29 апреля 2015

Поздняя осень в бархатном Сочи

Дмитрий Кряквин вспоминает последние турниры памяти Чигорина в гостинице "Жемчужина"

Итак, завершены командные чемпионаты мира, и впереди нас ждет клубный чемпионат страны по шахматам. РШФ предпринимает важные шаги по возвращению былого величия клубного первенства России: за создание лиги взялась опытная команда менеджеров, а сам чемпионат состоится в самой шахматной гостинице Сочи – «Жемчужине», где когда-то проходили легендарные турниры памяти Чигорина. Им, а также людям, посвятившим свою жизнь становлению российской шахматной школы, и посвящено исследование автора.


Арифметика в помощь выполнению

Турнир памяти Чигорина 1983 года проходил при 15 участниках, на одного меньше, чем обычно. Это было связано с тем, что по такой формуле облегчалось выполнение нормы для соискателей – вместо 10 очков из 15 (увы, арифметически 9,6 округлялось в большую сторону и равнялось 10) необходимо было набрать 9 из 14. Фактически на одну победу меньше в сложнейшем и напряженном соревновании.

В Мемориале-1983 от СССР на старт вышла «гвардия Тихомировой»: Ефим Геллер, Виталий Цешковский, Евгений Свешников, Александр Панченко, Анатолий Вайсер, Семен Двойрис, а также молодые звезды Сергей Макарычев, Валерий Чехов, Андрей Соколов и один из лучших украинских шахматистов Олег Романишин. Гостями были Венцислав Инкев (Болгария), Борислав Ивков (Югославия), Эдуард Медуна (Чехословакия), Ганс Грюнберг (ГДР), но главное внимание прессы было приковано к румыну Михаю Шубе. Шуба незадолго до турнира одержал внушительную серию побед в европейских турнирах – его рейтинг Эло в 2555 единиц позволял ему считаться близким к элите шахматистом (выше в Мемориале был только рейтинг Романишина!). Увы, вскоре Михай воочию увидел силу советских шахматистов, набрав 5,5 из 14 и заняв чистое последнее место…

Победу же в турнире разделили Анатолий Вайсер и Евгений Свешников – в итоге новосибирский мастер выполнил первый гроссмейстерский балл. Анатолий Вайсер: «Наверное, никогда позднее я не играл в Сочи с такой самоотдачей. Готовился, каждый день бегал по берегу моря, не отвлекался на постороннее!» Третье место сенсационно поделили Инкев и Грюнберг, которые набрали по 7,5 очков и на 1,5 очка отстали от победителей.

Несмотря на сложности кубанских шахмат, связанные с уходом их большого покровителя с поста главы края, с начала 80-х принимающей стороне удалось получить довольно значительный организационный бонус – шахматистов стали пускать на знаменитый пляж «Жемчужины». Попасть на который в то время было делом крайне непростым (до этого визиты участников в гостиницу ограничивались игрой в главном зале). Гостями жемчужины черноморского побережья были, в основном, партийные бонзы, а также участники знаменитого фестиваля «Красная гвоздика» – кстати, многие барды и исполнители были заядлыми любителями шахмат и зачастую составляли ядро болельщиков в зале «Жемчужины», где проходил Мемориал. Кстати, интересно, что фестиваль перестал существовать вместе с сочинскими Мемориалами в 1990 году и тоже возродился в наши дни.


Миллиард для чемпиона

В 80-е годы Сочи продолжал оставаться столицей шахмат РСФСР. Там проходили не только Мемориалы Чигорина, но и чемпионаты Союза до 20 лет, женские супертурниры и, главное, сборы российской команды. Любопытный факт: соседями шахматистов по «Жемчужине» в тот момент стали не только партийные руководители, деятели культуры и звезды вокала, но и различные «каталы» и шулера всех мастей, стекавшиеся на Юг на неофициальный чемпионат СССР по карточным играм. Ставки в этих турнирах были просто заоблачные, а кроме того, участники данного подпольного мероприятия традиционно организовывали подпольный тотализатор, где можно было поставить на любое событие нереальную для обычного советского гражданина денежную сумму. Конечно, первые советские миллионеры предпочитали жить в самой престижной сочинской гостинице.

