25 ноября 2007

"Не смейтесь – проверьте сами!"

Марат Аскаров, один из участников финала Кубка России, вызвал подозрение у других шахматистов, игравших в том же турнире. Международный мастер Андрей Девяткин вместе с гроссмейстерами Владимиром Поткиным и Евгением Воробьевым анализируют партии Аскарова и делятся своими выводами. Редакция сайта готова продолжить тему и опубликовать ответ Аскарова, а также мнение других экспертов по проблеме "читерства".

Часть 1. ИСТОРИЯ НА КУБКЕ.

На недавнем Кубке России, который проходил с 4 по 16 ноября 2007 года в Серпухове, большое внимание привлекло выступление молодого казанского шахматиста Марата Аскарова. Для начала представим его читателям.Марат Аскаров – международный мастер, ему 20 лет. Рейтинг ФИДЕ - 2516 на 1 октября 2007 г. Наивысшее рейтинговое достижение – 2561 (1 апреля 2007 г.). До недавнего времени ничем особенным не выделялся, был обычным мастером с рейтингом порядка 2400-2450. В последнее время добился нескольких громких успехов (первое место в Аэрофлоте "А2", выигрыш сильного турнира в Звенигороде, отличный результат в Moscow Open-2007), которые, однако, чередовались с провальными выступлениями: например, в Мемориале Аратовского-2007 в Саратове Аскаров набрал всего лишь 3,5 очка из 9 при ожидаемом результате почти вдвое больше.
Из Кубка России, о котором идет речь, Аскаров выбыл в третьем круге, последовательно выиграв матчи у гроссмейстеров Евгения Воробьева (Эло 2575) – со счетом 2:0, Владимира Поткина (2612) – 1:1 в основных партиях, 2:0 в быстрых – и проиграв затем МГ Игорю Лысому (2591) – 1:1, 1:1, 0:2.

Казалось бы, ничего особенного в этом выступлении нет: почему бы талантливому молодому шахматисту не одолеть нескольких сильных гроссмейстеров подряд? Однако внимание привлек не столько результат Аскарова, сколько стиль, в котором были одержаны его победы.
Здесь не обойтись без преамбулы.
Известно, что лучшие компьютерные программы сейчас играют как минимум не слабее, а скорее всего, и сильнее лучших белковых шахматистов (ввиду малого количества официальных состязаний "человек против машины" однозначный вывод сделать непросто). В сложных позициях, требующих конкретного расчета вариантов, соперничать с ними не под силу никому. Тем не менее, пока еще не каждый предлагаемый компьютером ход – сильнейший. Более того, многие являются и ошибочными.
Доказательства найти легко: вспомним хотя бы последний матч между двумя сильнейшими программами мира – "Заппой" и "Рыбкой" (Мехико 2007), запущенными на весьма мощном оборудовании. В одной из десяти встреч матча "Заппа" не взяла ладью пешкой, упустив легкую победу. В другой партии "Рыбка" допустила грубейшую ошибку в эндшпиле с разноцветными слонами, в котором не оступился бы и перворазрядник. Еще в одном поединке "Рыбка" вопреки здравому смыслу продолжала игру на выигрыш в мертвоничейной ситуации и перегнула палку, за что и поплатилась потерей очка.
В ситуациях, где человек обычно избирает наиболее практичное решение (скажем, при реализации перевеса это упрощения и переход в техническую стадию), машина очень часто вовсе не заботится о "безопасности" и, например, вполне может предпочесть выигранному эндшпилю позицию с материальным перевесом, но с открытым королем при полной доске фигур, что выглядит довольно дико с человеческой точки зрения.
Таким образом, можно еще говорить о специфических "компьютерных" решениях.
Теперь предоставим слово соперникам Аскарова.

Комментирует гроссмейстер Евгений Воробьев.

Е.Воробьев – М.Аскаров [B97]
Кубок России, 1-я партия
Серпухов 2007

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bg5 e6 7.f4 Qb6 8.Qd2 Qxb2 9.Rb1 Qa3 10.e5 Актуальный вариант со времен партии Раджабов-Карякин (Кап д\'Аг 2006), впрочем, оказавшийся для Аскарова неожиданным. Он начал понемногу задумываться и в итоге пошел на проигрывающий вариант, который удивительным образом совпадает с первой линией Рыбки. 10...dxe5 11.fxe5 Nfd7 12.Ne4 h6 13.Bh4 Qxa2 14.Rd1 Qd5 15.Qe3 Qxe5 16.Be2 Bc5 17.Bg3 Bxd4 18.Rxd4 Qa5+ 19.Rd2 0–0 20.Bd6 Rd8 21.Qg3 Qf5

