21 ноября 2008

Шахматы - это борьба за интеллект!

small.jpgФинал Кубка России вновь, как и год назад, прошел в подмосковном Серпухове. Мэр этого "шахматного" города Павел Жданов согласился ответить на вопросы нашего корреспондента Ильи Одесского.

– Павел Владимирович! Спасибо, что нашли в своем рабочем графике время для этого разговора.
Первый вопрос напрашивается. Когда и как возникла идея поддержать шахматы в Серпухове? Каково настроение в данный момент? Нет ли усталости, может быть, разочарования? Или по-прежнему считаете, что направление выбрали правильно?
– Что направление выбрали правильно, даже не сомневаюсь. А вот когда решили... То есть сидел ли я уже в этом кресле... Нет! Еще раньше, когда только баллотировался на пост главы города. Это была одна из составных частей моей предвыборной программы.
Работал я тогда директором большого предприятия. В стране шла перестройка – экономики, социальной сферы. Что-то рушилось, что-то менялось. Я тогда много думал. Сделал для себя вывод, что в России остался неделимый фонд, который надо обязательно сохранить: научно-интеллектуальный потенциал.
Тогда же мы создали Ассоциацию «Южное Подмосковье». Всячески пытались объяснить, что – да, можно заниматься нефтью, лоббировать интересы этих структур и больше вообще ничего не делать. И за счет этого жить какое-то время. А можно (и нужно!) сберечь то, что во все времена определяло наше преимущество: интеллект.
Мы задавали вопросы. Нам задавали вопросы. Ошибаемся мы или не ошибаемся? Почему наши достижения в области науки не находят отражения в жизни? На нашей земле? Ведь пока был жив Советский Союз – на всех интеллектуальных соревнованиях мы занимали первые места. Значит, это генетически заложено в нашем человеке. Это наше преимущество. И те, кому поручено управлять – страной ли, регионом ли, городом – обязаны сохранить и использовать интеллектуальный потенциал.– Тогда встает следующий вопрос: где место шахмат?
– А место это вот какое. Шахматы – проводник в выявлении интеллектуальных способностей человека.
Но еще и спорт, конечно. И, как любой другой вид спорта, он делится на две составляющие: профессиональная (спорт высших достижений) и массовая, любительская. Ко мне приходят друзья, говорят: рукопашные виды – это спорт, это мы понимаем. А шахматы здесь при чем? Какой же это спорт? Можно отвечать очень долго. Но главный аргумент: шахматы – это соревнование прежде всего. А если есть соревнование – значит, есть элемент спорта.
Кроме того. Шахматы – это доступность, полезность. Не для всех, конечно. Те, кто добиваются в этой игре серьезных профессиональных успехов – у них формируется свой образ жизни. Особый, ни на что другое не похожий склад ума. Не буду вам рассказывать, какие байки ходят в народе про профессиональных шахматистов, вы и без меня это знаете. Но если посмотреть на шахматы как на массовый спорт, то здесь ни у кого не должно быть сомнений, что мы имеем дело с исключительно полезным видом деятельности. Тренируется скорость мышления, логика, умение быстро оценивать ситуацию, точно принимать решения. Целый комплекс полезных умений и навыков.
Это общие слова. Если говорить конкретно, как я пришел в шахматы, то это произошло благодаря общению с двумя людьми. Прежде всего, преподаватель школы №6 Дружинин. Тренер от бога, воспитатель детей. Как только я стал главой города, стал наблюдать за ним. Смотрю и удивляюсь: человек вообще не требует для себя каких-то особых условий. Просто собирает вокруг себя детей, заинтересованных шахматами.
Сегодня это очень хорошая школа. Профессиональная. Мы этому человеку помогаем чем можем: технически, материально. Он – наша опора в большом хорошем деле.
И второй человек – Вадим Моторин, председатель Совета депутатов, президент городской шахматной федерации. Его мотивация ясна: собственный ребенок неожиданно увлекся шахматами. Вадим, занимаясь сыном, волей-неволей тащит за собой всю инфраструктуру.
Даю слово: пока я глава города, шахматы будут приоритетным направлением. Не только как особый, элитарный вид спорта, но и как система развития ребенка, человека вообще.– Итак, две проблемы развития шахмат: массовое движение и профессиональный спорт. Но денег на всех не хватит! Как же распределить потоки? Сделать упор на крупные соревнования, подобно Кубку России? Или больше заниматься детишками, вкладывать деньги в них – а взрослые сами о себе как-нибудь позаботятся? Или все-таки попытаться размазать финансирование ровным слоем?
