28 апреля 2008

Вкус специфический

Общенациональное движение
Футбол в носках
Ночной Баку
"Фантастика-фантастика"
6х6 и 4х4...
Во втором репортаже Ильи Одесского из Баку

В выходной день шахматисты играли в футбол.
Фраза, конечно, уступает классической: «Гости съезжались на дачу». Но как начало репортажа, думаю, годится.
Итак, шахматисты играли в футбол. Играли в зале, видимо, в частном клубе. Фоторепортеры и телеоператоры это дело снимали.
На противоположной от входа стене висел лозунг. Как мне объяснили, в переводе это означает:
«Физическая культура и спорт должны стать общенациональным движением. Гейдар Алиев».
До матча оставалось какое-то время. Кто-то разминался с мячом, кто-то обсуждал матч «Челси» – «Манчестер Юнайтед», начавшийся в то же самое время на Британских островах. Кто-то раздавал автографы. Вугар Гашимов расписывается в мальчишеской тетрадке на спине Санана Довлятова.
Игра проходила в формате «6х6», с правом замены полевых игроков и вратаря. Играли по правилам мини-футбола: офсайды не засчитываются, из аута мяч вводится в игру ногами, а не руками. Разделились игроки следующим образом: иностранные участники Гран-при и работники ФИДЕ – на левой половине поля, местные шахматисты – на правой.
До матча азербайджанцы демонстрировали упаднические настроения. Было от чего: замены, усиливающие игру, у них практически отсутствовали, в то время как у «сборной Мира» на скамейке запасных постоянно находились 3-4 мастеровитых игрока. Сценарий матча виделся таким: с каждой минутой основные игроки сборной Азербайджана будут уставать и в концовке матча уже не смогут оказать достойного сопротивления. Вышло не так. Матч шел волнами, удача сопутствовала то одной, то другой стороне, без всякой поправки на замены и общую усталость.
У сборной Азербайджана обнаружился явный лидер: международный мастер по шахматам Фаик Алескеров. В превосходной физической форме, мощный, с хлестким ударом, он перед игрой нацепил на себя майку с 9-м номером (и фамилией Фернандо Торреса на спине) и принялся молотить по воротам из разных позиций – как правило, успешно. Имея в составе такого бомбардира, воспряли и остальные азербайджанские игроки. В их пользу была сыгранность: каждый знал свой маневр и местоположение на поле. Форвард, либеро, плеймейкер – все эти роли отрабатывались игроками сборной Азербайджана явно не за пять минут до начала матча. А в сборной мира поначалу царил хаос.
Индивидуально следует выделить трех футболо-шахматистов на правой половине поля. Во-первых, Давид Навара. Король футбола. Играл он своеобразно, но страстно как никто другой. Он не бегал и не стоял – он скакал. Мяч проходил мимо него. Капитану интернациональной сборной Берику Балгабаеву пришлось изрядно поломать голову, чтобы использовать чешского гроссмейстера с максимальной пользой для команды. Наконец, решение было найдено. Персональный защитник! Как только Навару прикрепили к «Фернандо Торресу», все стало на свои места. Давид не играл в мяч, но боролся за его получение. Его прыжки перед Алескеровым мешали тому сосредоточиться. Самый опасный форвард команды соперников был нейтрализован.
Второй герой матча в составе сборной Мира – китаец Ван Юэ. Он играл босым. Почти босым. По манере игры Ван Юэ напоминал великого Герда Мюллера. Такой же невысокий, кряжистый, с низким центром тяжести, он почти не раздавал пасы, но, опустив голову, шел на соперников как на таран. Те, случалось, вместо мяча били по босым ногам китайца – и тут же просили прощения. Ван Юэ только мотал головой: пустяки, мол, играем дальше.
По-моему, таков он и в шахматах. Играет – как Жеглов Глеб Георгиевич. Обыграть его, может быть, и можно, но напугать – кишка тонка.