После партии Мотылев-Ананд (Вейк-ан-Зее 2007) известно, что так играть нельзя. Подтверждающие этот вывод анализы опубликованы, например, в «New in Chess». 22.Be5 Qg6 23.Qh4 Nc6 24.Bh5! В вышеупомянутой партии было 24.0–0 f5 с достаточными контршансами у черных.
24...Qf5 25.Bxg7 Nc5 26.Nxc5 Kxg7


В этот момент я забыл теорию и сделал один неважный ход, за который следует жесточайшее наказание. 27.Ne4? Правильно 27.Rf1 Qe5+ 28.Ne4 Qa1+ 29.Rd1 Rxd1+ 30.Bxd1 и атака белых, как показывает анализ, неотразима.27...Rd5 28.c4 Re5 29.Bf3 Qg5 30.Qf2 f5 31.0–0 Несмотря на потерю фигуры казалось, что белые сохраняют неплохие практические шансы, но точнейшая реализация заняла у соперника не более 15 минут. 31...fxe4 32.Bxe4 Qe7 33.Rd3 Rg5 34.Rf3 Ne5

Ход, сделанный мгновенно. Если подождать минутку, то можно предпочесть 34...Rf5. 35.Qd4 Bd7 36.h4 Rh5 37.g4 Kg8 38.gxh5 Qg7+

Промежуток, не оставляющий шансов. 39.Kh1 Nxf3 40.Qe3 Ne5 41.Rg1 Ng4 42.Qe2 e5 43.Bf3 Kh8 44.Bxg4 Rg8 45.Qe3 Bc6+ 46.Kh2 Qf6 47.Kh3 a5 Первый и последний "не темповый" ход, который так же, как и все остальные, является первой линией «Рыбки». 48.Re1 Rxg4 49.Kxg4 Qe6+

Белые сдались (50.Kg3 Qg8+ 51.Kf2 Qg2#). Таким образом, все ходы черных полностью совпадают с компьютерными, и если в начале партии при неясной оценке позиции соперник тратил время, то сразу же после моей ошибки удары посыпались с пулеметной скоростью. Конечно, большинство решений не слишком сложны для сильного гроссмейстера, но не свойственно ли человеку ошибаться? 0–1

М.Аскаров – Е.Воробьев [E67]
Кубок России, 2-я партия
Серпухов 2007

1.d4 Nf6 2.c4 d6 3.g3 g6 4.Bg2 Bg7 5.Nf3 0–0 6.0–0 Nbd7 7.Nc3 e5 8.b3 Re8 9.e3 c6 10.Bb2 Qc7 11.Rc1 Nf8 12.b4 e4 13.Nd2 Bf5 14.d5 h5 15.Qa4 a5 16.b5 c5 17.b6 Qxb6 18.Rb1 Qc7 19.Qc2 Qe7 20.Nb5 N8h7 21.Bc3 Qd7 22.Qb2 Re7 23.h4 b6 24.Rbe1 Rb8 25.f3 exf3 26.Rxf3 Ne8 27.Bxg7 Nxg7

Первая часть партии прошла в маневренной борьбе с небольшим преимуществом черных. Игра белых до этого практически не имела совпадений с первыми линиями компьютерных программ. 28.e4 Bg4 29.Rf2 Re5 30.Ref1 f5 31.exf5 gxf5 32.Ne4

Началось! 32...Rf8 Идеи белых иллюстрирует вариант 32...fxe4 33.Rf7 Qd8 (33...Qxf7 34.Rxf7 Kxf7 35.Nxd6+) 34.Bxe4 Nf5 35.Bxf5 Kxf7 36.Bxg4+ Kg6 37.Qc2+ Kg7 38.Rf7+ Kxf7 39.Qxh7+ Kf8 40.Qh6+ Kg8 41.Qg6+ Kf8 42.Be6±; 32...Rxe4 33.Bxe4 fxe4 34.Rf7 Qxf7 35.Rxf7 Kxf7 36.Nxd6+ Kg6 37.Nxe4±. Сильнейшее же 32...Qe7 найти под силу только компьютеру.33.Nbxd6 Как всегда в осложнениях, мой соперник исключительно точен. Жертва фигуры ставит черных перед неразрешимыми проблемами. Слабее 33.Nexd6 Re3 34.Kh2 Qe7 с неясной игрой. 33...Re7 34.Qxb6 fxe4 35.Rxf8+ Nxf8 36.Nxe4 Nh7 37.d6 Re6 38.Qxc5 Be2 39.Qc7

Здесь первая линия заканчивается. Впрочем, точная игра уже не обязательна - позиция выигрывается как угодно. 39...Re7 40.Re1 Bg4 41.Qxd7 Удивительно, как белые прошли мимо 41.Nf6+ Nxf6 42.Rxe7 41...Rxd7 42.c5 Ne6 43.c6 Ra7 44.Rb1 Nhf8 45.Nf6+ Kg7 46.Rb7+ Kxf6 47.Rxa7 Ke5 48.d7 Kd6 49.Ra8 1–0.

