29 декабря 2007

Игра в догонялки

atarov.jpgЕвгений АтаровВообще-то сегодня в суперфинале должен был быть выходной: три тура отыграли, отдохнули, еще три тура и снова передых, а финишировать отчего-то решили пятью подряд игровыми днями. Говорят, на третий выходной просто не хватило календаря, не отмечать же Новый год, сидя за шахматными столиками?


А начать раньше 18-го – значило наехать на Кубок мира, в котором кто-то из россиян вполне мог дойти до финала. Другой вопрос, что распределить выходные можно было по-другому, передвинув один из них ближе к финишу, потому что к 10-му туру примерно полсостава турнира подошло на последнем издыхании.
Как иначе объяснять столь нерезультативный, хотя ни за что не скажешь «неинтересный» тур. Лишь у Свидлера с Тимофеевым не кипел вулкан страстей, да Морозевич на редкость спокойно, не отыскивая шансов на перехват, уравнял против Амонатова – получились две ничьи еще до истечения первого контроля. Саша словно отпасовал отстающим: давайте, ребята, если сможете, догоняйте. Те намек поняли. Вот только получилось по-разному.
Задача Томашевского изначально представлялась более сложной: черные фигуры против Инаркиева, накануне открывшего счет победам в турнире. Мешало ли Жене сознание собственного положения: стоит еще чуть-чуть поднажать, и ему обеспечено место в истории? Вряд ли. В последние дни он показывает себя прожженным профессионалом, которого ничто не способно сбить с верной дороги. И все-таки, кажется, что после дебюта, который сложился благополучно, в его действиях стало проскальзывать чрезмерное напряжение. Томашевский стал подолгу задумываться и на каждом ходу чуть-чуть отступать.
Один раз, другой... Инаркиеву только того и надо было! Его фигуры вмиг обрели бешенную активность. Контригра запаздывала, баррикады рушились – не помогало даже фирменное спокойствие саратовчанина. Он тяжело поднялся из-за стола, еще какое-то время посмотрел на свою разметанную по доске, такую непривычно нелогичную позицию, и даже не дожидаясь, как обычно, Витюгова, отправился домой. Собирать волю в кулак, готовиться к заключительной партии турнира. Евгений на этом суперфинале показал удивительную способность к регенерации: после поражений от Морозевича, а затем Грищука запросто можно было расклеиться, закиснуть, переживая свои ошибки – Томашевский же на следующий день выходил, словно птица Феникс, и снова давал бой! Иначе не выиграть в таком турнире целых пять партий.Чисто по-игроцки было бы неправильно, если фортуна не предоставила Грищуку возможности выиграть эту партию. И она предоставила!А вот в глазах Грищука страсть горела уже сегодня. Оно и понятно, чтобы догнать Морозевича, ему требовалась только победа – не важно над кем, не существенно каким цветом. В этом плане «Рычагов» и «черные» были не таким уж плохим вариантом. И понеслось...
Вариант Ботвинника, жуткие жертвы и контржертвы, слабонервных попросили удалиться. Саша едва не попал в переплет, когда белые кони просочились в его лагерь, потом его ферзь начал метаться по доске в поисках приключений. Наверное, где-то Андрей выигрывал (например, после 18.Nc7+ Kf8 19.Qxe6! – без анализа не понять), но желание стабилизировать, успокоить позицию заставляло его избирать чуть более осторожные продолжения, в то время как соперник все подкручивал и подкручивал. Чего стоит только 21...Nb8!? или 24...hxg5, а затем уже «ловушечное» 31...g3!
Чисто по-игроцки было бы неправильно, если фортуна не предоставила Грищуку возможности выиграть эту партию. И она предоставила! Сперва на 31-м ходу, когда оба прошли мимо элегантного 32.Kg1? Rc8! (Грищук схватился за голову, когда ему сказали об этом после партии), а потом в классическом эндшпиле «ладья и слон против ладьи», после того как Рычагов вынужден был отдать фигуру. На гроссмейстерском уровне большинство таких эндшпилей завершаются вничью, но защищаться надо очень аккуратно. Как поведал Саша: «Главное тут защищаться “неуверенно” – когда ты крепко стоишь по 3-й горизонтали, случается, на секунду теряешь концентрацию, тебя оттесняют на 1-ю и позиция тут же становится безнадежной. А когда “коряво” стоишь на 2-й, то упираешься изо всех сил, и дожать чаще не удается...» Андрей защищался уверенно. И до ничьей ему оставалось ходов 10...
Надо ли говорить, что именно этих нескольких ходов ему не хватило. Грищук – везунчик! Вспомните, какую победу он одержал накануне, теперь эта партия с Рычаговым. Если так и дальше пойдет. Конечно, с трудом верится, что завтра он будет белыми из всех орудий пулять по израненному Свидлеру, но тут, как в известной поговорке про Платона!
Полной загадок получилась партия Дреева с Сакаевым. Соперники не щадя живота искали истину, пока Алексей не запутался в нагромождении вариантов, и вместо игры на победу изобретательно отыскал игру на поражение. А Костя уж не подвел его...
Какой-то этюд разыграли Яковенко с Витюговым: Никита умудрился на протяжении трех ходов явно не мешая, не давать Мите поставить нового ферзя! Нижневартовец был очень недоволен – упущен отличный шанс выйти в долгожданный «плюс»... Впрочем, не стоит забывать, что Яковенко вчера против Рычагова полпартии имел фигурой меньше, а в результате в «минус» не ушел. Паритет соблюден!
А теперь самое радостное объявление: завтра последний, 11-й тур. Начало – в 12 утра.
Турнир претендентов