И, наконец, Аркадий Найдич. Весьма, я бы сказал, плотненького телосложения футболист, a la Даниэль Карвальо. Тем удивительнее, что он почти не просил замены. В отношении остальных игроков ротация состава соблюдалась неукоснительно, но Найдич почти все время оставался на поле. Скамейка (весьма, впрочем, условная) запасных сборной Мира. В центре – Александр Грищук.
Основное время матча закончилось вничью со счетом 7:7. А в серии послематчевых пенальти победила дружба. На три результативных удара сборной Мира хозяева поля ответили одним.На каждого Фернандо Торреса найдется свой Икер Касильяс.
Затем мои новые бакинские друзья захотели показать вечерний город. Чему я, признаться, был очень рад. Все же днем в объектив фотоаппарата в первую очередь попадают городские стройки. Они здесь повсюду. Можно только порадоваться – за страну, за город, ведь строительство во все времена означало развитие. Но, положа руку на сердце, снимать хочется не башенные краны, символизирующие город новый, а башни города Старого. Городской сквер. Исторический музей. И, конечно же, чай. Его пьют в таких маленьких пиалушечках, по форме напоминающих грушу дюшес. Азербайджанцы говорят, что такая форма позволяет дольше удержать тепло.
(UPD: как мне только что сказали, пиалушечки эти так и называются – «армуду», что в переводе означает «грушевидный».) Орехи, изюм, мягкий творожный пирог и колотый сахар, свежие фрукты – все к месту и все вкусно. Но в превосходных тонах следует говорить о двух вещах.
Варенье из грецких орехов. И чай с травой чабрец. Вкус… специфический. В жизни не пил и не ел ничего вкуснее.
Это незабываемо. * * *А назавтра был тур, уже шестой по счету.
Король футбола Давид Навара готовится отразить атаку своего вчерашнего партнера по команде Ван Юэ. Занятно, но сегодня их роли на доске в точности соответствовали тем, что были ими выбраны вчера на футбольном поле. Китаец – центральный нападающий, чех – специалист по персональной защите. «Даже снял для верности пиджак».
И был близок к победе. Но поспешил. На пресс-конференции по окончании партии (это я чуть забегаю вперед) задал вопрос Наваре: видел ли он сам за себя форсированный проигрыш.
Давид ответил, что не видел не только проигрыша, но и того, что может потерять слона. А когда разглядел опасность, было уже поздно о чем-то сожалеть. Надо было поднимать единственные ходы и надеяться на лучшее.
Ничья, в общем. Но вернемся к началу тура. Майкл Адамс чем-то несказанно удивлен. Может, прочитал в турнирном бюллетене (их раздают участникам и журналистам перед началом тура) вариант, который не увидел во время партии.
А может, несет на себе бремя акклиматизации. Али Нихат Язычи. Видный деятель Турецкой шахматной федерации. И ФИДЕ.У Александра Грищука ищут маленьких жучков-паучков. Ищут как полагается: большой палкой. Если палка запищит – значит, нашла жучков.
Ничего не нашли.
Первые болельщики. Приходят, как и журналисты, загодя. И что приятно удивляет – совсем не боятся камеры, напротив, с удовольствием позируют. Вообще, по доброжелательности с бакинцами мало кто может соперничать. Это мое мнение, я его никому не навязываю.
К началу тура зал был полон. Аншлаг. Во-первых, воскресенье, во-вторых, колоссальное дерби: Мамедьяров – Раджабов. У того и другого – полгорода персональных болельщиков, от мала до велика.А сами азербайджанские гроссмейстеры не торопились появиться за игровым столом. Уже часы пущены, а их все нет и нет.
И на футболе вчера обоих не было (в отличие от Вугара Гашимова). Конечно, предполагать по этому поводу можно все что угодно, но напрашивающееся объяснение – то, что все время – вчерашний день целиком и утро сегодняшнего – ушло на подготовку.