Комментирует гроссмейстер Владимир Поткин.

В.Поткин – М.Аскаров [D52]
Кубок России, 1-я партия
Серпухов 2007

В этой партии можно наблюдать забавное совпадение логики шахматиста, игравшего черными, с логикой шахматных программ. Если говорить более конкретно, то ходы черных, начиная с 14-го и до конца партии, совпадают с предложениями «Рыбки». Только 27-й ход - первая линия Fritz 10.

1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 5.Bg5 Nbd7 6.e3 Qa5 7.cxd5 Nxd5 8.Qd2 Bb4 9.Rc1 0–0 10.Bd3 h6 11.Bh4 e5 12.0–0 exd4 13.exd4 Re8 14.Rfe1N Rxe1+ 15.Rxe1 N7f6 16.Re5 b5

Сильный ресурс, отражающий угрозы белых. 17.Bxf6 Nxf6 18.a3 Bd6 Этот ход черные исполнили менее чем за минуту. Рыбка также недооценивает последующую тактическую операцию - лишь на глубине перебора в 18 полуходов она начинает отдавать предпочтение правильному ходу 18...Bf8. 19.Ne4 Qxd2 20.Nxf6+ gxf6 21.Re8+ Kg7 22.Nxd2

22...Bb7 Более логичным представляется 22...Rb8, чтобы вывести слона на достойную позицию. Рыбка предпочитает ход в тексте. 23.Rxa8 Bxa8 24.Nb3 В этот момент черные надолго задумались, в результате чего решили пока оставить слона в заточении на а8, и хладнокровно подвести короля в центр, что совпадает с логикой «Фрица» и «Рыбки» на большой глубине. 24...Kf8 25.Be4 Ke7 26.Nc5 a5 27.g3

Здесь черные потратили достаточно времени, и сложно сказать, чем они руководствовались при выборе хода. Наиболее логичным представляется поставить пешку на а4 и перевести слона на а5, а затем - короля на с7, с идеей Bb7. 27...b4 По забавной случайности этот антипозиционный ход совпадает с выбором программы Fritz 10 на большой глубине. 28.axb4 axb4 29.Kf1 По какой-то причине следующий ход черных вызывает бурные овации у компьютерных программ. Черные исполнили его практически молниеносно, хотя у них было 40 минут против 12 минут белых.

29...f5 30.Bxf5 Bxc5 31.dxc5 Kf6 32.g4 Ke5 33.Ke2 Только здесь программы понимают всю пагубность стратегии со слоном на а8, поскольку теперь белые без труда образуют проходную и выигрывают.

33...Kd4 34.h4 Bb7 35.f4 Ba6+ 36.Kf3 Kxc5 37.h5 Kd6 38.g5 Ke7 39.gxh6 Kf8 40.Ke4 c5 41.Kd5 c4 42.Kc5 b3 43.Kb4 Kg8 44.Be4 f6 45.Bd5+ Kh7 46.Bxc4 Bxc4 47.Kxc4 Kxh6 48.Kxb3 Kxh5 49.Kc4 Kg4 50.b4 Kxf4 51.b5 Ke5 52.Kc5 Ke6 53.Kc6 1–0

М.Аскаров – В.Поткин [A14]
Кубок России, 2-я партия
Серпухов 2007

В этой партии, начиная с 12-го хода и до конца партии, наблюдается полное(!) совпадение игры белых с 1–й линией программы Рыбка.

1.c4 e6 2.Nf3 d5 3.b3 Nf6 4.g3 c5 5.Bg2 Nc6 6.0–0 Be7 7.e3 0–0 8.Bb2 Qa5 9.Qe2 Rd8 10.Nc3 Bd7 11.a3 a6 12.Rab1

Казалось бы, белые готовят некую активность на ферзевом фланге, но это только вступительные ходы к атаке по центру! 12...Rab8 13.d4 cxd4 14.exd4 dxc4 15.bxc4 Be8 16.Rfd1 h6

