28 декабря 2017

Михаил Кобалия: Отобрали кубок у хозяев

Старший тренер юношеской сборной России, выигравшей Олимпиаду до 16 лет, ответил на вопросы Владимира Барского

– Михаил, поздравляю с победой! Где проходила Олимпиада?

– В Индии, в городе Ахмадабад. Это штат Гуджарат на границе с Пакистаном.

– Маленький городишко?

– Да, миллионов шесть жителей. Малоизвестный у нас, но исторически знаковый город – там находится первый дом-музей Махатма Ганди, так называемый Ашрам. Отсюда начинался его знаменитый соляной поход. В 1930 году Ганди вместе со своими последователями отправился в 390-километровый поход к побережью Аравийского моря. Ганди говорил, что соль должна быть бесплатной: ее надо выпаривать из морской воды и раздавать людям. Так начиналась борьба с британским владычеством.

В выходной день у нас была экскурсия в Ашрам. Мне запомнилась одна фраза Ганди: «Надо в себе культивировать холодную отвагу умереть без убийства». Впереди у нас был матч с Ираном, самым принципиальным соперником последних лет. Эта экскурсия меня лично подзарядила энергией; ребят, вроде бы, тоже – хотя в выходной день они большей частью отдыхали в гостинице.

Михаил Кобалия и Махатма Ганди

– Насколько престижен этот турнир?

– Это главное командное соревнование в мировых юношеских шахматах. Ведущие шахматные страны всегда выставляют свои команды. Разве что Америка не так часто принимает в нем участие, но основная движущая сила в юношеских шахматах сегодня – это, конечно, Индия; она играет постоянно, и выставляет, как правило, сильнейший состав. Плюс традиционно очень опасен Иран, а также ряд европейских команд.

– И Китай, наверное?

– Китай как раз редко выставляет сборную. Как ни странно, Китай в юношеских шахматах завоевывает не так много медалей. Когда Олимпиада в 2013 году проходила в Китае, они, конечно, выставили команду, в составе которой играл, например, Вэй И. Но в целом Китай не так часто принимает участие в Олимпиаде.

– Армения, Азербайджан, Украина?

– Если турнир проходит в Европе, то, конечно, вся Европа играет. А когда поездка дорогая, то не все готовы ее оплатить. В этот раз играла Армения, а Азербайджан и Украина нет. Но появляются новые сильные команды. Например, Узбекистан выставил вполне боеспособную команду, причем в ее составе даже не было самого молодого гроссмейстера Абдусатторова. Монголия – новая страна на шахматном небосклоне. Монгольские ребята стали довольно регулярно завоевывать медали на первенствах мира. Пока что их команда звезд с неба не хватает, но видно, что у нее есть потенциал. В республике ведется большая работа, шахматы стали массовым видом спорта. Два года назад Олимпиада проходила в Монголии, и хозяева хвастались тогда достижением, которое попало в книгу рекордов Гиннеса: в одном турнире у них одновременно играло 10 тысяч детей! А ведь население Монголии всего 3 миллиона, так что процент впечатляющий.

С 2011 года, что я езжу с командой, призовые места обычно берут Индия, Иран, Россия и Армения. Все-таки нужно выставить 5 сильных игроков, в том числе – одну девочку, которая сыграет минимум 3 партии. У нас в составе была Александра Оболенцева, довольно сильная шахматистка, поэтому она сыграла больше партий; но для многих команд это довольно неприятное правило.

– Бьет по ним?

– Да. В некоторых командах есть 3, максимум 4 сильных игрока, а нужно 5. У нас глубина состава как раз есть, проблема в другом. Мы можем тасовать доски, но у нас зачастую не хватает забойщиков наверху. Вот почему последние два года чемпионом становился Иран: мы проигрывали стыковые матчи. Вообще, мы проигрываем матчи редко, максимум один раз за соревнование. А последние 3 года проигрывали Ирану. Как в песне «Аргентина – Ямайка, 5:0», у двух иранцев счет со сборной России 5:0; причем они обыгрывали наших шахматистов и белыми, и черными. Так что очередной матч с Ираном был для нас вопросом даже не престижа, а просто собственного достоинства!

Александра Оболенцева, Тимур Фахрутдинов, Артур Гайфуллин, Сергей Лобанов и Семен Ломасо

– Кто в этом матче играл у нас на первой доске?

