23 сентября 2007

Впереди на белом слоне

Ананд: миролюбивый и эффективный.Морозевичу чемпион не страшен.
Сицилианская премьера: Black is ok!
Грищук-Гельфанд: блуждание впотьмах.Михаил Савинов рассказывает о девятом туре шахматного мундиаля.

9 тур

Ананд – Аронян ½-½

Леко – Свидлер ½-½

Морозевич – Крамник 1-0

Грищук – Гельфанд 1-0

В воскресенье была сыграна, возможно, ключевая партия чемпионата. Александр Морозевич взял у Владимира Крамника реванш за поражение в первом круге и отправил действующего чемпиона на сверхскромную для его статуса отметку «50%». Отставание Крамника от Ананда достигло полутора очков. А это не то отставание, которое легко ликвидировать за пять туров турнира 21-й категории. Даже чемпиону мира.
Более того. Второй из преследователей Ананда, Борис Гельфанд, также не справился с управлением в нервном поединке против Александра Грищука. Оценка позиции менялась несколько раз, но последнюю ошибку допустил израильтянин, вслед за Крамником потерпевший первое поражение в турнире. «Безгрешен» теперь только лидер.
Таблица «турнира восьми» постепенно обретает аргентинские черты: первый, и равные. Впереди гарцует на белом слоне Ананд, на очко позади Гельфанд, и ещё трое, Крамник, Леко и Грищук, отстают на полтора очка. Утверждать, что чемпионат закрыт, пока рано. Во всяком случае, до окончания завтрашней партии Крамник – Ананд. Но если она, скажем, закончится вничью, сценарий по смене лидера придётся писать мастерам ненаучной фантастики.
Надо отдать должное чутью Виши. Вовремя почувствовав, что фаворитов сегодня будут бить, может быть, даже ногами, он избрал довольно аккуратную тактику. Допустил атаку Маршалла, сделал два откровенно вызывающих хода, предлагая сопернику, Левону Ароняну поиграть азартно. Вызов был отклонён, и правильно.
– Когда возникает желание наказать соперника, чаще всего проигрываешь, – заметил Левон после партии. – Я отреагировал, как мне кажется, точно, и получилась равная позиция.
Подобно Петросяну на Кюрасао, Ананд был совершенно не против такого расклада.
– Играть h7-h5 плохо, белые сразу ставят коня на е4. Вообще, поставить коня на е4 – основная идея в «Маршалле» за белых, – объяснил Ананд. – Левон сыграл хорошо и уравнял игру.
– Как вы будете играть завтра с Крамником? – спросили из зала.
– Согласно требованиям позиции.
– Но, наверное, с большим запасом прочности?
– Не понимаю, о чем вы говорите. Я буду делать сильнейшие ходы, – улыбнулся Виши и был отпущен готовиться.
Дебютный выбор Петра Свидлера наверняка обрадовал большинство любителей шахмат, не увлекающихся созерцанием роста травы после 1.е4 е5. Однако удивить Петера Леко не удалось.
– Я ожидал, что Пётр сыграет со мной сицилианскую. Во-первых, она ещё ни разу не встречалась на этом чемпионате, а время поджимает. Во-вторых, он регулярно играет со мной этот дебют. Я был готов.
Интересная дискуссия в актуальном разветвлении варианта Найдорфа с 12.Rg1 сложилась, пожалуй, в пользу чёрных. Во всяком случае, после того, как они провели d6-d5, белым пришлось идти на значительные упрощения. В окончании перевес чёрных был чисто символическим. За кадром осталось немало красивых вариантов, связанных с отказом от размена ферзей путём 21...Qxc2+. Впрочем, они тоже, как правило, вели к ничьей.
А вот у Крамника с Морозевичем ничьей не пахло уже с первых ходов. Белые с виду непоследовательно разыграли дебют, выведя пешку на d5 и не поддержав её традиционным способом с е4. В пресс-центре вспоминали встречу гроссмейстеров в Астане, проигранную Александром фактически в 21 ход ввиду слишком явного желания избежать борьбы. Но сегодняшний поединок пошёл по другому пути, и творчества в нём было куда больше, чем робости.