17.d5 Белые демонстрируют точность расчета вариантов. 17...exd5 18.cxd5 Nxd5 19.Nxd5 Rxd5 20.Nd4 Nxd4 21.Bxd4 Rd7 22.Bxg7 Изюминка комбинации белых. 22...Rxd1+ 23.Rxd1 Kxg7 24.Qxe7 Bc6 25.Bd5 Bxd5 26.Qe5+ Kh7 27.Rxd5 Компьютер также предпочитает реализацию при равном материале, поскольку атака белых неотразима. 27...Qb6

28.Qf4 Напрашивались активные ходы, вроде 28.Rd6, но белые за считанные минуты демонстрируют филигранную точность при ведении атаки. 28...Qg6 29.Rd6 Qh5 30.Rd7 Rf8 31.Rxb7 Qd1+ 32.Kg2 Qd5+ 33.Qf3 Qxf3+ 34.Kxf3 Kg6 35.Ra7 Rc8 36.Rxa6+ И белые выиграли ладейный эндшпиль без хлопот. 1–0

М.Аскаров – В.Поткин [A22]
Кубок России, 1-я быстрая партия
Серпухов 2007

После равного счета в основных встречах были сыграны 2 партии в «рапид», с контролем 15 минут + 10 секунд на ход каждому. При анализе следующей партии было обнаружено диковинное совпадение всех ходов белых с первой линией компьютерной программы «Рыбка». Даже весьма творческие решения программы совпадают с выбором белых.

1.c4 Nf6 2.Nc3 e5 3.g3 Bb4 4.Bg2 0–0 5.Nf3 Re8 6.0–0 e4 7.Ng5 Bxc3 8.dxc3 h6 9.Nh3 d6 10.Nf4 Nbd7 11.b3 b6 12.Qc2 Bb7 13.Rd1 a5

14.Nd5 Обычно белые автоматически встречают черных ходом а4... 14...a4 15.b4 Белые очень быстро поняли, что до слабой пешки с4 черным не добраться. 15...Bxd5 16.cxd5 b5 17.c4 Nb6 18.cxb5 Nbxd5 19.Qc4 Nb6 20.Qc6 Qd7 21.Qxd7 Nbxd7 22.Be3

22...Rab8 23.Rac1 Rxb5 24.Rxc7 Rxb4 25.Rxd6 Rb1+ 26.Rc1 Rxc1+ 27.Bxc1 Rb8 28.Bh3 Белые вовремя находят неочевидный ресурс, после которого позиция черных рассыпается. 28...Rb1 29.Rc6 Ne5

30.Rc2 Менее "просветленному" может показаться наиболее естественным 30.Rс8+ с последующим 31.Kg2, однако ход в тексте намного четче. 30...g6 31.Kg2 h5 В плохой позиции черные просто зевают... 32.Bb2 , и белые выиграли. 1–0

В.Поткин – М.Аскаров [D30]
Кубок России, 2-я быстрая партия
Серпухов 2007

В этой "быстрой" партии черных устраивала ничья. Остается только позавидовать хладнокровию соперника, который отметал все малодушные ходы и играл жестко по первой линии.

1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.e3 e6 5.Nbd2 Be7 6.Bd3 0–0 7.0–0 c5 8.dxc5 Na6 Черные подмечают даже малейшую неточность белых. 9.a3 Nxc5 10.Bc2 dxc4 11.Nxc4 b5 12.Nce5 Bb7 13.Qe2

13...Nfe4 Весьма изящное решение, найденное за несколько секунд. Рыбка трактует эту позицию в столь же агрессивной манере. 14.Rd1 Qc7 15.Nd3 На 15.Qxb5 было заготовлено 15...Bd6!15...Rac8 16.Nd4 a6 17.f3 Nxd3 18.Bxd3 Nc5 19.Bc2 g6 20.e4 e5 21.Nb3 Ne6 22.Bd3 Nf4 23.Bxf4 exf4 24.Rac1 Qe5 25.Na5 Ba8 26.Bb1

26...Rxc1 Логично выглядело 26...Bf6, после чего белые оставались без пешки b в эндшпиле, но черные находят более тонкое решение. 27.Rxc1 Qd4+ Самые четкие ходы следуют за считанные секунды. 28.Qf2 Bf6 29.b3

29...Qd6 Самым простым и перспективным кажется 29...Qb2, после чего у черных лишняя пешка и два слона в эндшпиле, в то время как белым нужна только победа, но черные быстро находят карающие средства.