Семен Ломасов. Ему была поставлена задача нейтрализовать одного из наших обидчиков и размочить, наконец, этот счет! Семен немножко приболел перед туром, поэтому использовал белый цвет на то, чтобы зафиксировать ничью троекратным повторением.

Вообще, Ломасов здорово прибавил за последние полгода. На недавнем первенстве мира до 20 лет в Италии он выполнил гроссмейстерскую норму. А прямо перед Олимпиадой он играл на Кубке России среди мужчин, получил Wild card от организаторов. Выиграл в первом круге у Павла Понкратова, и если бы выиграл второй матч...

– …То были бы проблемы с командой?

– У нас бы проблем с командой не было, но в итоге он успел.

– Проиграл вовремя?

– Да, можно и так сказать. Он только прилетел из Ханты-Мансийска, и через 6 часов мы отправились в Индию. На старте дали ему отдохнуть, а потом он играл очень плотно, прошел всю дистанцию без поражений и с 5,5 очками из 7 занял первое место на доске. А первая доска в таких турнирах всегда очень сильная.

– Средний рейтинг под 2500?

– Да. А у многих из тех, у кого сейчас 2400, тоже скоро будет 2500. Молодые набирают рейтинг очень быстро! Например, у Индии средний рейтинг по четырем игрокам был выше 2500. На четвертой доске сидел шахматист с 2460, самый слабый по рейтингу, но он набрал 7,5 из 8. И девочка очень неплохая, два года назад она вообще играла на второй доске. Так что у Индии команда была практически без слабых мест, но нам удалось выиграть 3:1, а могли набрать даже 3,5. Семен Ломасов выиграл черными отличную партию. На второй доске у нас играл Сергей Лобанов: он блестяще подготовился в дебюте и, потратив на всю партию 15 минут, разнес соперника в одну калитку!

– Сергей преодолел некоторый спад в игре?

– У него в этом году было несколько провальных соревнований. Например, на Кубке Европы среди юношей в Джермуке он ужасно стартовал и закончил турнир в минусе. Лобанов попал в команду в последний момент, потому что действующий чемпион мира и Европы Андрей Есипенко отказался от участия.

Похожая ситуация была в 2012 году, когда пятым игроком в последний момент я взял Максима Чигаева. К нему были вопросы, но перед турниром, когда я изучал партии наших шахматистов, их стили и психологические особенности, Максим всё поднимался и поднимался по доскам. В итоге он тоже оказался на второй доске и уверенно ее «вырубил». И Сергей Лобанов в итоге оказался на второй доске. Он сыграл блестяще: набрал 5,5 из 8, причем шесть партий играл черными. А главное, принес победу в стыковых матчах – с Индией и Ираном, причем он выиграл у иранца, который набрал в итоге 8 очков из 9.

Конечно, победа легкой не бывает. Стартовый матч оказался не таким уж сложным, но уже во втором туре мы встречались с плотной командой Беларуси. На трех первых досках пришлось отбиваться, засушивать, а победу принесла на четвертой Александра Оболенцева. Сборную Монголии удалось пройти без потерь, а в четвертом туре – тяжелый матч с командой Индии, о котором я уже рассказывал.

В пятом туре – тяжелый матч с Узбекистаном. Узбекские шахматисты в последнее время резко прибавляют, берут очень много медалей на первенствах мира. На первой доске Ломасов сумел победить, и мы выиграли матч с минимальным перевесом.

Стартовали блестяще, выиграли пять матчей из пяти, но подоспел выходной. А как раз в последнем номере «64» Сергей Загребельный написал, что на юниорском первенстве мира в Италии обнажилась проблема российских шахматистов: после выходного дня они не могут играть, набирают крайне мало очков. Я это заметил, честно говоря, уже давно.

– Так хорошо проводили выходной?

– Не знаю. Может быть, кто-то слишком зажат, всё время работал. На мой взгляд, нужна золотая середина. Полезно куда-то съездить, посмотреть достопримечательности, немножко отвлечься от шахмат. Зарядиться энергией, но и не слишком расслабляться. И, кажется, нам удалось этого добиться. Матч с Ираном, нашим традиционно неудобным соперником, складывался непросто, но Семен Ломасов выполнил установку и сделал ничью, а Сергей Лобанов выиграл блестящую партию черными. На последней доске Тимур Фахрутдинов тоже выиграл, и мы победили 3:1. После этого стало уже как-то спокойнее.