В тот момент в Москве продолжался безлимитный матч Карпов – Каспаров, и в октябре, когда начался Мемориал Чигорина, дела претендента были печальны – он проигрывал со счетом 0:4. В этот момент к участнику турнира в Сочи подошел один из самых авторитетных карточных игроков и спросил: «Как ты считаешь, можно предложить Карпову миллиард, чтобы он этот матч проиграл? Мы можем легко выиграть сумму втрое большую!» Средняя зарплата профессора или высокопоставленного номенклатурного работника в этот момент составляла 500 рублей в месяц…


В турнире же 1984 года блеснул безвременно ушедший из жизни Георгий Агзамов. Талантливый шахматист, вскоре ставший первым гроссмейстером Средней Азии, уверенно занял первое место, набрав 10,5 из 14, и на очко обогнав Олега Романишина.

Георгий Агзамов из Узбекистана - первый гроссмейстер Средней Азии 

Третьим стал Лев Псахис, а четвертое место разделили Михаил Таль и финн Йоуни Юрьеля. Успеху финского шахматиста и выполнению им нормы мастера сопутствовал трагикомичный эпизод его партии с Ефимом Геллером.

Е. Геллер – Й. Юрьеля

Сочи 1984



Геллер попал в традиционный для себя цейтнот, но до контроля ему оставалось сделать всего 5 ходов, на что времени на часах гроссмейстера оставалось, вроде было, достаточно. Внезапно финн, всю партию занимавшийся блокадой грозной проходной d6, сделал выпад ферзем, и Ефим Петрович, собравшись защитить слона, взялся не за ту пешку!

36.b3?? Qхb4, тут Геллер, не делая хода, сокрушенно закачал головой, с досадой посмотрел на падающий флаг, швырнул пешку 37.h5 (здесь флажок на его часах рухнул) и стал подписывать бланки.

А ведь до старта кто-то из обозревателей турнира писал, что выговорить имя и фамилию финского шахматиста должно быть сложнее, чем справиться с ним за шахматной доской…


Для кого они играют?

Турнир памяти Чигорина 1985 года начался со скандала. Один из корреспондентов московских газет побывал в игровом зале, увидел, что зрителей почти нет, и опубликовал острую заметку под названием: «А для кого они играют?» Действительно, в середине 80-х популярность турнира среди сочинцев стала падать – в прошлые годы зритель все-таки ходил на Таля (Михаил Нехемьевич был безумно популярен на Юге, да и не только на Юге), а на этот раз кудесника шахматной игры в составе не было. Это, конечно, был довольно неприятный эпизод для Тихомировой, но Вера Николаевна нашла серьезный аргумент при «разборе полетов» с начальством: «Хотим зрителя – давайте на следующий год соберем звездный состав! Дайте большее финансирование!»

Не участвовал Таль, но сильных шахматистов собралось достаточно: двукратный чемпион СССР Лев Псахис, Евгений Свешников, опальный чемпион Союза Борис Гулько, победители Мемориалов Анатолий Вайсер и Георгий Агзамов, гроссмейстер Смбат Лпутян, перспективные мастера Сергей Архипов, Вячеслав Эйнгорн, Евгений Пигусов и Михаил Цейтлин. Рейнальдо Вера Гонсалес-Кеведо (Куба), Альдо Хайк (Франция), Драган Барлов и Йожеф Хорват (оба - Югославия), а также основатель известной шахматной династии Овиду Фойшор (Румыния) были приглашенными шахматистами. Несмотря на критику по этому параметру (мол, приехали второсортные шахматисты), в результате Барлов разделил второе место с Псахисом и завоевал гроссмейстерский балл. Единоличную победу в турнире одержал Евгений Свешников, который вплотную приблизился по числу побед в Мемориале к Льву Полугаевскому (три у Свешникова и четыре у Полугаевского). 

