21 августа 2007

Разошлись по углам с миром

Стрельба из дедушкиных ружей.
Азартные гроссы.
Реванш Ананда за поражение по времени.Евгений Атаров - о заключительном дне фестиваля в Майнце.

Ах, насколько же они все-таки сильны, черти! Просто другая лига. И отдельное спасибо ХВ за то, что организовал все так, как организовал. Ананду и Ароняну пришлось дважды сыграть в двухкруговом турнире, чтобы доказать то, что и без того было ясно – они на голову сильнее остальных. Их перевес над Бакро и Касымжановым был просто тотальным и, как казалось со стороны, подставь любое имя – результат не изменится. И это при том – в «фишеровской» суматохе как-то позабылось, – что в рапиде оба стреляли из ржавых дедушкиных ружей холостыми патронами. Ага, забыли про Мексику?! Они нет, не могли забыть, поскольку при всем уважении к Шмидту, значимость его турнира и чемпионата мира несколько несопоставимы. А до чемпионата осталось, дай бог, три недельки – времени максимум на последнюю шлифовку дебютных клинков.
Виши, конечно, играл с большим аппетитом. Видно было, что он с облегчением сбросил с себя обязательное ярмо «960», перезагрузил мозг, очистил память от всякой чепухи и вернулся к любимым баранам, то есть фигурам. В его игре не было и следа той отчаянной задумчивости человека, попавшего в чужую страну и, не зная языка, пытающегося отыскать дорогу в библиотеку. Легкая посадка, уверенные движения, ни облачка сомнения на челе – кажется, он мог бы исполнить то же самое, не глядя на доску. В первый день Ананд на этом внезапном воодушевлении даже Ароняна обыграл. А Лёва, кажется, даже и не расстроился: проиграл и проиграл – рывок во второй день, вернее даже не рывок, а победа над Бакро и ничья с индийцем, обеспечил ему очковый отрыв от Касымжанова (Рустам провалил первый день), дававший право вступить во второй финальный матч за три дня.
Конечно, весело было смотреть, как они друг другу ничего не показывают – особенно на фоне Бакро с Касымжановым, которые бились вовсю, совершенно по-настоящему, не жалея живота своего. Для каждого было сверхпринципиально не занять послед. Этьен неожиданно повел в счете после первой партии, которую играл черными, а потом не смог удержаться в третьей – Рустам, кажется, вложил в эту партию, особенно в ее концовку, всю свою страсть, все желание и сумел восстановить паритет. Белые же партии француза результативностью не баловали, хотя в четвертой он был близок к тому, чтобы склонить чашу весов в свою пользу. Но не склонил. Тай-брейк же по взаимному согласию решили не играть: зачем задерживать и так уставший за шесть дней публику, тем более, что Аронян с Анандом их порыв не поддержали, неожиданно завершив свой матч в «основное время».
Их четырехсерийный стык вызвал изрядное оживление в рядах не покинувших Майнц гроссмейстеров. Грищук, Жукова, Карякин, Моисеенко, Дроздовский, Бурмакин и присоединившийся чуть позже Ланда, оперируя богатой инсайдерской информацией – участники в перерывах подходили к спорщикам и со смехом делились своим виденьем борьбы, – занимались заключением пари. Правда, трижды ставки были аннулированы, ибо ничья подразумевала расход. В четвертый болельщики Ароняна пострадали за правду. Левон, желая все-таки навязать борьбу белым цветом, вытащил на свет совсем уж заковыристый вариант, и долго пытался доказать классическое «угроза сильнее исполнения». Виши посмеивался себе в кулак, предельно четко решая конкретные задачи, что ставил перед ним соперник. В какой-то момент, правда, показалось, что белые уже зацепились за мираж перевеса, но массовые размены полностью смели интригу с доски.
Оставалось дождаться только финального рукопожатия и тай-брейка. Но вот тут-то Левону вдруг аукнулась всегдашняя его привычка оставлять себе считанные секунды против 5-7 минут у Виши. Вкупе, конечно, с блестящей техникой эндшпиля индийца: Ананд создал проблемы из ничего, а выкручиваться Ароняну было некогда. Такой вот своеобразный реванш за первую партию в «фишеровском» финале, в которой Ананд просрочил время.
Виши тут же с видимым облегчением – неужели все закончилось и уже можно отдохнуть? – вскочил из-за столика, подошел к сияющей Аруне, и стал принимать поздравления. Левон же еще некоторое время с укоризной смотрел на экран с позицией. Потом исчез. Началось закрытие, вызвали Касымжанова, Бакро, потом Ананда, а Ароняна не было. Довольно долго – так, что победитель успел сказать свою тронную речь. Могло показаться, что армянский гроссмейстер расстроен, даже несколько обескуражен таким «летальным» исходом, но минут через 10 он, улыбаясь, уже болтал с друзьями по телефону и никак не выглядел проигравшим. В конце концов, битва с Анандом закончилась вничью – 1-1. Каждый выиграл свой коронный вид, продемонстрировав по ходу, что совсем неплохо смотрится на территории соперника. Еще выяснят!
Жизнь продолжается. Для Ананда и Ароняна – в Мексике. «Легкое» первенство мира осталось позади, теперь пойдет игра всерьез. Хорошо бы, с таким настроением, как в Майнце.

Спекся под софитами

Мы сыграли с Талем десять партий. А теперь еще четыре!

Шестые сутки. Последний аккорд

Под страхом смерти нич-чего не показать

Захватывающая бессмыслица по Бакро

Карякин: «Я ему "У"! А оттуда – электричка»

Аронян: «Выиграю я, Наташ! Слово джентльмена»

Клуб профессиональных спорщиков

Тигры-на-Майне. Осталось уже чуть-чуть

Задыхаясь от нежности

«Не проходит прямой? А ты его джебом, джебом!»

Саргиссян: «Спокойствие, только спокойстие!»

Четвертая партия. Неужели еще и тай-брейк играть?

Взглянуть на мир своими двоими!

Заключительный парадный портрет

Девяти секунд, надеюсь, будет достаточно?

Очередной эксперимент над собой не удался

Виши первый в быстрые, Левон – в «фишеровские». 1-1!

Аронян: «Эх, чего-то я там недоглядел...»

«Мы посвящает тебя в курфюсты местного ордена»

Хором: «Мы славно поработали и славно отдохнем»

Ананд: «Надеть эту удавку? Вы хотите моей смерти!»

Шмидт: «Опоздавшему – штрафная, тост по-немецки»

До встречи в Майнце – через год

Командный чемпионат азиатских городов