30 января 2013

Евгений Бареев: Нужна дискуссия, а не ультиматумы

Главный тренер сборных команд в беседе с Владимиром Барским рассказал о планах сборных России в 2013 году и о том, почему на командном чемпионате мира не выступят сестры Косинцевы

– Президентский совет ФИДЕ в Цахкадзоре подтвердил, что чемпионат мира среди женщин состоится 2-13 марта в Казахстане. Для подготовки к турниру с 22 февраля по 2 марта пройдет учебно-тренировочный сбор (УТС) на Круглом озере. В эти же сроки соберутся и кандидаты в мужскую команду.

– Тоже на Круглом?

– Нет, в «Огниково». Дело в том, что женский сбор организуется по линии министерства спорта, а мужской проводит внепланово РШФ, вернее, по своему плану. Для занятий шахматами и спортом в «Огниково» вполне достойные условия.

– Кто будет привлечен на эти сборы?

– Как известно, в марте состоится турнир претендентов, поэтому Владимир Крамник, Петр Свидлер и Александр Грищук готовятся по своей программе. Так что у мужчин речь идет о резерве. Юрий Дохоян приглашает Александра Морозевича, Дмитрия Андрейкина, Евгения Томашевского, Яна Непомнящего, Никиту Витюгова, Даниила Дубова, Дмитрия Яковенко, хотя, может быть, кто-то из них не сможет приехать. Что касается женской команды, то на сбор приедут Наталья Погонина, Александра Костенюк, Валентина Гунина, Ольга Гиря, Анастасия Боднарук и Александра Горячкина. Пятеро выступят потом и на чемпионате мира.

– Почему в составе нет сестер Косинцевых?

– Грустная история. В декабре старший тренер команды Сергей Рублевский направил приглашения на сбор всем членам команды, выигравшей Олимпиаду в Стамбуле. Однако в январе в ответном письме сестры Косинцевы отказались выступать за команду под руководством Рублевского «из-за психологической несовместимости». Председатель Правления РШФ Илья Левитов предпринял ряд шагов для того, чтобы разобраться в ситуации, ведь не всегда понятно, что именно скрывается за термином «психологическая несовместимость». На 28 января планировался Тренерский совет, на котором мы хотели спокойно обсудить ситуацию и разобраться в проблеме: понять, что не так, что можно предпринять. В конце концов, Олимпиада же была выиграна, по ходу тренеры приняли удачные волевые решения, которые позволили это сделать. А задача тренера как раз в том и заключается, чтобы выигрывать соревнования!

Женская сборная России - на верхней ступеньке пьедестала Олимпиады в Стамбуле

Надежда и Татьяна отказались приехать в Москву. Со мной, например, отказался разговаривать и их отец.

– А почему надо было разговаривать с отцом? Дочки уже, вроде бы, большие?

– Со взрослыми дочками разговаривал председатель Правления.

– И они ни о чем не договорились?

– Еще раз повторю, позиция сестер достаточно категоричная – обсуждать нечего, решение они приняли: пока главным тренером остается Рублевский, они не видят себя в составе сборной. Мы, к сожалению, не знаем, в чем конфликт. По словам Рублевского, после матча с Украиной на Олимпиаде в команде состоялся серьезный разговор, во время которого тренер попытался эмоционально встряхнуть команду. Кстати, ему это удалось. Сергей считает, что это могло быть причиной их обиды. Других вариантов он не видит.

На церемонии закрытия слева направо: Евгений Наер, Сергей Рублевский, Александра Костенюк, Александр Рязанцев, Валентина Гунина, Наталья Погонина, Надежда Косинцева, Татьяна Косинцева

Заставить Косинцевых играть невозможно, приходится принять их решение. Жаль, мы не увидели у девушек желания разобраться в проблеме, поговорить с опытными людьми. Ведь в Тренерский совет входят люди с огромным и шахматным, и жизненным опытом. Конфликт между тренером и спортсменами – не первый и не последний, это стандартная проблема. Когда я играл за команду, у нас неоднократно возникали конфликты с тренерами. Более того, была ситуация, когда ВСЯ команда не хотела играть под руководством Сергея Долматова на Олимпиаде в Турине. Федерация не пошла нам навстречу. Но, тем не менее, все поехали играть за свою страну.

В результате круг кандидатов в сборную у нас сильно сузился. Надо учитывать, что Гиря и Боднарук за главную команду еще не играли, а Горячкина на подобном уровне не играла вообще, опыта не имеет. Ситуация, конечно, непростая, но что делать – будем работать в тех условиях, которые сложились. Перед тренером юношеской сборной Михаилом Кобалия будет поставлена задача форсировать подготовку ближайшего резерва с тем, чтобы девочки, которым сейчас 12-14 лет, за три-четыре года набрались опыта и мастерства и готовились к выступлению за главную команду.

Для примера, у мужчин в ноябре-декабре пройдут два командных турнира подряд – чемпионат мира и чемпионат Европы. У Дохояна есть из кого выбирать и наверняка он будет варьировать состав. А что в подобной ситуации было бы с нашей женской командой после неожиданного удара, который нам нанесен? Вряд ли девушки смогли бы успешно провести два таких ответственных соревнования подряд. Значит, надо больше работать с кандидатами в сборную.