30.Kf1 Qxa3 31.Qe1 Rd8 32.Nc6 Bh4 33.Qc3 Bxc6 34.Qxc6 Здесь черные задумались и первый раз "разминулись" с Рыбкой: 34...Qb2 (сразу побеждало 34...Qxb3). Сейчас ходом 35.Qc2 можно было затянуть сопротивление, однако у белых нет никаких шансов на выигрыш, поэтому я решил не продолжать бесполезную борьбу. 0–1

Эти партии вызвали большой интерес и были направлены на экспертизу специалистам в Chess Assistant, обладающих большими техническими возможностями и практическим навыком анализа с помощью компьютерных программ. В результате в ряде встреч Аскарова было выявлено большое количество совпадений с первой линией программы "Рыбка" 2.3.2, порядка 95%.

Слухи о том, что в партиях Аскарова необычно много компьютерных решений, дошли и до меня. Из любопытства я решил сам посмотреть его творчество вместе с программой "Рыбка" версии 2.3.2.

Комментирует международный мастер Андрей Девяткин.

И.Лысый – М.Аскаров
Кубок России, 1-я партия
Серпухов 2007

1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nc3 Nf6 4.Nf3 e6 5.e3 Nbd7 6.Qc2 Bd6 7.g4 dxc4 8.Bxc4 Проверка была начата с этого момента. Случаи несовпадения, которых было всего три, будут отмечены ниже. 8...0–0 9.g5 Nd5 10.Bd2 Nxc3 Не входит в тройку первых ходов, рассматриваемых Рыбкой. 11.Bxc3 b5 12.Bd3 g6 13.Be4 Bb7 14.h4

14...f5 Вторая линия. Первая - 14...b4. 15.gxf6 Nxf6 16.Ng5 Последовательное 16.h5! ставило под сомнение дебютную концепцию черных.16...Qe7 Позиция черных кажется весьма опасной, однако уже здесь Рыбка отдает им предпочтение. Начиная с этого момента, оценка позиции неуклонно(!) нарастает в пользу черных.

17.Rg1 b4 18.Bd2 Nxe4 19.Nxe4 Qxh4 20.0–0–0

20...Bh2 21.Rh1 c5 22.d5 exd5 23.Nd6 Ba6 24.f4 Rad8 25.Be1 Qe7 26.Qxh2 Rxd6 27.e4 Bb7 28.f5 d4 29.Bh4 Qd7 30.e5

Оценить положение на первый, да и на второй взгляд весьма затруднительно, однако «Рыбка» неумолима: "- 2,30". Следующий невероятный ход черных, как и предыдущие (начиная с 15...Nxf6) - сильнейший, по мнению программы.

30...b3 31.a3 Если 31.axb3 , то 31...Ra6; После 31.exd6 bxa2 32.Kd2 (32.Kc2 Qxf5+) 32...Qb5 33.Ke1 Qa5+ (или 33...Bxh1 34.Qxh1 c4) у белых совершенно безнадежно: несмотря на лишний материал, оценка зашкаливает за "-4".31...Bxh1 32.exd6 Be4 Вторая линия. Впрочем, позиция уже совершенно выиграна и с человеческой точки зрения. На небольшой глубине машина отдает предпочтение жадному 32...Bf3. 33.Re1 Qf7

Симпатичная тактика. 34.Qe2 34.Rxe4 Qc4+ 35.Kd1 Qd3+ 34...Bxf5 35.Kd2 c4 36.Qe5 c3+ 37.bxc3 dxc3+ Финальный аккорд. После 38.Qxc3 (38.Kxc3 Rc8+) Qd5+ 39.Ke3 (39.Kc1 Rc8) Bg4 черные быстро матуют или получают лишние полкомплекта фигур. Феерическая победа, способная претендовать на первый приз в любой подборке. 0–1

М.Аскаров – И.Лысый [A40]
Кубок России, 2-я партия
Серпухов 2007

Данная партия (как и все остальные, сыгранные во второй день третьего круга, включая тай-брейки) была по техническим причинам сыграна не во Дворце торжеств "Центральный", а в другом помещении - Школе № 12. Интернет-трансляция там не велась. От Дворца торжеств школа располагается в достаточном отдалении. В данной партии игравший белыми не продемонстрировал былой тактической изощренности.

1.c4 b6 2.d4 e6 3.a3 Bb7 4.Nc3 f5 5.d5 Nf6 6.Nf3 Na6 7.Nd4 Nc5 8.Bf4 Nh5 9.Bc1 g6 10.b4 Bg7 11.e3 Na6 12.Be2 0–0 13.0–0 c5 14.dxc6 dxc6 15.Bf3 Qc8 16.Qb3 Re8 17.Bb2 e5 18.Nde2 Nf6 19.e4 Kh8 20.Rad1 Nc7 21.Qc2 Ne6 22.exf5 Ng5 23.Ng3 Nxf3+ 24.gxf3 c5

В поисках шансов на победу черные обострили позицию, однако объективно позиция белых лучше. 25.Nce4 Согласно «Рыбке», сильнее 25.Nb5! с проблемами у черных.

