8 июня 2020

Любимый ботинок Бареева

Гроссмейстер Ян Непомнящий – в очерке пиар-директора ФШР Кирилла Зангалиса

Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать — почти всегда значит ошибаться.
Пауло Коэльо

2002

Я никогда не был болельщиком одного из самых сильных шахматистов современности Яна Непомнящего. Правда, до определенного момента, но об этом расскажу чуть позже. А пока Ян — один из главных конкурентов моего Сереги Карякина.

Кстати, их пути очень похожи. Оба родились в плодовитый шахматный год — 1990-й. Это еще и год рождения Магнуса Карлсена. Оба очень рано заявили о себе и с самого детства достигли больших результатов, оба являются обладателями огромного таланта.

Буквально на днях мне попалось на глаза интервью 12-летнего чемпиона мира и Европы в своей возрастной категории Яна Непомнящего («Шахматная неделя» № 5/2003; вопросы задавал Илья Одесский). Я был просто поражен рассудительностью ответов; судите сами.

Юный чемпион

— Ян, наверное, 2002-й год — самый счастливый в твоей жизни?

— Да, год весьма удачный. Но сказать, что он был по-настоящему счастливым, нельзя. Счастье — все-таки больше, нежели только шахматные победы.

— А что нужно для счастья?

— Чтобы было все в порядке в бытовом плане, чтобы ничто не огорчало. А в прошедшем году были и неприятные вещи. Нет, полностью счастливым я себя не чувствую.

— Как в семейном кругу отмечался выигрыш ЧМ и ЧЕ?

— Без фейерверков, но тортик был! Баловство нечастое, три раза в год: после чемпионатов и на день рождения.

Я не считаю себя сильнейшим шахматистом в мире в своем возрасте, как и слабейшим; не склонен ко всяким крайностям. Вот если бы сборная России по футболу выиграла чемпионат мира, может быть, я и кричал бы от радости.

— В родном Брянске ты, наверное, звезда?

— Свою «звездность» ощущаю максимум неделю после приезда с турнира. Журналисты задают вопросы до того одинаковые, что просто смешно. Потом находится следующая «звезда» — и тоже на неделю.

— После поражений ревешь?

— Практически уже нет.

— А теоретически?

— Иногда бывает. Но, кажется, появляется устойчивость к поражениям.

— Какая твоя самая отрицательная черта характера?

— Даже и не знаю. Впрочем, люблю порой показаться фамильярным.

— В школу ходишь?

— Я хожу в гимназию. Она отличается от обычной школы лишь тем, что в нее, во-первых, надо поступить, а, во-вторых, из нее можно «вылететь».

— Мама сопровождает тебя на все соревнования. Насмешек, что ты «маменькин сынок», не боишься?

— Слышать приходилось, но всегда отвечаю: «Что делать». Мама помогает настраиваться на игру. Если я неудачно играю, лишь она может меня успокоить.

— Что интересует, кроме шахмат?

— Активно занимаюсь спортом. Играю в настольный теннис, начал заниматься большим.

— На девочек внимание обращаешь?

— Пока нет. «Первым делом, первым делом самолеты»…

— Круг чтения?

— Разнообразная толкиенистика. Мечтаю, когда обзаведусь домашним Интернетом, записаться в компьютерный клуб толкиенистов.

— Музыка?

— Классика и барды. Кассеты с записями беру на турниры. Когда остаюсь сам с собой, напеваю.

— Кино, театр?

— Во время Мемориала Петросяна ходил в Ленком на «Юнону и Авось». Мне понравилось.

— Телевизор смотреть не запрещают?

— Нет, но когда это переходит разумные границы, меня пытаются отвлечь.

— У тебя есть цель в жизни?

— Сделать много добра людям.

— Разным или близким?

— Сначала близким, потом разным.

— Ян, шахматы твердо станут главным делом твоей жизни?

— Хотелось бы ответить утвердительно года через три-четыре.


