23 августа 2007

День шестой. Китайский час – нам не указ

Сборная России еще чуть-чуть подсократила свое отставание от китайской дружины в четвертом туре товарищеского, но от того не менее принципиального матча. Вновь выиграли наши девушки – 3-2. Побед добились Татьяна Косинцева, Екатерина Ковалевская и Екатерина Корбут, проиграли Надежда Косинцева и Елена Таирова. Однако счет в женской части матча по-прежнему в пользу китаянок – 11,5 на 8,5. Выиграли и наши мужчины, и тоже со счетом 3-2. На поражение Евгения Томашевского ребята ответили двумя победами: Эрнесто Инаркиева и Артема Тимофеева. По итогам четырех туров впереди Китай – 10,5-9,5. В общекомандном зачете счет 22-18 в пользу гостей. Участникам предстоит сыграть последний, пятый тур первого круга, после чего им будет предоставлен однодневный выходной. Из Нижнего Новгорода передает наш корреспондент Илья Одесский.


С добрым утром, Нижний Новгород! И Вам с добрым утром, Владимир Ильич!

Нижний Новгород в полседьмого утра. А река – это, оказывается, не Волга (Волга тоже рядышком, но все-таки подальше), а Ока. Специально для всяких там блоггеров и прочих ЖЖ-жистов подчеркну: не aka, а Ока. Есть такая речка.

Лидер мирового пролетариата встает ни свет, ни заря. И делает ручкой вот эдак. «Жить при коммунизме – значит жить в гостинице «Центральная», – как бы говорит Ленин. Что ж. По части питания я с ним полностью согласен. Как будто вернулись на двадцать лет назад. Кстати, в Нижнем Ильич стоит без кепки, с босым лицом. Хотя погоды сейчас весьма жаркие

А это путь на тур – от гостиницы до игрового зала (один из последний ангаров – наш). Как видите, путь короткий и совершенно прямой. Но только фиг по нему кто-нибудь пройдет. Чисто «Сталкер». Или «Айболит-66». Короче, нормальные герои всегда идут в обход.

Четвертый тур может стать переломным. Все-таки впервые выиграли микроматч и девушки, и мальчишки. Но может и не стать. Я лично уже ничему не удивлюсь! Мне тут Эмиль Сутовский прислал весточку: не горюй, пишет, все равно ребята оторвутся от китайцев на «+4». Может, и оторвутся. А, может, китайцы дотерпят до самого конца со своим небольшим «плюсом». Или даже увеличат отрыв. Все может быть. Я не вижу, за что зацепиться, за какой главный фактор. А иначе любой прогноз будет пустым сотрясением воздуха.
Что действительно вселяет хотя бы малую толику оптимизма, так это даже не счет микроматчей, а то, что «китайский час» (как его назвал Долматов, то есть последние 30-40 минут тура) перестал быть «китайским». Потому что в первых двух турах действительно: все худшие позиции проигрывались, лучшие не выигрывались, неясные становились ясными не в нашу пользу. Китайцы проскальзывали, как верблюды сквозь угольное ушко. Маленький перелом наступил в третьем туре, когда Женя Алексеев не проиграл худшую, вероятно, даже проигранную партию. Сам он признался мне, что в какой-то момент поставил на партии крест. Ну, может, не крест, а маленький крестик. Который вполне мог обернуться ноликом. Но Женя продолжал бороться, и – о, чудо! – железный дровосек Бу дал вдруг слабину. Ничья. А в четвертом туре в партии Инаркиев – Бу и вовсе случилось невероятное. Хотя я несколько забегаю вперед. Пусть Эрнесто сам расскажет, как он сварил такой вкусный суп из топора. Который над ним совсем уже было занес непроницаемый товарищ Бу.
По поводу «забегания вперед». Мне тут частенько пеняют, что я, дескать, не рассказываю последовательно о событиях тура. Рад бы в рай, дорогие товарищи! Да... Взять хоть сегодняшний тур. Сперва два результата, потом пусто, пусто, пусто... Потом наступает «китайский час». Который приносит одномоментно сразу шесть результатов! И потом еще два. Ну, и где тут искать последовательность? Это ж не прощальная симфония Гайдна, где музыканты с четким перерывом в несколько секунд покидают сцену один за другим. Нет. Тут гораздо более хаотичная история, которая ни в какой последовательный рассказ укладываться почему-то не хочет.
Корбут обыграла Чжао Сю. Это и был первый результат тура. Кто бы мог такой результат предсказать – тому медаль на грудь и бант на шею. Кто может такой результат объяснить – я бы с удовольствием послушал.
У меня тут, кстати, состоялся с Чжао долгий разговор. (Спасибо опять-таки переводчику Олегу Зильберту). Еще перед началом матча. Долгий, но абсолютно бесплодный. Я и так ее пытал, и эдак. Поделитесь, мол, Чжао Сю, секретом мастерства. Она говорит: мне везет. И глазками так, хлоп-хлоп. Я говорю, ну ладно, ну везет, я все понимаю, но помимо везения еще что-то должно быть. Ведь не проигрываете совсем! А выигрываете частенько. Она говорит: почему не проигрываю? Вот на чемпионате мира я в первом же круге устроилась вашей Курсовой (Чжао произнесла ее фамилию с ударением на второй слог), вообще без шансов – а ведь она даже не проходит в сборную России.
Я, честно говоря, не помню, чтобы Чжао устраивалась Курсовой на чемпионате мира – а базы, чтобы проверить это утверждение, у меня под рукой нет. Проверьте сами. Но факты тоже говорят – сами за себя. После нашего разговора Чжао в первых трех турах обыграла обеих Косинцевых и Катю Ковалевскую. Не так плохо, да? Причем вопросов по ходу этих партий вообще ни у кого не возникало. А навстречу ей двигалась Катя Корбут, и не сказать, чтобы параллельным курсом. Игра Корбут не впечатляла. При том, что опекающий ее гроссмейстер Михаил Кобалия старался вовсю. Раз за разом выводил девушку на комфортные позиции: острые, инициативные, с ясными перспективами атаки на короля. То, что Катя любит. А Катя мазала и мазала. Прямо как в «Бароне Мюнхгаузене»: «Пятый раз выводим герцога на кабанчика, а его превосходительство, извиняюсь, мажет и мажет».
Ну, и чем при таких раскладах должна была закончиться партия Корбут – Чжао Сю? А закончилась – чистым разгромом китаянки. Причем Катя по ходу дела еще и мат не поставила на доске. Чистый мат, с жертвой ферзя: шах-шах, и привет.Комментирует гроссмейстер Екатерина КОРБУТ:

«Тут, говорят, где-то мат был»

Е. КОРБУТ – ЧЖАО СЮ

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.Bxc6 dc.Илья Одесский. Катя, по-моему, у тебя уже стояла такая позиция.Екатерина Корбут. Да, в первом туре с Шень Ян. Тогда тоже удалось получить хорошую игру. Но выигрыша не нашлось.6.d3 Nd7 7.Nbd2 Bd6 8.Nc4 0-0 9.Bd2.Е.К. Это хороший ход. Оставляем слона работать по диагонали c1-h6, и при случае – по диагонали a1-h8. В то же время не ослабляем ферзевый фланг, как при плане с b2-b3 и Bc1-b2.И.О. Это Миша так говорит, что 9.Bd2 – хороший ход?Е.К. И Миша тоже.И.О. А ты как его вообще называешь: «Миша» или «Михаил Робертович»?Е.К. Когда как. В зависимости от результата.9...Re8.

10.h4!?Е.К. Эту новинку предложил мне Михаил Робертович. Идея какая: проталкиваем пешку на h5, чтобы обеспечить поле h4 для коня.И.О. Давай скажем ему спасибо.Е.К. Спасибо тебе, Миша, за твою новинку.10...c5 11.h5 b5 12.Ne3 c4!?И.О. Скажу честно: тут я был чрезвычайно пессимистично настроен.Е.К. Я, в общем, тоже. Мы не смотрели такой план за черных.И.О. В таком случае не было ли трусливой идеи побить на d6?Е.К. Нет. Не наш стиль.13.Nh4 cd 14.Nef5 Nf6.Е.К. На 14...Nc5 неприятно 15.Qg4.15.cd.Е.К. Спокойно съела пешку, защитила центр.И.О. То есть в этот момент позиция снова начала тебе нравиться?Е.К. Снова начала нравиться, да. Но потом я опять расстроилась.15...h6.Е.К. С идеей на 16.g4 ответить 16...Nh7, блокируя по черным полям мою атаку. И тут я не смогла придумать хороший план. Два следующих хода мне совсем не нравятся.16.Qf3.Е.К. Сыграно вообще-то с намерением взять слоном на h6. Но соперница эту угрозу отражает.16...Bf8 17.Qg3.И.О. Тренер мужской сборной Сергей Долматов, будучи в пресс-центре, высказал предположение, что на g3 должна была оказаться ладья.Е.К. Я смотрела 17.Rh3, но не видела дальше особых угроз. Например, 17...Nh7 18.Rg3 Kh8. Фигуры вроде собрала, а что с ними делать – непонятно.17...Kh8 18.0–0–0 c5 19.Bc3 Nxh5 20.Qh2 Nf6.Е.К. Жертвую пешку. Пока что нельзя 20...Nf4 из-за 21.Nxh6! Ne2+ 22.Kd2, и партия заканчивается.21.f3.Михаил Кобалия. А почему нельзя сразу 21.g4 пойти?Е.К. Тогда 21...b4. Если уходишь на d2, то бью на d3, а если на е1, то на g4. Я же говорю, тут не все так просто. А 21.f3 содержит в себе две идеи: подготовить g2-g4 и в принципе взять поле g4 под контроль. Потому что теперь грозит бой на е5. Соперница вынуждена тратить темп на защиту важной пешки.21...Qc7 22.g4.