Но вот партия началась. И закончилась первой в туре. Подготовка Раджабова оказалась мощнее. Он выловил соперника на вариант, над которым работал, по собственному признанию, почти три месяца. Понятно, что за доской Теймур почти не думал, время тратил только на запись ходов.
А вот его сопернику задуматься пришлось…

Ш. МАМЕДЬЯРОВ – Т. РАДЖАБОВ
Испанская партия С63
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 f5 4.d3 fe 5.de Nf6 6.0-0 Bc5 7.Qd3 d6 8.Qc4 Qe7 9.Nc3 Bd7 10.Nd5 Nxd5 11.ed Nd4 12.Bxd7+ Qxd7 13.Nxe5 Qf5 14.Nd3 0-0-0 15.a4 Rhe8 16.Kh1.Отлично известная обоим соперникам позиция. Как рассказал Мамедьяров, он подробно разбирал здесь все ходы, а сильнейшим считал 16...Re4. Ответ соперника был для него полнейшей неожиданностью.16...g5! На пресс-конференции, говоря об этом ходе, Шахрияр несколько раз повторил одно и то же слово:
– Фантастика! Фантастика!
Опять-таки со слов Мамедьярова, в домашнем анализе он быстро отверг ход 16…g5 по причине 17.b4 Re4 18.f3 g4 19.Nf2 gf 20.g3. Угрозы черных отражены, а две фигуры висят. Безнадежно.
Но когда Теймур все-таки пошел 16…g5, волей-неволей Шаху пришлось углубиться в позицию. И так, ход за ходом, он разгадал колоссальный замысел партнера.
В основном варианте белые получают мат! Смотрим: 17.b4 Re4! (конечно, не 17...Bb6 18.a5) 18.f3 (после 18.bc Nf3 19.Qxe4 Qxe4 20.gf Qxf3+ у черных минимум вечный шах, а уклониться белые не могут: 19.Qb3 Rh4 20.h3 Rxh3+ 21.gh Qxh3#) 18...Nxf3! 19.Qb3 Re2. Что-то начинает проясняться (так, угрожает жертва ферзя 20…Qh3!, например, в ответ на 20.bc). Но далеко не все. Если белые заберут все, что дают: 20.Rxf3 Qg4 21.Rg3, что могут предъявить черные? Пожертвовано уже немало, ладья d8 пока вне игры, атакуют две с половиной фигуры, а первый ряд надежно защищен…
Но тут-то замысел Теймура и раскрывался полностью. Черные жертвуют еще и ладью – 22…Re1+ 22.Nxe1 Qe2 – и мат оказывается неминуем: 23.h4 Qxe1+ 24.Kh2 Qg1+ 25.Kh3 Qh1+ 26.Kg4 Qxh4+ 27.Kf3 (или 27.Kf5 Rf8+ 28.Ke6 Qe4#) 27...Rf8+ 28.Ke2 Rf2+ 29.Kd1 (29.Kd3 Qd4#) 29...Qh1#.Потрясающе. Не могу утверждать наверняка, но думаю, что от такой комбинации не отказался бы и Таль. Возможно, мы только что видели комбинацию турнира, пусть даже она осталась за кадром.Я думал, грянут аплодисменты. Но зрители во время пресс-конференции и совместного комментария на демонстрационной доске оставались спокойны. Может, потому, что эти красивейшие варианты показали два совсем молодых человека, еще не окутанные флером легенды. Вот если бы к доске вышел сам Таль…
Что-то происходит с шахматами. И с теми, кто в них играет. И с теми, кто за ними наблюдает. Не плохое и не хорошее – а просто игра переходит в XXI век более спортивной, чем она была в веке прошедшем. Нас все больше интересует, кто выиграл, нежели как.
Вообще, не принимайте это брюзжание всерьез. Мне просто было обидно хлопать в одиночку.
