19 октября 2008

Верной дорогой идете

Дурацкая штука – человеческая память. Столкнувшись с неожиданностью, мы тут же начинаем заниматься самообманом, раскапывая исторические параллели, чтобы через зеркало прошлого заглянуть в будущее. Не сидеть же сложа руки, пребывая в неизвестности! После первых партий матча Ананд – Крамник многие поспешили обратиться к истории.
С новостями из Бонна – Евгений Атаров.

Виши как объект исследования не годился – слишком мало практического материала, да и тогда, в 95-м с Каспаровым играл совсем другой Ананд. Другое дело Крамник, за последние восемь лет четвертый раз вступивший в бой за корону.
Как ни странно, несмотря на то, что Володя во всех своих поединках после первых партий вел счете, со всеми, кроме Гарри, в какой-то момент он это лидерство терял. После удачного стартового натиска начиналось успокоение и легкое расслабление – создавалось даже ощущение, что ему необходима сильная встряска. Такую встряску и Леко, и Топалов (да и Каспаров тоже) ему устраивали, после чего он снова начинал играть с полной выкладкой, на все сто. А уж необходимость во что бы то ни стало победить вообще вселяла в него невиданную – по крайней мере, для «турнирного Крамника» – агрессию: Володя подключал резервы, и соперники ломались.
Надо отметить, что всякий раз матчи его получались достаточно короткими (максимум – 15 партий с Каспаровым), а колебания счета незначительными (необходимости отыгрывать больше одного очка никогда не возникало). В тяжелой ситуации Крамника всегда мог устроить один-единственный нокаутирующий удар. Находясь на расстоянии одного точного удара от соперника и зная о своих резервах, Владимир мог позволить себе достаточно долго не думать об итоговом результате и не форсировать течение матча. Удивительная штука: он мог уступать в счете, но… соперники волновались об исходе матча куда больше него!* * *Едва ли ситуацию в матче с Анандом можно применить к предыдущим поединкам за корону в исполнении Крамника. Во-первых, с самого начала было понятно, что его наверняка не устроит ничья в основное время матча – статистический перевес индийца в быстрые шахматы выглядит просто угрожающим. Во-вторых, уровень подготовки (или, скажем, количеством дебютных бомб) пока тоже не в пользу россиянина: он ничего не может получить белыми и испытывает неприятности черными. Можно нафантазировать, что Крамник (по Каспарову!) готовит индийцу дебютную западню на финише, чтобы тот не смог обрести душевное равновесие, но ведь Виши в любую минуту может уйти с главного направления. И, в-третьих, мандраж Ананда, который явно ощущался на старте матча, решительно сошел на нет после первой же выигранной им партии. Индиец и раньше-то ничего не боялся, но где-то внутренне, наверное, опасался, что опытность соперника проявит себя в какой-нибудь неучтенной им мелочи, но… ничего такого нет и в помине. И, наконец, в-четвертых – форма. Ананд пока сравнительно легко принимает ответственные решения, они не отнимают у него слишком много эмоций; не портят общей картины даже небольшие цейтноты. Крамник же в первой трети матча уже несколько раз позволил себе роскошь потери концентрации…
К чему все это? А к тому, что без решительного переворота, без изменения общей стратегии на поединок, Крамнику победить будет не суждено. Тут не до жиру, тактика «белыми на победу, черными – на ничью» не годится. Надо зубами вцепляться в каждый свой шанс, включаться на полную катушку. Иначе, учитывая все вышесказанное, будет просто поздно.
Постоянно обострять и нагнетать напряжение, создавать Ананду проблемы на каждом ходу, не давать перевести дух. То, что делал против него – и с успехом – Каспаров. То, что при большом желании и соответствующем настрое в состоянии делать Крамник. Спокойные эндшпили, в которых многие гроссмейстеры видели главный шанс россиянина, надо отложить до лучших времен: при всем преимуществе в них Владимира это – послабление и уступка. Индиец, как это показывает вся его карьера, от такого рода давления не просядет. Если наш не заставит его нервничать и ошибаться, с мечтой о возвращении короны можно проститься!* * *Как показало течение четвертой партии, кажется, Крамник правильно определил для себя это направление – жесткую игру на перехват. Потом, после партии на пресс-конференции он скажет, что четвертая партия – еще не время паниковать, и ему не пришлось пересматривать какие-то ключевые установки на этот матч. Но по его напору, желанию, почти до самого конца теплившийся интриге видно, что он сделал для себя выводы. И начал претворять их в жизнь.