22...g6.Е.К. Возможно, решающая ошибка. Обязательно было 22...b4. Я собиралась отходить слоном на е1. Во-первых, чтобы не перекрывать второй ряд, а во-вторых, планирую перебросить слона на g3.М.К. На 23.Ве1 черные должны играть 23...с4. Позиция сложная, и дать ей однозначную оценку нелегко.23.g5! Е.К. Я сперва считала 23.Nxg6+ fg 24.Nxh6, но тогда 24...Qh7!, и все защищено. А когда увидела, что есть возможность оставить слона с3 в игре, ни о чем другом уже не думала.23...Nh5 24.f4! hg.Е.К. На 24...gf я сперва намеревалась играть 25.Nxf5. Но потом увидела более сильный ход 25.Nf3!М.К. Слон заиграл. Не должен был остаться на с3, а остался. Теперь все фигуры белых в атаке.25.Nf3 gf.

Е.К. Тут, говорят, где-то мат был.М.К. Еще какой: 26.Qxh5+! gh 27.Rxh5+, подключаешь ладью на g1, и мат на h8.Е.К. Действительно.М.К. Иногда бывает, что лучшее – враг хорошего. Ты провела концовку очень хорошо.26.Rdg1 Bxf5 27.ef Kh7 28.Ng5+ Kg7 29.Ne4 Be7 30.Qxh5 Rh8 31.Rxg6+. Черные сдались.

Михаил Кобалия: «Катя, молодчина. Но мат-то почему не поставила?»

Катя Корбут: «Что, правда был мат?»

Чуть позже появился второй результат: Женя Алексеев не дожал своего китайца. Хотя жал прилично. Но – ничья так ничья. И как отрезало. Никто не выигрывает, никто не проигрывает, все сидят, борются, что ждет в конце тура – кто его знает. «Китайский час» приближался со всей неотвратимостью.
Тут я не удержусь и все-таки похвастаюсь. Мизансцена, значит, такая. Пресс-центр, сидим втроем: тренер мужской сборной Сергей Долматов, тренер женской сборной Володя Белов и аз многогрешный. Обсуждаем позицию из партии Артема Тимофеева.НИ ХУА – А. ТИМОФЕЕВ

Белые только что сыграли 15.f4. Напрашивается ответ 15...g6, но тогда надо считаться с тычком 16.e5 – конь на f6 начинает провисать.
Долматов говорит: «На 16.е5 надо 16...de 17.fe Nh5 играть».
Белов говорит: «Можно еще и сразу 16...Nh5 проверить».
«Да нет же, – это я говорю, – смотрите, какой интересный вариант может получиться!» И диктую такие ходы: 15...g6 16.e5 de 17.fe, и теперь 17...Qxe5!? Белые, понятное дело, забирают фигуру: 18.Qxe5 Nxe5 19.Rxf6, а мы играем 19...Nd3 20.Rb1 Nxb2 21.Rxb2 Bg7. Обалденная позиция! Все фигуры белых, кроме короля, как кусочки молодого барашка, нанизаны на шампур большой черной диагонали. Сейчас шашлык будем делать!