А Мамедьяров сыграл 17.Be3. Еще час борьбы – и партия закончилась вничью повторением ходов. Мамедьяровы – отец и сын. Кстати, папа Шахрияра – мастер спорта по тяжелой атлетике. Так что не обижайте сына…
Затем была ничья – у Грищука с Бакро. Француз, даром что играл белыми, увидев неожиданный вариант Дракона, предпочел игру засушить. Что ему без особых проблем удалось. На пресс-конференции Этьен всю дорогу просидел в позе Наполеона. Те, кто пришли поглядеть на Бакро, не зная, каков результат партии, могли подумать, что француз как минимум выиграл битву при Аустерлице.
На самом деле, все, что он выиграл – так это ничью белым цветом. Скучную, как игра французской сборной по футболу образца 1998 года.
Затем была еще одна ничья, у Карлсена с Гашимовым. Норвежец высоко отозвался об игре соперника. А Гашимов с удовольствием раздавал интервью местному телевидению. Я не вслушивался, разобрав лишь обрывок одной из фраз:
– Ну что Карлсен… Карлсен как Карлсен… И снова – «тихий час». И снова – кроме как беседой, занять себя нечем. Генна Сосонко, дружескую беседу возведший в ранг высокого искусства. В красной рубахе – Муртас Кажгалеев, секундант Эрнесто Инаркиева. В коричневом костюме – Анар Аллахвердиев, самый молодой заслуженный тренер республики Азербайджан.
Мужчины чем-то озабочены.
Что тяготит Муртаса, я, кажется, знаю. Его подопечный снова стоит на выигрыш. И снова, как уже бывало в прошлых турах, времени на принятие важных решений остается крайне мало. Э. ИНАРКИЕВ – И. ЧЕПАРИНОВ Когда Эрнесто сыграл 28.g4!?, я сперва не понял – зачем?! Моей убогой фантазии хватало только на 28.Nc5 или что-то в том же роде.
А потом понял: замечательная идея! Белые играют на мат. Kg1-g2, Re1-h1, конь отскакивает с е4, и все – приехали.
Мимо проходил Вугар Гашимов. Спокойно выслушал мои восторги (ясно, что для него ход 28.g4 откровением не стал), затем меланхолично заметил:
– А я бы начал с 28.g3…
– Зачем?!
– А у черных все равно другой защиты нет, кроме как f7-f5 толкать. Тогда после перебоя на f6 можно пешечку f4 подхватить…
Партия продолжалась так: 28...f5 29.ef Bxf6 30.Kg2 Kg7. Мата сразу поставить не удалось. А потом все пошло по накатанной схеме, как уже не раз случалось на этом турнире: цейтнот у Эрнесто, грубый просмотр, потеря материала, тщетные попытки спастись.
Партия Свидлер – Карякин также получилось результативной. Соперники повторили вариант, случившийся во встрече Гельфанда с Анандом из недавнего «быстро-слепого» турнира в Ницце. («В жизни бы не сыграл этот вариант, кабы не партия Ананда», – признался в сердцах Сережа Карякин после поражения. Ведь он видел вживую, как успешно разыгрывал этот вариант Ананд – сам был тогда в Ницце.) Первым уклонился Свидлер, перешел на узенькую, но пока еще хоженую дорожку. Ход, который он сделал, в частности, до него применял уже Борис Грачев.
Как выяснилось на пресс-конференции, оба этого не знали. Творчество началось рано. Белые поддавливали. Четкого равенства нигде не находилось.