Алиса Галлямова не привлекается в состав?

– Определение состава – это прерогатива старшего тренера женской сборной. С Алисой Михайловной возникают вечные транспортные проблемы, а главное – она давно не занимается шахматами, почти отошла от практической игры. Я видел ее в списке участников «Аэрофлот-опена», но это все-таки турнир по быстрым шахматам. А так она по полгода не играет, и привлекать ее в команду довольно рискованно.

– На сборы ее тоже не приглашают?

– В списках ее нет. Там шесть человек – те, кого Рублевский видит в Астане.

Скажу еще несколько слов о планах сборной. У мужчин сборы пройдут перед чемпионатом мира и перед чемпионатом Европы, а также летом, если удастся найти «окно» в календаре. У женщин планируется еще один сбор летом и в конце ноября, перед чемпионатом Европы. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы Татьяна и Надежда откликнулись на то предложение, которое им сделал Тренерский совет, и попытались объяснить свои претензии. Как можно просто бросить сборную, хлопнув дверью? Нужны дискуссии, а не ультиматумы. Нельзя объявлять войну, не завершив, да что там – даже не начав переговоры!

– Какая же теперь будет стоять задача перед нашей женской сборной в Астане?

– Создать коллектив…

– А спортивная задача?

– Создать коллектив, который будет решать те же задачи, которые всегда стояли перед женской сборной. Задача у нас та же – тройка на Олимпиаде и чемпионате мира, а на Европе еще выше, первое или второе место, потому что там не выступают Китай, Индия, Вьетнам и США.

Хотелось бы увидеть в Астане боеспособную команду, в которой бы не потерялись девочки, сейчас вливающиеся в коллектив. Ольга Гиря выступала на Олимпиаде 2010 года, но за вторую команду, а у Саши Горячкиной нет и такого опыта. Между тем, первое командное выступление очень важно, оно дает эмоции на всю оставшуюся жизнь. Три другие наши девочки – победительницы, они умеют играть и побеждать. Так что если опытные девочки поддержат молодежь, то в тройку удастся войти.

– РШФ пока никакие жесткие шаги предпринимать не собирается?

– Мы обратились в Министерство спорта с просьбой разъяснить ситуацию и порекомендовать, как нам действовать. Руководитель ФГБУ ЦСП Кравцов А.М. запросил письменные объяснения у спортсменок о причинах их поступка. После этого будет принято комплексное решение.

У нас ведь большой список членов сборных команд, утвержденный министерством. Они имеют право на участие в УТС, их командируют на соревнования, а кроме того, они получают зарплату (стипендию).

Все произошло достаточно неожиданно, близко к важному старту, и мы еще не успели в этом разобраться. Да и, честно говоря, это не единственная проблема, которая сейчас перед нами стоит. Потихоньку разберемся.

– В декабре по инициативе Правления состоялся Тренерский совет, посвященный проблемам детско-юношеских шахмат и подготовке ближайшего резерва сборной. Какие-то решения по его итогам уже приняты?

– Да. Ничего кардинально мы не меняем, но собираемся сместить акценты. Мы хотим, чтобы региональными гроссмейстерскими школами больше внимания уделялось подготовке ведущих спортсменов в регионах. На гроссмейстерских школах РШФ юные спортсмены будут не только больше работать, но и получать серьезные домашние задания, с ними также будут работать индивидуально либо в маленьких группах. Не исключено, что будут привлечены тренеры, которые станут работать на постоянной основе вне тренировочных сессий.

– Та самая группа консультантов, о которой шла речь на Тренерском совете?

– Да. Сейчас в помощь Михаилу Кобалия привлекается гроссмейстер Владимир Поткин. Они вдвоем должны будут следить за перспективными молодыми спортсменами, которые отличились за последние два года, помогать им в решении шахматных и не шахматных задач, рекомендовать тренеров по различным аспектам подготовки.

Те, кого шахматы не очень интересуют, постепенно выпадут из процесса. Сейчас очевидно, что без большой работы над шахматами (желательно с квалифицированными тренерами) невозможно прогрессировать так стремительно, как этого требует время. Посмотрите, например, на женскую сборную Казахстана. Они смогли за короткое время (с помощью гроссмейстеров Павла Коцура, Муртаса Кажгалеева и других тренеров) создать вполне боеспособную дружину – подготовить пять молодых девочек, которые помогли нам выиграть последнюю Олимпиаду.

Перед решающим матчем последнего тура со сборной Казахстана у всех наших девушек было отличное настроение

– Кто войдет в нашу группу консультантов?

– На сборы приезжало уже не менее десяти высококвалифицированных тренеров, которые работают и в России, и по всему миру. Кроме того, мы еще раз обратимся к опытным тренерам, которых два года назад уже пытались привлечь к работе, но по каким-то причинам не смогли с ними договориться. Постараемся максимально расширить «пул» тренеров с тем, чтобы всегда было к кому обратиться по различным проблемам – дебютным, эндшпильным и другим. Страна у нас большая, будем шире использовать практику занятий по интернету. Федерация планирует выделить значительные средства на подготовку талантливых молодых шахматистов.