– Я получил комфортную позицию по дебюту, но потом сделал ужасный ход 13...с4, и только отпустив руку, увидел идею 14.Be2 и 15.g5. Простое 13...Rb8 даёт чёрным стабильный перевес, – раскритиковал себя Крамник.
У его соперника было другое мнение.
– Это не плохой Бенони с пешкой на е3 вместо е4. Это просто другая позиция. На е4, например, может выйти конь... Думаю, Владимир недооценил ход 17.Ra3 в ответ на 16...Qe7. Теперь у чёрных нет идеи Bxc3, и вообще непонятно, что делать.
Кто знает, чья оценка сложной позиции после двенадцати ходов была объективно более точной, но на практике прав оказался Морозевич. Крамник не сумел наладить координацию фигур и попал в тяжелое положение. Безнадёжность окончания после размена ферзей вырисовалась на удивление быстро. Доведя пешку до d2 и убедившись в неприступности поля превращения, Крамник сдался.
Примерно через час с рассказом о второй результативной партии пришли Грищук и Гельфанд.
– Чёрные получили хорошую позицию в дебюте, – начал Александр. – Я не видел идеи с с5 и е5. Пришлось отвести слона на с1. Но дальше Борис заиграл очень пассивно, и мне удалось добиться максимума возможного. Считаю, ему следовало оставить на доске лёгкие фигуры, сыграв 33...Nd7 вместо 33...Ke7. Ладейное окончание должно быть выиграно для белых. Однако я играл его безобразно, и Борис имел лёгкую ничью, сыграй он 53...Kg5 вместо 53...h3. Как видите, партия получилась слабая, но я рад, что не опустил руки и продолжал бороться, играть на победу, несмотря на трудности начальной стадии.
Борис Гельфанд был очень расстроен. Он то поднимал глаза в потолок, то с извиняющимся видом оглядывал зал... Комментировать партию не захотел, во всём согласившись с мнением Грищука. Спрашивать его ни о чём не стали – понятно, что испытывает один из лидеров чемпионата мира, только что упустивший ничью... Авраам Грант, проигравший свой первый матч на посту главного тренера «Челси», вряд ли мог огорчиться сильнее.
– Александр, какие решения в ладейном окончании вы считаете ошибочными? – спросил я победителя.
– Ошибок хватает. А после того, как нас пересадили, мы вообще такое наиграли...
Да, в решающий момент партии капризная лампа направленного света вновь приказала долго жить, и шахматистов пересадили доигрывать партию за другой столик. Думаю, для Роберта Фишера подобный инцидент мог бы стать поводом выйти из турнира и провозгласить себя чемпионом мира.
Последний вопрос, адресованный Грищуку, был о завтрашней партии Крамник – Ананд. Чего вы, дескать, от неё ждёте. Думаю, никто из семи неиндийских участников чемпионата не был бы против поражения единоличного лидера, но зачем об этом говорить вслух? Александр поднял брови, пожал плечами, но быстро нашёлся:
– Как человек, любящий шахматы, я жду от этой партии интересных дебютных идей и большой борьбы.
Надеюсь, капризное завтра не скажет нам «не дождётесь!» Жалко интригу, знаете ли. Хотя лично к Ананду никаких претензий нет.
Положение участников: Ананд 6, Гельфанд 5, Грищук, Крамник и Леко 4.5, Аронян и Морозевич 4, Свидлер 3.5.
В десятом туре играют:
Аронян – Грищук
Гельфанд – Леко
Свидлер – Морозевич
Крамник – АнандДа пребудет с нами Жужа!Морозевича ждали стояАлександр припугнул соперника возможностью 1.а3Тронул - ходи? Да я пошутил...Усталый и добрый взгляд... чемпиона?Зрительский интерес не ослабеваетВечер индийско-армянской дружбыОни умеют ждать...Ароняна поставили к стенкеЭкспресс-анализ дебютной стадииСицилианская не опровергнута!Морозевич показал всем ребятам примерКрамник держит удар и держит ответPokerfaceПервое поражение

Турнир претендентов