А что же Ананд? Появилась масса предположений о том, как в изменившейся матчевой ситуации вести себя Володе, но при этом никто не задавался вопросом насчет Виши. Это казалось само собой разумеющимся: зачем что-то менять, когда и так все складывается лучше не придумаешь! Однако так кажется только со стороны. Ананд, хочет он того или нет, выиграв третью партию, теперь понимает: ему есть что терять. А это, извините, уже совсем другой коленкор. Выбросить из головы то, что для успешного окончания матча теперь достаточно просто не проигрывать, невозможно. В такой ситуации подвохи мерещатся в самых что ни на есть надежных схемах, начинаешь думать не о том, как завоевать, а о том, как сохранить...
Играть белыми с мыслью о ничьей как-то бессмысленно, но и в штыковую Ананда теперь никто не отправит. В этой связи меня очень удивили немецкие коллеги, которые перед началом четвертой партии принимали ставки: какой первый ход сделает Виши! Что за бред? А какой еще кроме 1.d2-d4! С одной стороны, очевидно, что обращение к закрытым дебютам – основа его матчевой стратегии, а с другой – только там можно уйти от навязчивых мыслей о устраивающей его ничьей. Что в Нимцовиче, что в ферзевом. Не Грюнфельда же будет играть Крамник, как он сделал «для запудривания мозгов» против Густафсона в Дортмунде.
Свою дебютную скромность Виши обозначил уже на третьем ходу, уклонившись от принципиального 3.Nc3. Похоже, ему требовалось время: то ли для того, чтобы поработать в поисках дебютного преимущества, то ли для того, чтобы ощутить себя в новой роли.
Во всяком случае, Крамник с первых же ходов заставил Ананда поднапрячься. То сидел и напряженно вспоминал правильный порядок ходов в редком варианте, избранном черными. Володя, как обычно оставлял его наедине с самим собой, быстро отправляясь в свою келью. И зрители, которых в субботний вечер собралось особенно много – доставили даже два ряда деревянных стульев – в основном наблюдали его удаляющуюся в темноту спину…* * *При этом изобретал в этой партии исключительно Крамник. Из внешне невероятно сухой позиции он старался выжимать все соки. Однако одного лишь желания выиграть для победы в матче на первенство мира маловато. Надо, чтобы соперник ошибался, чтобы у него, по крайней мере, у него была такая возможность. А Володя оставил на доске слишком уж мало материала, чтобы завязать какую-то серьезную борьбу. Черные красиво надвигали свои пешки, централизовал все, что только можно, совершали пируэты коником, но… было совершенно ясно, что рано или поздно их конвергенция должна будет закончиться пешечным прорывом в центре, после чего сцену покинут последние оставшиеся в живых фигуры.
Оптимистическая бессмыслица, которая никак не может принести к появлению очка в таблице. Виши это отлично понимал. И Володя это понимал. И зрители. Поэтому они не стали сильно бурчать, когда Крамник, снимая все вопросы, взял на d4 не конем, а ладьей.* * *Эта ничья, по сути, стала прологом к новой фазе матча. Приоткрыты кое-какие домашние секреты, обозначены приоритеты сторон. Ближайшие три-четыре партии, на мой взгляд, станут ключевыми: Крамник не успокоится! Пока либо не пробьет эту стену, либо не убедится в тщетности своих усилий. Ясно, что второе его поражение будет означать фактическое завершение матча. Если же счет сравняется, Володе надо будет изо всех сил избежать искушения вновь взять паузу; не будем забывать – менее всего его должна устраивать ничья в основное время. А Ананду остается не забивать себе голову всевозможными «если» и просто играть в шахматы. Мы знаем: он умеет делать это великолепно!В первой трети матча Ананд пока неприступен, как крепость!Чтобы въехать в золотые ворота на белом коне, Крамнику надо...а) напиться живой водыб) выкурить добрую трубкув) наполниться вдохновением...не то придется надевать крылышкии переместиться в игрушечный магазинЧетвертая партия началась с опозданием на две минуты. Три пробило, а соперников все нет!Главный судья уже начал поглядывать на часы. Но тут матадоры резво выскочили на сцену...Ананд: никаких экспериментов – разумеется, 1.d4!Крамник: не хотите Нимцовича – получите ферзевыйСуббота, выходной. В зале было битком – пришлось вытаскивать дополнительные стульяСнова Виши получил сюрприз. Пусть и небольшой, но о перевесе белые могли только мечататьПеред Володей стояла более глобальная задача: как получить какую-то игру?Привычная картина: Ананд думает, Крамника нет. Увы, на доске все было слишком простоПфлегеру и Бишоффу приходилось не комментировать, а больше развлекать публику байкамиКартина маслом: «Реми эль натурэль»Интрига четвертой партии исчерпанаАнанд показал «козу»...Отправившись на пресс-конференцию, Виши едва не заблудился в музееВолодя в сопровождении охранника промчался туда, как курьерский поездКрамник: «Есть у меня некоторые сомненья... в исходе этой партии»Но, несмотря ни на что, Ананд может смело смотреть вперед!Работать, работать... Даже автографы - только на ходу