18 сентября 2015

Михаил Антипов: До последнего не верил, что стану чемпионом

Беседа чемпиона мира среди юниоров с Владимиром Барским

Наша беседа началась сразу после того, как Михаил в драматичной борьбе обыграл в 13-м туре Франческо Рамбальди, и продолжилась на пресс-конференции, где российский гроссмейстер выступал уже в роли нового чемпиона мира среди юниоров.

– Михаил, сильно волновался перед заключительной партией?

– Да. Накануне очень долго не мог заснуть.

– Готовился?

– Нет, соперник играет очень много разных дебютов, поэтому я просто прикинул, что буду играть в каждом случае, а особенно не готовился. В итоге с дебюта получил плохую позицию, стоял абсолютно проиграно, но старался защищаться так, чтобы не было простого, форсированного проигрыша. После чего соперник, у которого был слишком большой выбор заманчивых продолжений, не справился с напряжением и зевнул.

– Был момент, когда потерял надежду?

– Нет. Я защищался и считал: далеко не факт, что он выиграет эту позицию. Понимал, конечно, что у меня проиграно, но у него был слишком большой выбор на каждом ходу, и слишком велико нервное напряжение. Я начал играть быстро, потому что понимал: если буду долго думать, то лучше от этого не будет. Главное – играть уверенно, и тогда, возможно, появятся шансы. Я не слишком удивлен тем, что Рамбальди ошибся. Хотя не ожидал, что он проиграет партию; надеялся максимум на ничью.

– Утренний тур тяжелый?

– Скорее, тяжело, что очень длинный турнир. Утренний тур не так страшно, а вот 13 туров… Конечно, голова не соображает под конец турнира.

– Был уже опыт подобных длинных соревнований?

– Только чемпионаты мира до 20 лет, в которых я до этого два раза играл – в 2012 и 2014.

– И как успехи?

– В прошлом году плохо сыграл – набрал 8 очков. А в 2012-м я еще за призы не боролся, сыграл более-менее удовлетворительно, прибавил около 10 пунктов рейтинга.

– Какие задачи ставил перед этим чемпионатом?

– Главное было – выдержать такое тяжелое испытание и не сойти с дистанции! Но, конечно, хотелось сыграть как можно лучше. Перед турниром старался, в первую очередь, подтянуть свою физическую форму – бегал по утрам. Очень трудно сохранять концентрацию на столь длинной дистанции.

– Это сознательное стремление – во всех партиях выходить на очень сложную, нестандартную борьбу?

– Да, мне такая игра по душе! Я не люблю спокойную, стабильную игру. Считаю, что в сложной борьбе мне проще перехватить инициативу.

– С кем было сложно играть?

– С Кареном Григоряном была очень интересная, тяжелая партия, которую я проиграл. В один момент посчитал почему-то, что у меня серьезный перевес, хотя объективно играть на победу не мог. Нужно было спокойно делать ничью.

Вообще, у меня было много боевых партий, сложно выделить какую-то одну. Даже в первом туре была напряженная партия.

– А какой партией больше всего доволен?

– С Ван Форестом, когда удалось провести красивую матовую комбинацию. Особенно когда я пошел 15.Rc1 с идеей 16.b6. Я знал, что он пойдет 15…а6.

– Придумал эту идею за доской?

– За доской, конечно! Дома готовился к этому варианту, но ход 11…Qd7 не знал, после чего у меня объективно, наверное, чуть похуже – у черных нет никаких проблем. Я хотел скинуть пешку и играть на инициативу. Понимал, что там шансы в любом случае будут.

Михаил Антипов и Наталья Комарова

– Насколько мне известно, в какой-то момент ты перестал играть в детских турнирах?

– Ну да. Только чемпионаты до 20, в младших категориях давно не играю, лет с 12. С точки зрения чисто шахматного роста детские турниры не очень полезны, но они заставляют всегда играть на победу. Формируют определенные важные качества.

– С кем сотрудничаешь?

– Продолжаю работать с Сергеем Долматовым. Занимаемся в «Гостиной Дворковича» несколько раз в неделю, каждое занятие продолжается часа четыре.

– Много играешь?

– Турниров восемь в год точно бывает. Это и опены, и командные соревнования.

– Где-то учишься?

– Да, в РГГУ на психолога-педагога.

– Серьезная учеба?

– Да. Первый курс окончил, перешел на второй.

– Что в перспективе главное – шахматы или профессия психолога?

– Думаю, в любом случае моя жизнь будет связана с шахматами, а учеба в университете помогла мне решить какие-то свои проблемы.

– Какие ближайшие планы?

– Где будут играть в этом году, пока не знаю, а в начале следующего точно поеду на Гибралтар.

– Понравилось в Ханты-Мансийске?

– Хотел бы поблагодарить организаторов соревнований – всё прошло на высшем уровне! Некоторые чемпионаты мира среди юниоров проходили в гораздо худших условиях. Я был приятно удивлен и самим турниром, и городом, который мне очень понравился. И, конечно, доволен, что преодолел такую тяжелую дистанцию с хорошим результатом. До самого последнего момента не ожидал, что стану чемпионом!