25...Nxe4 26.fxe4 cxb4 27.axb4 a5 28.bxa5 Rxa5 29.Rd6 Bf8 30.Rxb6 Bc5

31.Re6 Это решение "сбросить" лишний материал не входит в тройку лучших ходов «Рыбки». Ее предложение - 31.Rb5 31...Rxe6 32.fxe6 Qxe6 33.Qc3 Bb6 34.Kg2 Сильнее 34.Qb4 Qf6 35.Bc1 34...h5 35.Qd2 Вновь непопадание в "тройку". 35.Rd1! 35...Kg8 36.Qg5 Ra2

37.c5 В ситуации, когда белым достаточно равенства, они проходят мимо ничейной возможности 37.Bxe5! (Рыбка молниеносно указывает этот ход) 37...h4 38.Qh6! Qxe5 39.Qxg6+ Qg7 40.Qe8+ с вечным шахом: 40...Kh7 41.Qh5+ Kg8 42.Qe8+ Qf8 43.Qg6+=37...Bxc5 38.Bxe5 Be7 39.Qh6 Qxe5 40.Qxg6+ Kf8 41.Qh6+ Qg7 42.Qxg7+ Kxg7 43.Nxh5+ Kf7 44.Ng3 Bc5

Возникло тяжелое для белых окончание, которое они проиграли довольно безропотно.

45.Rc1 Rxf2+ 46.Kh3 Bd6 47.Nf5 Bf4 48.Re1 Ba6 49.Ng3 Bc8+ 50.Nf5 Rxh2+ 51.Kg4 Be5 52.Kf3 Be6 53.Rb1 Bc4 54.Rb4 Be2+ 55.Ke3 Bg4 56.Rb7+ Ke6 57.Rb5 Rh3+ 58.Kf2 Bf4 59.Rb6+ Ke5 60.Rb5+ Kxe4 61.Ne7 Rh2+ 62.Kg1 Ra2 63.Rb4+ Kf3 64.Rb3+ Be3+ 65.Kh1 Be6 66.Rc3 Ra5 0–1

Часть 2. ПРЕЦЕДЕНТЫ.

Для того, чтобы лучше представлять себе описанную проблему и возможные методы борьбы с ней, вспомним историю похожих случаев (здесь будут описаны лишь те инциденты, которые сопровождались принятием жестких мер).

Немецкий опыт.Первым случаем доказанного использования компьютерной помощи в шахматной игре за доской является, по-видимому, нашумевшая история с немецким шахматистом Клеменсом Альверманном. В декабре 1998 года этот малоизвестный 55-летний любитель, обладатель национального рейтинга 1925, произвел громкую сенсацию на опен-турнире в Бёблингере (Германия), разделив первое место с результатом 7,5 из 9 и обыграв нескольких гроссмейстеров. В последнем туре, принимая капитуляцию МГ Сергея Калиничева, Альверманн заметил: "Ну да, ведь тут мат в восемь ходов". Позиция была абсолютно безнадежной для черных, но отнюдь не из серии тех, в которых обычно ищут форсированный мат. В ответ на недоуменную реакцию противника Альверманн рассерженно заявил: "Не смейтесь! Проверьте сами!"
Оказалось, что компьютерные программы действительно видят в конечной позиции неизбежный мат в 8 ходов.
Альверманн носил длинные волосы и в течение всего турнира ходил в костюме и галстуке, а также периодически отлучался к себе в номер (протест С.Калиничева по этому поводу был оставлен без ответа).
Последующие проверки множеством независимых экспертов выявили в партиях Альверманна необычайно высокий процент совпадений с предложениями программы "Фриц" 5.32 – последней на тот момент версией. Спустя некоторое время после окончания турнира было проведено расследование, результатом которого стало единодушное мнение, что Альверманн каким-то образом пользовался посторонней помощью во время игры. (Различные источники утверждают, что уже тогда, 9 лет назад, необходимая для этого "шпионская" аппаратура – мини-камера, прикрепляемая на груди, и микрофон либо наушник – была доступна приблизительно за 1000 марок. – А.Д.)
Попытка лишить Альверманна выигранного им денежного приза (1660 немецких марок) через суд успеха не возымела ввиду недостаточности доказательств, однако решением Шахматной федерации Баварии он был отстранен от участия в дальнейших турнирах.