Что тут началось! Меня подняли на смех. Володя еще ничего, только улыбался, а Сергей Викторович отвесил по полной. «Ты, – говорит, – пижон, ты, – говорит, – не понимаешь ничего». И т.д. А мне трудно оппонировать гроссмейстеру. Артем все еще думает над 15...g6, и такую далекую позицию мне приходится представлять вслепую. К тому же я действительно не знаю, как ее оценить, меня сама конструкция забавляет: слон на g7. и все голубчики выстроились в очередь: на f6, d4, с3 и b2.
– Ну, хорошо, я пижон, а как играть? – спрашиваю у Долматова.
– Да как угодно. 22.Ne4 хотя бы.
– Так-так-так, понимаю. На вилку нацелились, на f6 и на d6. А мы играем 22...Red8! 23.Rd2 b5! Может, мат влеплю.
– Щас. Отвечаю 24.c5, и что?
И тут я как-то растерялся. Честно говоря, я уже плохо представлял себе позицию. Думаю, надо брать на f6, белые бьют с шахом, потом возвращаются конем на е4 (позже Артем мне сказал, что в варианте 24...Bxf6 25.Nxf6+ Kg7 вместо 26.Ne4 сильнее 26.Nd7). И, действительно, что мне делать? На коня е4 вроде не напасть (26...f5 27.Nxe6+), пешка с5 проходная... Короче, запинал меня своим авторитетом Сергей Викторович. Я признал, что идея неудачная, он ушел, я стал заниматься какими-то своими делами... Потом вдруг бросил взгляд на партию – елки зеленые! Стоит «моя» позиция на доске. Девять ходов угадал!
Потом мне Артем рассказал: оказывается, после 19.Rxf6 Ни Хуа ему ничью предложил. И получил строгий отказ. Китайцы вообще тут много ничьих предлагают. И при этом уверенно ведут в счете. Парадокс. Еще парадокс: в каждом туре кто-нибудь из нашей команды классную партию выдает. В первом и во втором туре – Алексеев, в третьем – Таирова, сегодня – Корбут. У китайцев никаких таких шедевров пока вроде не было. А в счете ведут все ж таки они. Как так?
Возвращаясь к партии Артема, скажу, что победил он в этом эндшпиле очень уверенно. И надиктовал мне много всяких сложных красивых вариантов. Но, я думаю, это не для интернета. Все-таки репортажи должны быть легким чтивом. А варианты Тимофеева, почему-то мне кажется, можно будет прочесть в следующем номере «64».

Кажется, у Артема Тимофеева и Евгения Алексеева появились поклонницы. Весьма симпатичные, надо признать

И тут начал свой отсчет «китайский час». В предыдущих турах в нем-то все и решалось. Не в нашу пользу. В этом туре – в первый раз! – потери никак не превысили приобретений. Надя Косинцева проиграла – Таня выиграла. Женя Томашевский потерпел незаслуженное поражение – Эрнесто Инаркиев выиграл такую позицию, в которой победа ну никак не была ожидаемым результатом. Да еще Митя Яковенко и Катя Ковалевская взяли вместо полуочка на двоих полтора. Опять-таки исходя из оценки промежуточных позиций, это стало приятным сюрпризом.

Корона ей к лицу

«Коуч, я проиграл»

Сергей Долматов: «Эрнестиньо, слушай, ну ты совсем мое здоровье не бережешь»

«Стоять, бояться!» Это фото, как и фото Тани Косинцевой сделал заместитель главного судьи Андрей Костров

В ПОРЯДКЕ КОМПЕНСАЦИИ

Комментирует гроссмейстер Эрнесто ИНАРКИЕВ

Сегодня некоторые члены китайской команды выглядели измотанными. И поэтому закономерно, что мы одержали больше побед, чем в предыдущих турах.Э. ИНАРКИЕВ – БУ СЯНЧЖИ

