ, которые покрывают все дебюты, все стадии партии и все уровни от новичка до мастера. 

Между тем шахматный мир не прекращал меняться. Шахматы из элитарной игры, в которую играют интеллектуалы, стали широкодоступным средством массового обучения. Постепенно во всем мире и в России в 2000-е годы начал создаваться некоторый консенсус в общественном мнении: шахматы для детей – это полезно. И именно обучение детей стало восприниматься шахматистами как хорошая альтернатива участию в турнирах, в которых из-за понижения покупательной способности валюты и усилению конкуренции даже гроссмейстерам заработать стало достаточно сложно. И для многих шахматистов более предпочтительным способом заработка стали уроки с юными шахматистами через интернет. Вести занятия онлайн можно разными способами, начиная с самых примитивных, например, Skype-конференции с демонстрацией ученику экрана преподавателя. Увидев новую тенденцию, компания «Дайв» в 2006 году разработала мощный инструмент для дистанционных занятий шахматами – программу VIP-Тренер. Программа дает возможность преподавателю и ученикам удобно взаимодействовать через Интернет. Преподаватель может:

- Создавать группы и логины учеников в неограниченном количестве;

- Проводить онлайн-занятия, используя свои базы или готовые материалы (в программе свыше 7000 упражнений и учебных партий от новичка до КМС). Во время онлайн-занятия преподаватель управляет виртуальной доской, которую видят ученики. Преподаватель может показывать на ней учебные примеры, по ходу применяя маркеры, указки и запуская игровые программы, а также давать ученикам тестовые задания, которые каждый решает самостоятельно. Преподаватель может давать право ученикам вводить ходы и варианты на виртуальной доске, что позволяет использовать программу также для анализа или разбора сыгранных партий;

- Давать задания для самостоятельной работы и в любой момент увидеть не только статистику решений, но и ошибки которые делал по ходу решения каждый ученик;

- Проводить сеансы одновременной игры, тренировочные партии и турниры между учениками.



Развитие интернета сделало шахматную игру более доступной, чем раньше. Не обязательно ехать час в игровой зал, если можно сразиться через интернет. Также за шахматными партиями профессионалов удобней и проще наблюдать не из зрительного зала, а через экран компьютера. Эти тенденции привели к третьей компьютерной революции – шахматы начали уходить в сеть, появилась интерактивность. 

В 2004 году компания «Дайв» выпустила свою игровую зону «Шахматная планета». На этой платформе в том же 2004 году был проведен первый открытый кубок России по блицу через интернет, собравший сильный состав. С 2007 года на портале «Шахматная планета» проходит открытый лично-командный интернет-Кубок Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по шахматам. Так как аудитория отличается между собой и разрастается, портал «Шахматная планета» также меняется, адаптируясь под разные аудитории и устройства. Теперь портал «Шахматная планета» состоит из следующих трех площадок:

1) СhessKing.com – площадка для разрядников, которые хотят играть и учиться. Основная аудитория – шахматисты-разрядники.  Для шахматных федераций, клубов и организаторов из России игровая зона www.ChessKing.com бесплатно предоставляет права организации и проведения своих турниров; 

2) Chessplanet.ru – площадка известна своими сильными командными турнирами, собирающими мастеров и гроссмейстеров. Именно на ней в мае в 14-й раз (!) пройдет традиционный открытый лично-командный интернет-Кубок Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по шахматам;

3) Шахматнаяпланета.рф – площадка для школьников и преподавателей, на которой проходят межшкольные онлайн-турниры.

 



Помимо игры на площадках, есть мощные возможности для обучения. На платформе Шахматнаяпланета.рф есть все для проведения занятий со школьниками:  102 готовых, озвученных и анимированных дистанционных урока, включающих теорию и практику, с помощью которых вести занятия может даже не умеющий играть преподаватель; дистанционный курс повышения квалификации для преподавателей “Как преподавать шахматы в школе” (72 часа).



Но самые мощные возможности для обучения представлены на портале www.ChessKing.com

Все 60 учебных курсов, а это в сумме 100 000 упражнений и учебных партий, разделены на уровни сложности от 0 (новичок) до 9 (мастер). Ученик может идти от уровня к уровню вверх, проходя теорию и решая практику. При этом сама программа автоматически задает ему уроки, которые он должен пройти, чтобы двигаться вверх дальше, в зависимости от результатов его работы.

С курсами можно работать как через web-интерфейс, так и через смартфоны/планшеты для iOS и Android – вся статистика работы доступна ученику и его тренеру. 



Также имеется отличный режим «Конкурс», при котором все участники одновременно решают одинаковые упражнения. Побеждают те, кто набрал больше очков и за меньшее время. 5 апреля 2020 года в этом формате прошел первый Всероссийский конкурс решения шахматных упражнений при поддержке Федерации шахмат России. Так что осваивайте новые технологии и совершенствуйтесь. Все возможности для этого есть и в режиме самоизоляции!

Турнир претендентов