Позднее Драган Барлов неоднократно утверждал, что по организации и атмосфере турнир в "Жемчужине" был лучшим в его жизни
Евгений Свешников вновь победил в Мемориале Чигорина


Только звезды

Как уже упоминалось выше, после «информационного» конфуза турнира-1985 было принято решение сделать следующий Мемориал с приставкой «супер». Василий Смыслов, Михаил Таль, Ефим Геллер, Рафаэль Ваганян, Александр Белявский, Юрий Разуваев, Евгений Свешников, недавно ставший гроссмейстером и победителем командного чемпионата мира в составе сборной СССР Александр Чернин, югослав Светозар Глигорич – в Сочи собралась целая россыпь звезд. Еще одним участником от СССР стал новоиспеченный гроссмейстер Вячеслав Эйнгорн, а единственным соискателем – молодой Юрий Якович, который в тот год впервые вышел в Высшую лигу чемпионата Союза. Снова не повезло Александру Петрушину – ростовский мастер повторно стал чемпионом РСФСР и как назло снова не попал в Сочи из-за того, что в этот год суждено было состояться супертурниру.

Известный гроссмейстер и тренер Юрий Якович впервые вышел на большую арену в главном зале "Жемчужины"

Норму обеспечивали Джулиан Ходжсон (Англия), Константин Ионеску (Румыния), Эдуард Медуна (Чехословакия) и Гильермо Гарсия Гонсалес (Куба). Рубка в турнире шла страшная, за победу боролись фактически 5 человек – Глигорич, Белявский, Ваганян, Разуваев и Таль. Перед последним туром прославленный югославский гроссмейстер лидировал, но разошелся миром с Эйнгорном, и его настигли Ваганян с Белявским, которые обыграли Геллера и Чернина соответственно – Ефим Петрович в жутком цейтноте не нашел красивый «соскок» и просрочил время. Разуваев и Таль отстали от победителей на пол-очка.


Дорогу молодежи

В середине 80-х сборная РСФСР вернула себе ведущую роль в командных первенствах Союза и Спартакиадах. Псахис, Цешковский, Долматов, Свешников, Вайсер и Харитонов вместе с Ахшарумовой и Зайцевой побеждают в 1985-м, а год спустя российская команда делит первое место с украинцами и уступает лишь по дополнительным показателям. Состав команды постепенно омолаживался, хотя этот процесс не всегда шел легко. Евгений Свешников: «Порядок досок решали общим голосованием. Меня посадили на первую доску, да еще и сделали капитаном. Я набрал «+1», не проиграл ни одной партии. Ефиму Петровичу Геллеру отвели только 4-ю доску, он с этим не согласился и не стал играть – предпочел тренировать сборную Грузии. Мне было очень неудобно перед Ефимом Петровичем, но таково было мнение команды».

Уже без Тихомировой. Чемпионский состав сборной РСФСР: Свешников, Зайцева, Ашхарумова, Харитонов, Псахис, Долматов, Вайсер, Цешковский.

В 1987 году на Мемориал Чигорина хлынула целая волна стремительно прогрессирующих молодых шахматистов: Евгений Бареев, Сергей Смагин вкупе с уже опробовавшими сочинский фестиваль Евгением Пигусовым и Андреем Харитоновым. «Опыт» представляли Лев Псахис, Евгений Свешников, Смбат Лпутян, Юрий Разуваев, Владимир Тукмаков, Александр Панченко, – но всем этим именитым гроссмейстерам не удалось удержать рвущуюся к заветному званию молодежь. Заграничные игроки в этот раз замкнули турнирную таблицу.

Смагин, Пигусов и Харитонов играли выше всяких похвал и заслуженно оказались вместе на первой строчке турнирной таблицы, выполнив гроссмейстерские баллы, – Сергей и Евгений стали гроссмейстерами в том же 1987-м, а Андрей спустя только шесть лет, уже после развала СССР.

