14 января 2020

Найджел Шорт: Легче бороться за корону, чем ее защищать

Вице-президент ФИДЕ ответил на вопросы Этери Кублашвили

- Найджел, позади первая половина матча за звание чемпионки мира. Как оцените игру обеих участниц? 

- Это очень трудный и тяжелый матч. По партиям мне кажется, что Горячкина доминирует. Считаю, что если все будет продолжаться в том же духе, она победит. Но темп в матчах быстро меняется, поэтому мой комментарий касается только прошедших шести партий. Определенно, Александра создала больше голевых моментов. Однако равный счет сохраняется, поэтому этот поединок можно назвать «матчем небольших преимуществ». Так обычно случается, когда играют соперники с примерно равным рейтингом. 

- Легче бороться за корону или защищать ее? 

- Определенно, легче бороться, чем защищать. Александра выглядит очень мотивированной, в то время как Цзюй, на мой взгляд, заметно нервничает. Все знают, что до матча у нее был положительный счет с Горячкиной, хотя они в основном играли в рапид и блиц. Но даже в последней «классической» партии перед матчем (в Сколково – ред.) Цзюй могла выиграть достаточно простым способом. Очевидно, что преимущество было на ее стороне в предыдущих встречах. Однако Александра сильно выросла за последние пару лет. 

Не думаю, что в шахматах так уж важно преимущество игры «на своем поле», но если мы говорим о «матче небольших преимуществ», то и это может стать существенным фактором. Уверен, что сотни людей будут поддерживать Горячкину здесь. Мне кажется, что матч найдет отличный отклик в Приморье. Москвичи немного избалованы, потому что в столице много всего происходит (смеется). Владивосток же – большой город, но он несколько изолирован, поэтому появляется отличная возможность сделать это соревнование резонансным и хорошо освещаемым. Поэтому если вы меня спросите, на кого я бы поставил, то мой ответ будет: на россиянку. 

Сейчас в Вейк-ан-Зее начался фестиваль Tata Steel Chess Tournament, но я сфокусирован на этом поединке, потому что это хороший матч. Только во второй партии случилась довольно бескровная ничья с проблеском чего-то заслуживающего внимания, но это довольно быстро прошло. Все остальные поединки были весьма интересными.  


В Шанхае Найджел Шорт комментировал партии совместно с женским гроссмейстером Чжан Сяовень. Во Владивостоке к нему присоединится экс-чемпионка мира Хоу Ифань 


- Насколько сильнее в целом стали играть шахматистки за последние годы?  

- Уверен, что сейчас стало больше сильных шахматисток. К сожалению, Хоу Ифань не столь активна, как прежде, но я надеюсь, что она вернется к профессиональным шахматам. Буду очень рад пообщаться с ней здесь. С нетерпением жду момента, когда мы начнем совместно комментировать партии. 

- В чем состоит ваша основная миссия на должности вице-президента ФИДЕ? 

- У меня широкий круг интересов: правила, соревнования. Впервые я вовлечен в тему шахмат для людей с ограниченными возможностями здоровья. Я очень рад, что в Ханты-Мансийске пройдет первая шахматная Паралимпиада. 

Изначально Аркадий Дворкович хотел распределить обязанности между вице-президентами, чтобы Президентский совет был эффективным. Не уверен, что все получилось так, как он хотел, поскольку все вносят неравнозначный вклад.  

Один из моих главных интересов – это управление. Есть ряд федераций, которым было позволено стать членами ФИДЕ в «скверные прежние дни», и такие вещи изменить не так просто. Например, одна из подобных федераций, функционирующая немало лет, включает в себя не более 10 взрослых людей, при этом ее официальные лица годами занимают важные должности. Это политика, а я очень хочу видеть федерации, работающие надлежащим образом. Прекрасно, когда люди, имеющие частные компании, вовлечены в шахматы, но мы не должны признавать их в качестве федераций. 

Также я участвую в процессе расширения ФИДЕ. В прошлом году я привлек четыре новые федерации, ставшие временными членами ФИДЕ. Это значительное количество. Я рад, что Аркадий Дворкович поддержал мое начинание, потому что эти вещи очень важны. 

В прошлом году я был в Пакистане, в чьей федерации имеется ряд проблем, описание которых не подойдет к формату данного интервью. Но если сравнить Пакистан – страну, где живет более 200 миллионов человек, с ее мощным соседом – Индией, то можно легко увидеть, что Пакистан отстает в своем шахматном развитии на десятилетия. Если лучший игрок не входит в Топ-6000 мирового рейтинга, а в стране живет так много людей, то становится очевидным, что там делается что-то не то в шахматном плане.  




- Таким образом, вы пытаетесь исправить ситуацию в подобных странах? 

- Да. Там много своих интересов и трудностей, поэтому нужно действовать осторожно. ФИДЕ придерживается политики строгого нейтралитета, но это не значит, что нам безразлично то, что происходит внутри федераций. В конце концов, мы признаём эти федерации, поэтому им необходимо проводить надлежащие выборы, иметь устав и счета.  

Это непрерывный процесс. Мне также очень нравится то, что делают некоторые другие члены  правления ФИДЕ. Организация значительно увеличила размер спонсорских вливаний, увеличился ее бюджет. Лично я считаю, что он все равно еще небольшой, и думаю, что Аркадий со мной согласился бы. На самом деле, то, что ситуация улучшилась по сравнению с прежним чудовищно низким уровнем, не означает того, что мы не можем прогрессировать и дальше. Конечно же, можем. Думаю, что мы проделали большой путь в вопросе восстановления сильно испорченной репутации ФИДЕ. Я верю в то, что если бы Кирсан Илюмжинов был переизбран, то ФИДЕ пришел бы конец и она бы не дожила до своего столетия в 2024 году. Она бы не смогла нормально функционировать из-за замороженных банковских счетов, санкций и всего остального.  

Мне интересно посмотреть, принесет ли переезд в Лозанну значительную выгоду. Конечно, ведение дел из Швейцарии получается дороже, чем в Греции, но тут появляется широкий спектр возможностей в плане сотрудничества с различными спортивными организациями, включая МОК. По правде говоря, уже видны некоторые небольшие преимущества в этой географической близости и взаимодействии, но пока мы только слегка коснулись поверхности.

В целом, впереди много работы, но основное направление мне нравится. Всегда что-то можно сделать лучше. Но то, где мы были раньше, и то, где мы находимся сейчас, - это две большие разницы. Также я думаю, что культура внутри ФИДЕ меняется. Люди начали понимать, что это организация, где руководствуются правилами, а старый метод ведения дел себя изжил и больше неприемлем. 




Фотографии Этери Кублашвили 

Турнир претендентов