Петр Свидлер сперва рассказал, а затем показал на демонстрационной доске все, что видел во время партии. Карякин подавал реплики с места. П. СВИДЛЕР – С. КАРЯКИН
Славянская защита D47
1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 5.e3 Nbd7 6.Bd3 dc 7.Bxc4 b5 8.Bd3 Bd6 9.0-0 0-0 10.a3 Bb7 11.Qc2 a6 12.b4 a5 13.Rb1 ab 14.ab Qe7 15.e4 e5. До сих пор – все, как в партии Гельфанд – Ананд.16.Ne2!? Дальше уже самостоятельное творчество. Гельфанд бил на е5.16…Bxb4 17.Ng3 g6 18.de Ng4 19.Bg5 Qc5 20.e6 Nde5 21.Nxe5 Nxe5 22.Bf6 Qxc2. Карякин назвал
размен ферзей главной ошибкой в этой партии. По его мнению, шансы
следовало искать в варианте 22...Nxd3 23.Qxd3 fe.23.Bxc2 Bd6 24.Bb3 fe 25.Bxe6+ Nf7 26.f4 Bc8 27.Bb3 Re8 28.f5 Bxg3 29.hg. 29...Rxe4? А это взятие пешки является причиной поражения уже по мнению Свидлера. Черные не видят следующего хода соперника.
У демонстрационной доски Петр привел такой вариант: 29...gf 30.ef c5 31.Rf4, и теперь либо 31…h5 32.Rbf1 с последующим g3-g4 (Карякин с места высказался в пользу перевода слона на d1), либо прямое 31...c4 32.Rg4+ Kf8 33.Bg7+ Ke7…
– То ли выиграно, то ли нет, – заключил Свидлер.
А я задал вопрос Сереже. Две партии подряд (пусть и с перерывом на выходной) проиграны – какие мысли есть на этот счет? – Проигрывать всем подряд не собираюсь, – отрезал Сергей.30.Ra1! Rxa1 31.Rxa1 Kf8 32.Ra7 Ne5 33.Rxh7 Nc4 34.fg Be6 35.Bc2 Re2 36.Bd3 Re3 37.Bf5 Bd5 38.Kf2 Re8 39.Bd7 Nd6 40.Bg7+. Черные сдались.
И последняя партия на сегодня, Камский – Адамс. В самой концовке был любопытный момент. Камский играл белыми, и в данной позиции у него две лишние пешки. А Гашимов, к тому времени уже свободный от игры, смотрит на доску и говорит:
– Как, собственно, белые собираются усиливаться? Проходные вперед не идут, ладья не ходит. На королевском фланге прорываться – тоже непонятно, как. Если 50.g4, то 50…h5; 50.f3?! вообще плохо из-за 50…e3.
Когда шахматист такого уровня, как Гашимов, не видит выигрыша, это значит, что трудности с реализацией и впрямь реальны. Но Камский выиграл быстро и убедительно.
Не знаю, замечали ли вы… Я замечал, причем неоднократно: перед самой сдачей возникает нечто вроде миража. Как будто все держится! Но это именно мираж, и соперник легко его рассеивает.50.Ne6 (вот единственная фигура, которая ходит свободно) 50…Rd6 (можно и сразу 50...Rd3 51.Nf4 Bxf4 52.gf, но Адамс хочет получить эту позицию с ходом белых) 51.Nf4 Bxf4 52.gf Rd3 53.c4+ Kxb4 54.c5 Kxb3 55.Rc1. Мне, как любителю, трудно поверить, что ладейный эндшпиль «четыре на четыре» так уж плох. Но Адамс – согласитесь, не последний человек по части эндшпиля – уступил без звука. Значит, не держится позиция.55...Kb2 56.Rc4 Rd7 57.c6 Rc7 58.h5 Kb3 59.Rc1 gh 60.Kh3. Черные сдались.
…Вечером захожу в пресс-центр, вижу – Сережа Карякин сидит, в Интернете свою тугу-печаль развеивает. Я пожелал ему удачи в следующей партии. Выхожу из пресс-центра на улицу – там Эрнесто идет, рукой мне машет. Я и ему удачи пожелал.
Вернулся в номер, и тут осенило: да ведь я же обоим соперникам удачи пожелал! Они же между собой играют, аутсайдеры. И Грищук с Ван Юэ между собой играют. Лидеры.
Похоже, тур будет – как варенье из грецких орехов. Как чай с травой чабрец.
Специфический.

Турнир претендентов