20 сентября 2007

Играют восемь человек, а побеждает Ананд

Гельфанд в роли трендсеттера.
Свидлер жалеет, что он не автомат.
Аронян предлагает ничьи по личным мотивам.
Грищук не выходит из дебюта и проигрывает в эндшпиле.
Ананд заканчивает первый круг на первом месте.Михаил Савинов рассказывает о седьмом туре чемпионата мира.

7 тур

Ананд – Грищук 1-0

Крамник – Гельфанд ½-½

Морозевич – Леко ½-½

Свидлер – Аронян ½-½

Сегодня на чемпионате мира в Мексике закончился первый круг, но сами участники упорно отказываются замечать и комментировать этот очевидный факт. Слоган Гельфанда “Game after game” завоевал огромную популярность у его коллег. Никаких обобщений, никаких промежуточных итогов: смотрим только вперед. Туда, где маячит грозная фигура Крамника... Или просто часть призового фонда.
Одному ли мне кажется, что Владимир играет в значительно более интересные шахматы, чем мы все привыкли? Его партии стали нравиться публике, и это пока главное завоевание Крамника на мексиканском чемпионате. Очковый багаж не так уж и богат, «плюс раз», на две победы позади Ананда. В запасе, конечно, остается целый второй круг и личная встреча, но... Пока Крамник творит за доской, Ананд подбирает упавшее.
Между извечными соперниками рейтингового списка не затерялся Борис Гельфанд. Израильтянин показал выдающийся результат в первом круге, устояв чёрными против обоих фаворитов и отстав от Ананда всего на пол-очка. При этом он категорически не даёт взвалить на свои плечи какой-либо груз ответственности. «Играю в шахматы. Осталось еще семь партий. Очки будем считать на финише». Борис решает конкретные проблемы и не распыляется. Вам это ничего не напоминает? Тренер баскетбольной сборной России Дэвид Блатт ни разу по ходу чемпионата Европы не сказал, что его команда борется или может побороться за золото. Перед каждым матчем ставилась конкретная задача («обыграть Португалию», например), которая решалась со стопроцентной отдачей. Так россияне избежали груза ответственности, который раздавил Испанию в последней четверти финального матча. И выиграли чемпионат, перед которым на них не ставили ни гроша.
Наверное, первенствует кто-то из тройки лидеров, потому что слишком уж очевидны проблемы остальных. В первую очередь, неоптимальная готовность и, как следствие, нестабильность. В том, чтобы подойти к важному старту в оптимальной кондиции, есть элемент случайности, но снизить его помогает опыт. Более молодые участники в пик формы попасть не смогли. Остаётся надеяться на счастливое стечение обстоятельств во втором круге.
А теперь вернёмся к сегодняшним партиям. Первыми со сцены ушли Пётр Свидлер и Левон Аронян. Ничья в разменной «испанке». Понимающее покачивание головами в пресс-центре. Но почему так недоволен Свидлер?
– Позиции, которые получают белые в разменном варианте, далеко не так ничейны, как их репутация... Играл я его впервые в жизни. Выбор обусловлен двумя причинами. Во-первых, мой соперник ранее уклонялся от основного и сильнейшего возражения чёрных. Разменный вариант играют так редко, что можно просто забыть, как на него реагировать! Во-вторых, «Маршалл». Если не бить на с6, то мы приходим к «Маршаллу» или «анти-Маршаллу», а я в своей жизни достаточно насмотрелся на эти позиции.
– Дебют сложился для меня хорошо, настолько хорошо, насколько может быть в этом варианте. Если вы вдруг будете писать книгу о разменном варианте, поставьте на диаграмму позицию после хода 16...Nh6 и подпишите: «Вот максимум, чего могут добиться белые в этом дебюте! Внимательно ознакомьтесь». Но, конечно, в таких позициях надо играть на автомате. Или сразу g4, или Nh5, а потом g4. У белых комфортное небольшое преимущество, играть можно долго, защищаться не очень приятно. Я же допустил f5, мгновенно уравнивающее игру. И мне стало настолько противно, что я предложил ничью...
– Господин Аронян, а почему вы приняли предложение соперника?
– Позиция примерно равная, а Пётр – такой дружелюбный человек, что я не смог ему отказать, – улыбнулся Левон.