Достаточно уникальная картина. Я отстаю в развитии, более того, у черных все фигуры направлены на моего короля, и ему некуда деться. Но на самом деле у черных есть свои проблемы. Мало легких фигур! И все комбинации, которые они вынуждены проводить или по крайней мере рассчитывать, проходят с жертвой серьезного материала. То есть, если пожертвовать коня и не дать мат, следующей жертвой автоматически становится ладья.
Компьютер не дает здесь четкого выигрыша. И я думаю, что можно защищаться. Хотя один неприятный момент все же был. В каких-то вариантах я хотел делать короткую рокировку. Но вовремя себя одернул. Что-то было очень странное в том, что я могу сделать короткую рокировку. И приглядевшись к позиции, я вдруг вспомнил, что ладья h1 уже ходила – до h4 и обратно.
Ход белых. Машина предлагает спокойно брать на h6. Мне, как человеку, хотелось любой ценой ввести в игру ладью а1. Поэтому я не колебался в выборе следующего хода. Да и времени оставалось мало – тут не до колебаний. Вообще, я считаю, что при таком контроле лишние двадцать минут – это лишняя пешка. Как минимум. А у Бу перевес во времени в этот момент был даже поболее.25.a4!?
Считал еще такой форсированный вариант: 25.c3 Nb3 26.Qc4+ Kg7 27.axb3 Qxg3+ 28.Kd1 Qxg2 29.Qxc7+ Kg6. Шахи кончились, а у белых висит ладья, и мат грозит в один ход. Достаточно неприятно, на мой взгляд.25...Rd6.
Над этим ходом соперник думал достаточно долго. Компьютер 25...Rf8 предлагает, с идеей дать шах на f3. Но и это не решает, так белые отвечают 26.Qc4+, и на отступление короля – 27.Ra3.26.Ra3 Red8.
Интересный и неприятный момент. Прямая угроза – 27...Ne6, и дальше черные берут на d2. Но смысл в том, что в таких позициях угроз всегда больше, просто часть из них – скрыты. Я рассматривал какие-то ходы, вроде шаха на с4, и всюду у черных находились сильные возражения. К счастью, удалось найти ход, который парирует все непосредственные угрозы.27.Rf1.
Теперь на 27...Ne6 28.Qf3 Qxf3 29.Nxf3 Rd1+ следует 30.Ke2, и ладья не теряется. А что-то другое за черных не так-то просто предложить.
Напрашивающаяся альтернатива – 27...Nxc2+ 28.Qxc2 Rxd2 29.Qxd2 Rxd2 30.Kxd2 Qxe4. Но тогда 31.Rf2 Qd4+ 32.Ke1, и у белых все защищено. Объективно ничью присудить будет не ошибкой. У него одна фигура, у меня две, зато король очень открыт. Играть на выигрыш сложно.
И я думаю, что если бы мы стояли поровну по времени, Бу пошел бы сюда и сделал бы ничью. Но поскольку он сильно обгонял меня по времени, то, по-видимому, счел себя обязанным играть на победу.28.Qf3 Qxf3 29.Nxf3 g4 30.Nh4 Rd1+ 31.Ke2 R1d2+ 32.Ke3 Rxc2.

Итак, мы перешли в окончание. Вопрос о его оценки для меня остается открытым. Компьютер дает небольшое преимущество черным, но мне представляется, что самое важное – это активность фигур, а компьютер эту активность недооценивает.
По крайней мере, после еще нескольких ходов, которые были исполнены на доске: 33.Rf6 Nc5 34.b4 Na6 35.Nf5 Nxb4 36.Kf4 Re8 37.Nxh6+ Kg7 38.Kg5 Rxe4 39.Ra1! он дает решающее преимущество белым.
Кстати, очень важно начать именно с 39.Ra1. Дело в том, что один из главных ресурсов защиты черных – маневр Rc2-c6. То есть, если бы я начал с 39.Nf5+ Kg8 40.Ra1, то у черных нашелся бы ответ 40...Rc6! С другой стороны, если бы я начал с 39.Rf7+ Kh8 40.Ra1, то черных выручил бы шах с с5. А после 39.Ra1! на 39...Rc6 выигрывает 40.Rf7+ и 41.Rh1, а на 39...Rc5+ – шах с f5. Собственно, так и случилось в партии.39...Rc5+ 40.Nf5+ Rxf5+ 41.Rxf5. Реализация лишнего качества не вызвала трудностей.

Победа в этой партии стала своеобразной компенсацией за обидную неудачу в предыдущем туре:ВАН Ю – Э. ИНАРКИЕВ

Последовало 72...Kd8. Причем я видел ход 72...Bf2!, но ошибочно полагал, что в варианте 73.Qc2 Qf1+ 74.Bg2 d1Q белые ставят вечный шах: ферзь d1 не может придти на помощь королю из-за потери ферзя f1, а сам он не в состоянии уйти из-под шахов. Оказалось, еще как в состоянии. (Позже Долматов скажет, что вместо 74...d1Q еще проще 74...Qc1!, и только затем ставим второго ферзя – И.О.). А на 73.Qe2+ черные меняются и ход в ход успевают добиться победы. (Эрнесто не продиктовал выигрывающий вариант, но догадаться, кажется, не очень сложно: 73...Qxe2 74.Bxe2 Kd6 75.Kg2 Be1 76.Kf3 Kc5, и за счет того, что слон стоит не на d1, а на е2, черные выигрывают важнейший темп: 77.Bd1 Kd4 78.Ke2 Kc3 – И.О.).* * *

Вот таким был этот день. Первая двойная победа: девушки выиграли, парни выиграли – есть повод для эйфории?
– Что будет завтра, – спросил я у Долматова.
– Борьба, – в одно слово уложился тренер.