27 сентября 2011

Михаил Кобалия: «Что вы подсчитываете? Надо играть и выигрывать!»

Старший тренер сборной России гроссмейстер Михаил Кобалия впервые был руководителем российской делегации на детском чемпионате Европы в Албене, где россияне взяли 11 медалей и заняли первое место в общекомандном зачете.

Вернувшись в Москву, Кобалия рассказал Анне Буртасовой о чемпионате Европы и результатах россиян

Вокруг чемпионата Европы было довольно много ажиотажа в связи со сменой руководства детскими шахматами. Расскажите немного об организационной составляющей поездки.

Да, были некоторые проблемы с организацией выезда на чемпионат Европы, т.к. поехало очень большое количество детей и сопровождающих лиц. Чемпионат мира этого года будет проходить в Бразилии, территориально это довольно далеко, поэтому делегация, соответственно, заметно уменьшится. Единственным крупным массовым соревнованием для детей в таких условиях стало первенство Европы в Болгарии. Делегация была очень большой – более 250 человек, из них 120 игроков. Естественно, это накладывало свой отпечаток.

Основной проблемой в предтурнирной организационной работе стало то, что впервые за последние годы РШФ старалась, чтобы игроки соблюдали положение о проведении первенства Европы. В частности, говорится о том, что все оплаты должны осуществляться заранее – за полтора-два месяца до начала. Для российских реалий это непросто. В первую очередь это связано с тем, что деньги, которые выделяют спорткомитеты, люди получают или в последний момент, или вообще задним числом. Выделить деньги заранее для спорткомитетов сложно, непривычно.

В данном случае мы хотели, чтобы соблюдались правила. Положение о турнире пишет не Российская шахматная федерация, а организаторы, Европейский шахматный союз. Если стоит срок оплаты 1 августа, то значит, к этой дате средства должны быть перечислены. Конечно, поскольку раньше такой практики не было, у нас было много телефонных звонков, жалоб, просьб и так далее. Надо отметить, что в большинстве случаев люди смогли изыскать возможности сделать все заранее – оплатить гостиницу, взносы.

Остался небольшой процент участников, которые в силу разных причин не смогли это сделать вовремя. В этих случаях мы пошли им навстречу, чтобы дети все-таки смогли сыграть турнир, с решением всех организационных вопросов на месте.

И в будущем мы будем стараться действовать согласно положению о турнирах. Это будет сложно. Но нельзя же все время нарушать правила. Должно войти в привычку действовать по правилам. Я понимаю, что мы, как самая большая делегация, имеем определенные преференции, но по этой же причине, если не заниматься такими вещами заранее, на месте возникает огромное количество проблем, которые нужно решать.

В целом могу сказать, что в этом плане наметился большой прогресс. С подавляющей частью участников и сопровождающих лиц проблем по проживанию и билетам не возникло.

Вы впервые поехали на детское соревнование в качестве руководителя делегации, каковы впечатления?

Я сам ездил на чемпионаты мира и Европы как игрок. Это были и важнейшие турниры, и праздники одновременно – всегда у меня оставались самые лучшие впечатления. Теперь я выступаю в роли организатора – это и большая ответственность, и множество разнообразных проблем, от житейских до судейских.

Надо отметить, что в этот раз РШФ командировала в составе делегации нескольких гроссмейстеров – это Сергей Яновский, Сергей Рублевский, Сергей Архипов. Если Яновский помогал и организационно, то Рублевский и Архипов концентрировались исключительно на шахматных вопросах. Они оказывали как дебютную, так и психологическую помощь. Кроме того, впервые с нами поехал врач Александр Огнев. Это исключительно положительный опыт – естественно, что когда играет множество детей, кто-то может заболеть или почувствовать недомогание. Родители отмечали, что это очень приятно, когда всегда есть к кому обратиться. Медицинская помощь за границей – всегда проблема. Когда едет специалист, это не только большая практическая польза, но и психологическая поддержка – не стоит переживать из-за отсутствия врача.

С чем связано лучшее выступление россиян на чемпионате Европы по сравнению с прошлым годом?