Москва. 22 декабря 2010

На Суперфинале чемпионата России-2010 два двадцатилетних парня — Сергей и Ян — оставили не у дел своих старших товарищей и набрали одинаковое количество очков. Судьбу «золота» должен был решить тай-брейк. Фаворитом считался Карякин, он и давил в дополнительных партиях, но Непомнящий показал характер и отзащищался. Ничья черными фигурами в «Армагеддоне» принесла ему титул сильнейшего гроссмейстера страны. Тогда состоялась наша первая встреча и первое интервью. Тогда мы еще общались на «вы»…

— Ян, а вы, оказывается, большой везунчик. Перед последним туром вы отставали от Карякина на пол-очка, но Сергей уступил Владимиру Малахову…

— Несомненно, удача была на моей стороне. Мне нужно было на заказ побеждать в заключительном туре Никиту Витюгова, чтобы улучшить свое положение, но я сыграл вничью. Однако Сережа Карякин, который очень хорошо выступал на этом турнире, неважно разыграл дебют, сразу же получил сложности. Я понял, что у меня есть шанс догнать Сергея и решить судьбу чемпионства в дополнительном матче. Так оно и получилось. Понимал, что у меня есть небольшое преимущество. Карякина измотала партия с Малаховым, у меня было больше времени на отдых.

— Чувствовали, что можете победить?

— Верил в это. Я много играл и играю в быстрые шахматы. И блицпартии — это своего рода лотерея. К тому же на моей стороне было психологическое преимущество. Ведь Карякин уступил в заключительном туре, расстроился, понял, что «золото» от него ушло в самый последний момент и теперь все нужно начинать заново.

— Три партии дополнительного матча я смотрел в компании многократного чемпиона России Петра Свидлера, который на этом турнире разделил третье-четвертое места. Он сказал, что во всех поединках у вашего противника было немного лучше. Ну, а в решающей партии вы должны были проиграть…

— С Сергеем в принципе очень тяжело бороться. Он сейчас играет просто здорово. Мы знаем друг друга слишком хорошо. Но в первом поединке я нашел точную защиту, и Карякину не удалось в ладейном эндшпиле реализовать лишнюю пешку. Во второй партии я бы не сказал, что выглядел хуже (на самом деле, как объяснил Свидлер, Карякину мог принести победу точный тактический удар, но он прошел мимо форсированного выигрыша). Ну, а заключительная битва… Признаю, что при классическом контроле времени у меня было бы безнадежно. Но мозгами-то понимал, что это блиц, а соперник сильно устал. Я стоял до конца и победил.

— Примерно пять лет назад шахматные специалисты говорили, что в мире появились три новых таланта, три претендента на звание чемпиона мира: Магнус Карлсен, Сергей Карякин и Ян Непомнящий, однако потом пошли разговоры, что вы из этой гонки выпали. Но ваша игра в этом году доказывает обратное.

Ян Непомнящий и Магнус Карлсен

— Конечно, уже тогда лестно было слышать, какой я одаренный парень, — смеется Ян. — Это не пошло мне на пользу. Уж слишком легко мне давались все победы, без всякого напряжения я громил своих сверстников. В таком возрасте трудно контролировать характер. Я переживал долгую и затяжную звездную болезнь. Но, повзрослев, победил ее. И сейчас я стал более напряженно работать над собой, пришли результаты. За то время, пока я топтался на месте, Карлсен и Карякин ушли в солидный отрыв. Особенно Магнус. Сейчас мне будет непросто наверстать упущенное, но у меня проснулось желание играть в шахматы, и играть хорошо.

— Вы великолепно провели Олимпиаду в Ханты-Мансийске, играя за вторую сборную России. Потом главный тренер первой команды Евгений Бареев посетовал, что не пригласил вас к себе…

— Не мне решать, где и на какой доске выступать. Я чувствовал себя в хорошей форме, играть на первой доске было комфортно. Ханты-Мансийск придал мне уверенности.

— Можно сказать, что сейчас вы включитесь в борьбу за мировую корону, ведь каждый мальчишка в детстве мечтал стать чемпионом?

— Меньше всего думаю об этом. Рано говорить о чемпионстве, нужно научиться обыгрывать топ-гроссмейстеров, несколько раз хорошо выступить на супертурнирах, а потом уже думать о том, как бороться за корону.

— После победы вас поцеловала очень красивая блондинка…

— Это моя девушка Яна, мы встречаемся уже два года. Естественно, что здесь она была моим самым преданным болельщиком.

— Знаю, что вы очень увлекаетесь компьютерными играми?