Индийский опыт.В декабре 2006 года на турнире в Нью-Дели у 25-летнего индийского шахматиста Умаканта Шарма (Umakanth Sharma) во время партии было обнаружено передающее bluetooth-устройство, которое тот прятал под шерстяной шапочкой. Досмотр Шарма был проведен по просьбе участников турнира, заподозривших странности в его игре и поведении. В предыдущих партиях турнира его ходы совпадали с предложениями программы Hiarcs 10.
До того Шарма совершил феноменальный скачок, увеличив за полгода свой рейтинг ФИДЕ с 1989 до 2484, т.е. почти на 500 пунктов.
Решением Шахматной федерации Индии Умакант Шарма был признан виновным в получении компьютерных подсказок и дисквалифицирован на 10 лет.
Примерно в то же время под подозрение индийской федерации попал еще один шахматист – Д.П.Сингх (1976 г.р.), также продемонстрировавший странный "взлет" и прибавивший более 250 пунктов Эло (с 2252 до 2521) за полтора года. По утверждению группы ведущих индийских шахматистов, настаивавших на его проверке, после окончании теории в его партиях наблюдалось полное совпадение ходов с предложениями программы Deep Junior 9.
В дальнейшем Сингха несколько раз досматривали во время турниров, но ничего не обнаруживали, и он продолжил регулярные выступления в турнирах. Однако с того момента, как индийская федерация всерьез заинтересовалась его игрой (зима 2006/2007), результаты Сингха резко пошли на спад – он вновь вернулся на свой "обычный" уровень, то есть в районе Эло 2250-2300.
К чести шахматной федерации Индии, в ней вовремя обратили внимание на проблему, отнесясь к вопросу весьма серьезно.

Американский опыт.
На турнире "World Open" в Филадельфии (июнь/июль 2006) безвестный любитель из США Евгений Варшавский после 7-го тура шел в группе лидеров, нанеся до того поражения нескольким сильным шахматистам, в том числе одному из ведущих гроссмейстеров мира Илье Смирину. В партии со Смириным наблюдалось почти стопроцентное совпадение ходов Варшавского с предложениями программы Shredder 9.
Во время восьмого тура директор турнира Билл Гойчберг вызвал к себе Варшавского для разговора. В ответ на это Варшавский удалился в туалет, где пробыл 45(!) минут. По возвращении он был подвергнут досмотру, в результате которого ничего найдено не было. Свою возобновленную партию 8-го тура он быстро проиграл и в последнем туре также не оказал сопротивления.

Польский опыт.Этой истории стоит уделить чуть большее внимание, поскольку данный случай более остальных схож с рассматриваемым.
20-летний Кшиштоф Эйсмонт (Эло 2367) вовсе не считался фаворитом Мемориала Т.Гнёта, проводившегося в польском Полице летом 2007 года. Однако после шести туров он шел на первом месте со стопроцентным результатом и большим отрывом от конкурентов. В числе обыгранных им шахматистов оказались гроссмейстеры М.Грабарчик и В.Маланюк. Стиль, в котором Эйсмонт одерживал свои победы, был впечатляющим: смелая и оригинальная игра, помноженная на точнейший расчет вариантов.
Случайно и независимо друг от друга несколько игроков обнаружили, что многие из ходов Эйсмонта совпадают с предложениями программы "Рыбка" версии 2.3.2. Более тщательная проверка показала, что процент совпадений равен... 98%.
После этого в ином свете предстала еще одна деталь, на которую обратили внимание участники турнира – нехарактерное поведение Эйсмонта во время игры. Обычно много разгуливающий по залу, весьма живо и эмоционально переживающий как свои успехи, так и неудачи, в этот раз он сидел за доской не вставая, при этом казался довольно безразличным к собственным подвигам. Ходы Эйсмонт делал почти в молниеносном темпе, по окончании игры же быстро покидал зал и не анализировал партию с соперниками.
Стали подозревать, что Эйсмонт каким-то образом пользуется компьютерными подсказками, хотя явных доказательств не было. В итоге было организовано массовое собрание с участием независимых и авторитетных экспертов, которое постановило следующее: предложить Эйсмонту добровольно выбыть из турнира, с угрозой в противном случае сообщить в Польский Шахматный Союз (аналог нашей РШФ - А.Д.) и даже в ФИДЕ о его странном поведении.
Когда делегация из нескольких игроков подошла к Эйсмонту (сделавшему в 7-м туре быструю ничью и тем самым практически обеспечившему себе первое место) и озвучила это предложение, тот вначале не стал спорить и, более того, даже сознался в читерстве! Однако спустя некоторое время, поговорив с кем-то по мобильному телефону, Эйсмонт стал утверждать нечто совершенно противоположное, в свою очередь обвинив игроков и организаторов в том, что они не дают ему возможность доиграть ему "турнир жизни", и угрожая обратиться в суд.
В итоге Эйсмонт всё-таки был исключен из турнира. Дело было передано на рассмотрение дисциплинарной комиссии ПШС, и до его рассмотрения Эйсмонту запрещено участвовать в соревнованиях.