Идейный вдохновитель клубного движения в России Сергей Смагин не понаслышке знаком со знаменитым соревнованием на черноморском побережье


Борьба за результативность

Спустя год гонка за первое место развернулась между Сергеем Долматовым и Львом Псахисом – ученик Марка Дворецкого выиграл на одну партию больше и стал победителем. Третье место и гроссмейстерский балл достались будущему тренеру Гарри Каспарова, а также женской и мужской сборной России Юрию Дохояну. Через год Юрию Рафаэловичу было присвоено почетное звание – до перехода в начале 90-х на тренерскую работу Дохоян был сильным практиком и прошел сложную дистанцию без поражений. Именно за это турнир снова в меру покритиковали – накал борьбы в нем оказался высок, но результативных партий маловато.

Юрий Дохоян второй справа (вместе с Юрием Писковым, Михаилом Красенковым и Сергеем Кишневым)

На следующий год по предложению кубанцев было решено проводить два соревнования – главное привычной десятой категории (средний рейтинг около 2500) и побочное седьмой категории (средний рейтинг примерно 2410), в котором соискатели могли бы выполнить мастерскую норму. Точнее, главный соискатель был один – 14-летний чемпион мира среди юношей, мастер ФИДЕ с рейтингом 2490 по имени Володя Крамник.


Есть такой мальчик в Туапсе

Турнир «B» Мемориала Чигорина-1989 вызывал у кубанских любителей шахмат интерес не меньший, нежели главное соревнование, которое блистательно выиграл одаренный Алексей Выжманавин, а на второй строчке оказался французский вундеркинд Жоэль Лотье.

Так рано ушедший из жизни Алексей Выжманавин. ..

У всех на слуху было, что в крае появился настоящий талант с чемпионским потенциалом, которого зовут Володя Крамник. Юный туапсинец вызывается на школу Ботвинника - Каспарова, с ним индивидуально работает Виталий Цешковский.

В сочинском круговике Крамник достаточно уверенно смотрелся в поединках со взрослыми, и хотя проиграл опытному Геннадию Тунику, но норму мастера выполнил. Занятно, что международным мастером Владимир Борисович так и не стал, через пару лет сразу завоевав гроссмейстерские регалии.

Володя Крамник на сессии школы Каспарова - Ботвинника


Кризис перестройки

В конце 80-х советское общество переживало глубокий кризис – в стране начался острый дефицит товаров, на окраинах большой империи центральная власть тщетно пыталась сдерживать сепаратистов. Бюджет российской шахматной федерации был близок к нулю, проблемы возникли и у сочинских организаторов. Между тем, по всей стране появлялись кооперативы, которые были призваны ликвидировать дефицит и улучшить качество обслуживания. При сохранении государственных цен доходы кооператоров ничем не регулировались, и теперь на игру в «Жемчужине» требовался не административный ресурс, а живые деньги… Много денег.

В итоге главный турнир фестиваля так и не состоялся, а побочный провел за свои средства отец будущего гроссмейстера Сергея Бешукова Аслан Газизович, который впоследствии стал многолетним покровителем шахматистов Юга России.

Аслан Бешуков спас последний сочинский Мемориал Чигорина

Соревнование оказалось выиграно новосибирцем Вадимом Рубаном, который при этом выполнил гроссмейстерскую норму, однако на этом история Мемориалов Чигорина в Сочи закончилась. В 1993 году всегда чтущие историю и традиции петербуржцы забрали турнир памяти Чигорина к себе, однако эта уже совсем другая история…

P.S. Прошло много лет, и вновь гостеприимные двери Кубани открылись для шахматистов России. В 2002 на Юг переехало и осталось юношеское первенство страны, затем за ним последовал командный чемпионат среди взрослых. И вот мы возвращаемся в «Жемчужину». Быть может, это знак, что за Золотым веком в жизни шахматного Сочи последует век Серебряный?

Командный чемпионат азиатских городов