В этот день было два тура, и мы также сумели обыграть Турцию – тоже не очень удобного для нас соперника. В восьмом туре нас ждал матч с Арменией, номером 4 по рейтингу, командой традиционно опасной, славящейся своим командным духом. Мы оторвались от преследователей на 3 командных очка, но это еще ничего не гарантировало. Матч с Арменией складывался очень непросто, однако каждый сделал все, что должен был. На четвертой доске мы выиграли, а на первых трех жестко сыграли на результат, зафиксировав ничьи. Одержали восьмую победу подряд и обеспечили себе первое место!

Конечно, никто не собирался расслабляться, была задача выиграть девять матчей из девяти, но, чтобы завоевать медали по доскам, надо было сыграть определенное количество партий. Для первых четырех досок это по семь партий из девяти, а на запасной – шесть. Поэтому пришлось снимать одного игрока из связки Сергей Лобанов – Артур Гайфуллин. Они находились в блестящей форме, эта пара – идеальный командный игрок. Я даже стал называть их в шутку «Артур Лобанов».

– Они друзья по жизни?

– Да, у них отличные отношения. Наш лучший игрок в команде – это Артур Лобанов, который обычно приносил полтора очка из двух!

– Пожалуйста, несколько слов об Артуре Гайфуллине.

– Он из Башкортостана. В последнем первенстве России выступил не очень удачно, но неплохо сыграл на Европе – набрал «+4», 6,5 из 9. Мы ездили на матч с Китаем пару лет назад, так что для меня это был не новый шахматист. Я понимал, что он хороший командный игрок, и был за него спокоен.

– А Тимур Фахрутдинов?

– Он из Верхней Пышмы, это город возле Екатеринбурга. Двукратный чемпион Европы, но в этом году выступал не очень стабильно. Однако в Индии занял второе место на доске, большинство партий сыграв черными, как и Сергей Лобанов.

Александра Оболенцева уже второй раз играла за команду; на этот раз, правда, выступила не так хорошо, как в прошлом году. Набрала 3,5 из 6, но все-таки в нужный момент в матче с Беларусью, который складывался для нас весьма непросто, принесла победу черными. Конечно, запасная доска очень важна, ведь дистанция длинная, 9 туров, к тому же несколько раз приходилось играть по два тура в день. Тут надо распределять нагрузку более-менее равномерно. У нас так и получилось.

Огромный кубок поедет в Москву!

– Оболенцева играет на равных с юношами?

– В последнем командном первенстве России до 19 лет она выиграла первую доску среди юношей, и впервые за много лет московский Дворец (сейчас он называется «Школа Ботвинника») выиграл первенство России. Это серьезный уровень. Конечно, рано пока говорить, что она «матерый боец», но в тактике, быстром счете Оболенцева ориентируется блестяще. Правда, в Индии в какой-то момент она не очень хорошо себя почувствовала. Со здоровьем были проблемы у нескольких игроков, поскольку есть специфика в местной в еде.

– В чем она заключается?

– В штате Гуджарат больше половины населения вегетарианцы, и то, что у нас иногда бывала курица и рыба, было большим достижением. Но курица была не совсем привычной для нас: очень много костей и очень много специй. Первые 3-4 дня я еще как-то ел курицу, но потом поневоле стал вегетарианцем.

– Когда будешь в Грузии, никому не рассказывай!

– Оказывается, можно и так питаться – овощами и так далее. Есть же хочется!

Последний матч все-таки мы проиграли второй команде Индии, хотя у нас были шансы на победу. Зато впервые на моей памяти вся команда завоевала индивидуальные медали, все 5 человек. Это, конечно, блестящее выступление!

Мы привезли в Москву огромный кубок – понятно, что он делался для своих. Хозяева поля были уверены в победе, собрали оптимальный состав, но у них не получилось.

– Что ж, молодцы! Еще раз поздравляю!

– Спасибо. Конечно, конкуренция растет, появляются новые сильные команды. Если раньше за победу боролись 1-2 команды, то сейчас намного больше. И ведь считаются командные очки, а 2:2 легко может случиться в любом матче. Понятно, что без везения не обошлось, но всё же нам удалось выиграть Олимпиаду за тур до конца! Не помню, чтобы такое когда-то случалось, поэтому ребята – большие молодцы!

Кубок прибыл в Центральный дом шахматиста на Гоголевском бульваре