В прошлом году чемпионат Европы сыграли в целом успешно – было 2 золота, 2 серебра, 2 бронзы. В этом году выступили лучше – не 6 медалей, а 11. Конечно, тренерская поддержка, которая оказывалась на этом чемпионате – это большой импульс для лучших результатов. Если в Москве есть большое количество квалифицированных специалистов, то объективно в провинции проблема шахматных кадров стоит довольно остро. Когда детям не из столицы на турнире оказывают помощь гроссмейстеры, которые сильны и как игроки, и как тренеры, сразу чувствуется мощный толчок. Без этой тренерской поддержки у нас однозначно было бы меньше медалей – в ряде случаев это было ключевым моментом. Даже просто общение с гроссмейстерами такого уровня – неоценимый опыт и психологическая поддержка.

Если посмотреть на список призеров-россиян, то можно заметить две (если можно на основании одного турнира делать выводы) тенденции: во-первых, гораздо больше медалей в возрастах до 14 лет, а во-вторых, девочки показали более яркие результаты, чем мальчики…

Во-первых, до 16 и до 18 – возраста, где играют более взрослые дети, и многие уже не участвуют в этих соревнованиях. Например, из сильнейших юниоров играл только Букавшин, хотя у нас есть и Дубов, и Федосеев, которые по возрасту могли бы играть даже до 16. Во многом они не играли потому, что более ориентированы на мужские шахматы, хотя я не думаю, что участие в чемпионате Европы или мира может как-то негативно сказаться. Верхушка в этих возрастах довольно приличная, то есть это мог бы быть не такой слабый турнир, плюс необходимо продемонстрировать яркие бойцовские качества для победы. Естественно, в таком возрасте все должны ориентироваться на мужские шахматы, но все-таки раз в год можно сыграть и в важном детском соревновании, как чемпионат Европы или мира.

Насчет юных возрастов, может быть, объяснение кроется в неких демографических причинах, плюс все-таки в конце 90-х шахматы были на обочине, в запустении, школ не было. Даже талантливые дети не имели возможности развиваться. Сейчас же юные шахматисты имеют гораздо больше возможностей, и они их используют. Да и объективно в детских соревнованиях всегда шире представительство в юных возрастах – а значит, выше и шансы на медали.

Насчет девочек – во-первых, нужно признать, что, в отличие от мальчиков, они играют в бескомпромиссные шахматы, даже в маленьком возрасте. Для меня это было удивительно, потому что мне казалось, что в возрастах до 8,10,12,14 лет все играют бескомпромиссно! К сожалению, как оказалось, девочки действительно так и играют, а вот мальчики уже даже в таком возрасте не лишены какого-то прагматизма. Мне кажется, что для подобных вещей это слишком рано, и, прямо скажем, неестественно. Можно посмотреть, сколько наших девочек и мальчиков, идущих наверху, выиграли в последнем туре – если мальчиков 1-2, то девочек – почти десяток. Соглашательство на ничью в дебюте, на выходе из дебюта – у мальчиков это тенденция, у девочек такого нет!

Человек, который приехал на такой важный турнир, как чемпионат Европы, должен выложиться полностью – это не место полумерам. Соглашение на ничью на 20-м ходу – ущербная позиция, такого быть не должно. Мы говорим о китайских шахматистах, какие они боевые – так они играют до конца! Когда говорят “игра до голых королей”, зачастую это не только метафора, это реальность. В наших российских шахматах такое происходит не всегда. Если в мужских турнирах это можно понять в большей степени (бывают простые позиции, разные системы отбора), то в детских шахматах прагматизму не место, все должны бороться до последнего патрона. Если уже с раннего возраста такая позиция, такой подход к шахматам существует, то в дальнейшем это большой шлагбаум для роста. Это, конечно, пища для размышлений – почему у мальчиков в детских турнирах это происходит. Какой-то лихорадочный подсчет мифических коэффициентов, рейтингов. Что вы подсчитываете? Надо играть и выигрывать!

Конечно, это проявляется не у всех, я бы не хотел, чтобы меня поняли неправильно. Но само наличие этой тенденции настораживает.

На некоторых шахматных форумах после чемпионата родители и тренеры игроков выразили озабоченность проблемой читерства на детских турнирах, как вы можете это прокомментировать?

Проблема читерства в той или иной степени существует не только в детских соревнованиях. Но находясь непосредственно в зале игры во время тура, я не ощущал читерства со стороны каких-либо игроков. Было несколько спорных ситуаций, но на распределение медалей это никоим образом не оказало влияния.