Ностальгический дебютный репертуар Бориса Гельфанда (русская партия, славянская защита, московский вариант, анти-московский гамбит...) вновь прошёл госприемку. Владимир Крамник применил новинку, чёрные в ответ пошли на острейшую игру. Белые пожертвовали пешку, перехватили инициативу, чёрные вернули материал ради контригры... Увлекательный поединок закончился взаимным истреблением сил.
– Очень интересная партия, приятно такую сыграть, – поделился Гельфанд. – Интересная новинка, острый миттельшпиль. Владимир сделал несколько сильных ходов, наверное, я стоят хуже, но нашёл новый виток контригры. Ничья закономерна. Здесь высказывались оскорбительные для участников предложения перейти к «фишеровским» шахматам, запретить русскую партию или предложения ничьей, но, полагаю, такие партии, как эта, являются достойным ответом.
Российские журналисты попросили подробностей. «Имя, сестра, имя!»
– Леончо Гарсиа, – пояснил Борис. – Он уже уничтожил турнир в Дос-Эрманосе, когда после каждого тура делил количество ходов на песеты и писал, что мы все жулики и негодяи. Это его навязчивая идея – мы лишаем людей зрелища. Такого не переспоришь...
Морозевич и Леко сыграли длинную, но не особо запоминающуюся партию. Слишком тонкую, наверное. По словам Морозевича, он был переигран в миттельшпиле, но Леко напрасно принял цейтнотное решение разменять ладьи, упустив значительную часть перевеса.
– Позиция после дебюта получилась очень необычная, как в «Фишер-рэндом», – радостно рассказал Леко. – Её нельзя играть механически, нет ориентиров. Что касается размена ладей, я опасался перевода коня на е6, и был очень рад, что сумел ему помешать.
Как видно, в оценке гроссмейстеры не сошлись. После пресс-конференции Леко попытался было продолжить дискуссию, но его соперник не был в настроении.
И, наконец, Виши. Все играют, он побеждает... Судьба?!
Из партии Ананд – Грищук выпала стадия дебютной борьбы за уравнение. Чёрные как-то сразу получили отвратительную позицию. Всей их тактической изворотливости хватило только на то, чтобы пройти контроль. Конь на b4, боль переживавших за Александра... Вспомните своё любимое классическое высказывание о таких конях. Мне нравится такое: «конь на b4, похоже, не знает, что партия уже закончилась».
Дмитрий Яковенко считает, что позиция чёрных была стратегически безнадёжной уже после 19.d5. Интересно, что Сергей Шипов в своём онлайн-комментарии оценил её так: «Виши стабилизирует центр, получая для коня роскошное поле с4. Но и у черных есть козыри. Пешки e4 и d5 находятся под напряжением. Королевский фланг белых ослаблен. Легкие фигуры черных весьма активны. Шансы сторон примерно равны. Впереди нас ждет острая борьба!» Острая борьба была, но, увы, на один результат...
– Мне очень не нравилась моя позиция после 16-го хода, – сказал Грищук. – Повезло, что нашлась тактика, удалось разменять чернопольных слонов и ферзей. Эндшпиль должен быть защитимым. Но после ужасного хода 30...g5 Виши заиграл очень сильно и заслуженно победил.
– Чёрные могли попытаться защищаться пассивно, – согласился Ананд. – Я не могу сказать, как выигрывать это окончание, но оно может быть и выиграно. Поэтому я понимаю желание моего соперника вызвать кризис. После того, как я съел пешку d6, я понял, что белые, скорее всего, своего не упустят. Приятно выйти в лидеры, но я постараюсь не думать об этом. Борис отстаёт на пол-очка, и за ним тоже есть пара человек... – имен Виши не назвал. – Буду играть партию за партией.
Напрасно Гельфанд не запатентовал свой ответ.
Положение участников: Ананд 5, Гельфанд 4.5, Крамник 4, Грищук 3.5, Аронян и Леко 3, Морозевич и Свидлер 2.5.
В восьмом туре играют:
Свидлер – Крамник
Аронян – Морозевич
Гельфанд – Ананд
Леко – Грищук

Потеряла мобильник, нашедшему премия...

Только что Пётр Свидлер и Левон Аронян едва не перепутали цвет

Белыми в белом

Морозевич в ловушке!

Борис, да вы русский шпион!

Владимир готовится ущипнуть пешку «с»

Россияне стараются держаться вместе

Такие позиции надо играть «рукой»

Левон Аронян удачно пошутил

Жаль, материал закончился, я бы ещё поиграл

Спрос на русскую речь особенно высок вдали от родины

У Дмитрия Яковенко есть повод для грусти

Лидер не скрывает эмоций

К последней пресс-конференции дня строй журналистов слегка поредел

В этом бункере всё и происходит