— Да, особенно мне нравятся стратегии. Хотя, когда есть настроение, могу и «пострелять». Много времени провожу в Интернете, изучая околошахматную литературу.

— Куда собираетесь потратить призовые за победу на турнире? Вам полагается 850 000 рублей…

— Даже не задумывался над этим, но скажу откровенно, что сделал себе отличный подарок на Новый год.

Грозный Ян

Если честно, мне кажется, что этот разговор был еще вчера. Но шутка ли, мы с Яном общаемся уже десять лет, и общение наше проходило разные стадии.

Карякин действительно вырывался вперед. В 2012 году Сергей нашими совместными усилиями получил первый серьезный рекламный контракт и стал чемпионом мира по быстрым шахматам; в 2014-м Карякин выиграл «серебро» на турнире претендентов; в 2015 — Кубок мира, а в 2016 вышел на матч за корону, в котором в основное время не уступил лучшему гроссмейстеру планеты Карлсену (поражение на тай-брейке), а завершил год победой на первенстве мира по блицу.

Ян все эти годы играл очень неровно, то приближаясь к первой десятке, то вылетая за черту тридцати лучших в мире. Были отличные локальные успехи, но глобально Непомнящий не мог пробить какую-то только ему ведомую стену, после чего он бы засиял всеми красками своего таланта.

У меня были свои методы в работе с Карякиным в поле пиара. О Сереге узнала вся страна, он стал брендом. Понимаю, что Яна могло это раздражать, ведь в личных встречах он часто обыгрывал своего ровесника и чувствовал, что, как минимум, не слабее, а может быть, даже сильнее конкурента и товарища по сборной. Только вот вся слава, деньги и внимание прессы доставались Карякину. Поэтому я совершенно не был удивлен, что Непомнящий относился лично ко мне, как минимум, прохладно, хотя наши пути-дорожки ни разу не пересекались. Если честно, я немного переживал из-за этого, так как мне казалось, что мы с Яном не только могли бы найти общий язык, но подружиться и даже поработать вместе.


Нью-Йорк. Ноябрь 2016

За эти шесть лет мы неоднократно пересекались на турнирах, общаться стали чаще, но не близко. Как-то поговорили откровенно и выяснили, что между нами все хорошо. Больше скажу, в таких случаях никогда не нужно слушать третьих лиц, завистников и сплетников. Как меня ни настраивали против Яна, голова у меня была на плечах своя, как выясняется. Так же, как и у него.

В США Ян прилетел по приглашению организаторов как почетный гость и комментатор. Прилетел аккурат к восьмой партии, в которой Карякин выиграл и повел в счете. Непомнящий мне так и сказал.

— Ну, это я вам удачу принес, — развел руками Ян. — Только прибыл, так Серега сразу выиграл.

Вы знаете, а я не увидел в его словах ерничества. Непо — любитель подколоть, пошутить, иногда даже зло. Но тут я почему-то почувствовал, что он искренне болеет за Карякина. И ведь я тоже уже взрослый дядя и понимал, что Янчику не так просто смирить гордыню… Понимаете, когда в детстве ты крушишь всех и вся, когда с самых ранних лет тебе внушают, что ты гений и обязательно станешь чемпионом мира, когда тебя поддерживает серьезный менеджер (Сергей Яновский) и крупный банк, очень тяжело справиться со своим эго, к тому же шахматисту. Все великие гроссмейстеры, или почти все, жутко эгоцентричны. Это и не давало Яну совершить прорыв, аналогичный тому, который удался Карякину.

Ну, а известный гроссмейстер Евгений Бареев до сих пор не может успокоиться и рассказывает при любом подходящем и неподходящем случае, как, занимаясь в его школе, Непо бросил ботинок в своего тренера Серея Архипова… Хотя на самом деле Бареев преувеличивает. И, как всегда, легенды обрастают странными подробностями. Дело было так: на сборах шахматисты играли в футбол, и после матча Ян просто швырнул кроссовки в сторону раздевалки, а мимо шел Архипов. Из этого случая раздули целую историю о том, что Непо хотел запустить наставнику обувь в лоб. Но Евгений Ильгизович с таким упоением раз за разом вещает «историю ботинка», как будто она повергает его в экстаз.  