Голландский опыт.В заключение – совсем свежий случай.
3 ноября 2007 года на клубных соревнованиях в Голландии один из участников (имя которого не разглашается) был замечен во время игры за пределами игрового зала с включенным КПК, на котором был запущен Pocket Fritz. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на дисплее – позиция из его партии. Игроку засчитали поражение, а на следующий день решением Шахматной федерацией Голландии он был дисквалифицирован до конца сезона 2009/2010.

Часть 3. ЧТО ДЕЛАТЬ.

К сожалению, масштаб проблемы пока осознается очень слабо. Технически компьютерные подсказки в наше время легко осуществимы (разумеется, при отсутствии контроля). Вовсе не обязательно, как полагают многие, учить специальный шифр или имплантировать в тело микрочип.
Например, в случае с К.Эйсмонтом подозревали, что в ручку была вмонтирована видеокамера. Есть и более изощренная версия: сама ручка была электронной и в процессе записи хода передавала его на удаленный терминал. Мини-камеру можно прикрепить и к одежде. Во всех этих случаях для подсказок не нужно даже интернет-трансляции партий!
В качестве принимающего устройства можно использовать беспроводной мини-наушник. Телесный цвет и маленький размер (меньше копеечной монеты!) делают его совершенно незаметным для стороннего наблюдателя. Если верить утверждениям продавцов, такой наушник уже широко применяется на экзаменах, деловых переговорах, в казино и т.д.
Как мини-наушники, так и мини-камеры свободно продаются через Интернет, причем всего лишь за несколько сот долларов. Рекомендую читателю набрать в Yandex, например, "шпионская камера" или "микронаушник" и затем поразиться богатству выбора. А какие устройства можно приобрести за большие суммы денег, и насколько усовершенствуется подобная аппаратура через 5-10 лет, сложно даже вообразить.
По идее, для осуществления подсказок нужен сообщник, однако теоретически можно обойтись и без него. Представим себе ситуацию: подключенный к Интернету компьютер оставлен в гостиничном номере или ином помещении; на нем запущена трансляция партий (проводимая на какой-либо игровой зоне, где возможно прямое подключение аналитического модуля – к примеру, Playchess.com). Компьютер настроен таким образом, что "первая линия" аналитического модуля передается голосом игроку автоматически.
Как же бороться с читерством в условиях непрерывного технического прогресса? Обыски (с раздеванием догола) и тотальные проверки участников будут как весьма затратным, так и, что еще хуже, унизительным и отпугивающим занятием. Ведь подавляющее большинство из нас все-таки играет честно! Тотальный контроль может привести лишь к тому, что соревнования по классическим и, возможно, даже быстрым шахматам просто перестанут проводиться, уступив место блицу. Этого бы, конечно, не хотелось.

Поэтому предлагается следующее:
а) Выборочный контроль. Организаторы турнира имеют право в любой момент проверить любого игрока на наличие электронных устройств, что должно оговариваться заранее. Подобная процедура аналогична допинг-контролю в физических видах спорта. Злоупотреблять проверкой, конечно, не надо, однако у организаторов должно быть право на нее.
Данный метод был предложен еще 12 лет назад международным мастером Василием Гагариным в статье "Компьютер – вот чума, программы – вот причина..." (журнал "64" № 8/1996).

б) Жесткие меры наказания при выявлении подсказок в официальных соревнованиях (как минимум дисквалификация игрока на несколько лет – по аналогии с рассмотренными выше случаями).

в) В случаях, подобном польскому (очевидная "ненормальность" ситуации при отсутствии явных доказательств), разумно собирать нечто вроде "заседания присяжных" с привлечением независимых и незаинтересованных экспертов (опять же по аналогии с польским инцидентом).

Андрей ДЕВЯТКИН,
международный мастер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поскольку Российская шахматная Федерация обладает широкими возможностями привлечения ведущих технических и шахматных специалистов и способна кардинально решить данную проблему в частности и в целом, мы просим ее обратить внимание на описанный случай с Маратом Аскаровым, провести тщательное расследование и принять меры.

А.Девяткин, В.Поткин, Е.Воробьев, Е.Наер, А.Мотылев, М.Кобалия, С.Григорьянц, В.Добров.

Турнир претендентов