Не ботинком единым...

— Я четко понимаю свои проблемы, — сказал мне в тот же день в Нью-Йорке Ян. — Уверен, что я могу бороться за корону не хуже Сереги, но для этого необходимо победить самого себя. Надо иметь холодную голову, концентрацию и уважать любого соперника. Много работаю над этим и верю, что еще наступит мое время, когда я выйду в турнир претендентов и сыграю свой матч на первенство мира.


2017-2020

Мы стали на удивление много общаться. Я, чем мог, помогал Яну в пиаре, хотя с ним в этом направлении работал и до сих пор работает мой товарищ и коллега по «Советскому Спорту» Андрей Шумаков. Мы несколько раз проверили свои отношения некоторыми денежными операциями и ни разу не подвели друг друга. Непомнящий оказался не только сильным шахматистом, но и открылся как игрок в «Что? Где? Когда?», который мог бы усилить любую чемпионскую команду клуба. Ян — суперпрогнозист в футболе. На чемпионате мира в Москве он предсказал результаты почти всех матчей. Я был поражен его знаниями в этом виде спорта. Он не просто досконально в нем разбирается, но и имеет отличное чутье. Помню, как он еще на стадии групповых игр предсказал, что хорватам по силам дойти до финала…

Гарри Каспаров и Ян Непомнящий

У Яна очень запоминающаяся фамилия. Мы, более старшее поколение, помним, как его однофамилец Валерий Непомнящий заставил болеть почти всю территорию бывшего СССР за Камерун, когда сенсационно вывел африканскую сборную в четвертьфинал чемпионата мира. Жаль, что мне как журналисту так и не удалось организовать их встречу.

А вы знаете, какая самая знаменитая пара в шахматах для носителей русского языка?.. Как-то Непомнящий в составе российской сборной принимал участие в товарищеском матче с командой Китая. Матч проводился по шевенингенской системе, то есть каждый участник одной команды играл с каждым участником из команды соперников. За китайскую сборную выступал опытный гроссмейстер. Ни Хуа. Участники и зрители с нетерпением ждали личной встречи Ни Хуа с Непомнящим, причем неважно, кто каким цветом.

Новый имидж

С каждым годом он взрослел, становился мудрее. Продолжал упорно работать над собой и над шахматами. В результате Ян на заказ сумел занять вторую строчку в Гран-при ФИДЕ и пробиться в турнир претендентов. Причем сделал это очень эффектно, выиграв заключительное соревнование с жесткой позиции силы. Непомнящий уже год находится среди лучших игроков мира, у него наивысший рейтинг среди россиян. Думаю, что если бы мир не захлестнула пандемия, то Ян теоретически мог быть официальным претендентом на корону.  

В марте этого года в Екатеринбурге проходило едва ли не единственное официальное спортивное соревнование на планете Земля. Турнир претендентов пытались доиграть. Но все же коронавирус взял свое, и борьбу прервали ровно на экваторе. И как жаль, что в последний игровой день Ян уступил своему прямому конкуренту французу Вашье-Лаграву. Но это только позволило тому догнать Непомнящего. Когда случится продолжение самого главного пока спортивного события для Непо, никому неизвестно. Но у него сейчас есть время для еще одной большой работы — той же работы над собой. Подчеркну, что из действующей элиты только россиянин имеет положительный счет в личных встречах с Карлсеном. И видит Бог, если Ян доберется до поединка, то Магнуса, мне кажется, ждет самый неудобный соперник.

Если честно, то я никогда не думал, что мы с Непо окажемся так близки. Его иногда открытый цинизм и ехидство — это маска. И чем быстрее он ее сбросит, тем легче, на мой взгляд, ему же будет в дальнейшим. Мне кажется, что знаю Яна — настоящего. Я ни секунды не сомневаюсь, что могу набрать его номер телефона в трудную минуту, а он — мой. Думаю, что это стоит многого, может быть, даже шахматной короны. Хотя нет, о чем это я, ведь я убежден, что однажды матч с Карлсеном состоится. И Магнус будет его ПОМНИТЬ всегда, ведь НЕПОМНЯЩИЙ его просто так не отпустит…   

Ян Непомнящий - Магнус Карлсен

Турнир претендентов