– По моей оценке, денег на шахматы не просто не хватает – их нет! О чем мы вообще говорим? Если о государственной политике, то ее нет. И сегодня защитить какие-то бюджетные нормативы, сказать, что, вот, определенную сумму мы закладываем на развитие шахмат – такой возможности у нас нет. Те крохи, которые есть, мы выжимаем, отжимаем, стараемся каким-то образом их распределить... Но говорить об этом всерьез не приходится.
Поэтому тот уровень шахмат, который на сегодня есть – прежде всего, результат работы энтузиастов. Ну и, конечно, результат убеждения промышленников, предпринимателей.– «Убеждение» мы поставим в кавычки?
– (смеется) Реальное убеждение!
Кроме того, идет соревнование политиков высокого уровня: у кого спортсмены более «чемпионистые». Смотришь Олимпиаду: только что этот пловец был воспитанником, допустим, Курска – глядь, он уже представляет Пермский край. И т.д.
Нельзя отодвигать спорт высших достижений, потому что это – цель для массового спорта. Если детишки не будут видеть цели, они не смогут заставить себя тренироваться с полной отдачей. Но Крамник, на которого можно было бы равняться, живет далеко. А участники финала Кубка России – вот они, на расстоянии вытянутой руки. С ними можно поздороваться, посмотреть на их игру.
Еще один момент. Никогда в Серпухове не появится чемпион или, по крайней мере, шахматист высокого международного уровня, если мы не создадим условия для всех. Поэтому я бы не употреблял слово «размазывать». Размазывать можно, когда уже совсем ничего нет. А мы намерены создать систему привлечения средств – для создания условий занятий шахматами в массовом порядке.
Сегодня эта задача не может быть решена. И завтра она не будет решена. Но я вижу, что день ото дня мы становимся крепче. Закладываем фундамент шахматной работы в городе. Зайти, к примеру, в 12-ю школу, посмотреть, как там поставлен факультатив по шахматам. Да нам иные школы в Элисте могут позавидовать!– А вы были в шахматной школе в Элисте?
– Мы побратимы вообще-то.– Как интересно... Можно поподробнее?
– Существует Ассоциация городов мира. Мы по счастливой случайности представляем там Подмосковье.
На одной из встреч выступал представитель Элисты. Рассказывал об экономике, «социалке». Делился опытом. Ни для кого не секрет, что Элисту в большей степени отождествляют с шахматами. Можно по-разному относиться к тем или иным проектам Илюмжинова, но нельзя отрицать, что для занятий шахматами он создал все условия. Когда я был в Элисте, то убедился в этом.
Пока у нас состоялся обмен культурно-творческий. Но уже на следующий год запланирована обширная шахматная программа. Если с Болгарией мы обмениваемся баскетболистами, с Ивано-Франковском (другим нашим побратимом) дзюдоистами, то Элиста, надеюсь, поможет нам поднять и развить шахматную культуру. А нам тоже есть что рассказать и чем поделиться с элистинцами. Уверен, что сотрудничество будет взаимовыгодным.– В Элисте шахматы вошли в обиход, стали частью общеобразовательной программы. Сам слышал от Илюмжинова, что калмыцкие школьники заняли первое место на региональной олимпиаде по математике. Кирсан Николаевич прямо увязывает этот успех с преподаванием шахмат в школе.
Но если проехать несколько сот километров по степи и оказаться в Кабардино-Балкарии, то там шахматы еще не стали традиционным видом спорта. Местные чиновники, политики честно признаются: шахматы пока чужеродны для этих мест. Пока еще они диковинка.
Что в Серпухове? Как развивается ситуация? Можете ли вы гарантировать, что если не сейчас, то в отдаленном будущем шахматы для серпуховских мальчишек станут таким же естественным видом досуга, как футбол?

– Гарантировать ничего нельзя. Но сейчас мы активно сотрудничаем с Арсеном Башировичем Каноковым, президентом КБР. (Бог даст, в следующем году построим совместный культурный центр в Серпухове.) И конечно, общаемся в том числе и на шахматные темы.
Почему с шахматами не все так гладко складывается в Кабардино-Балкарии? Потому что у местного шахматного движения нет лидера! А лидер нужен в любом деле. Я по себе могу сказать: да, поддерживаю шахматы, все буду делать для их развития, но быть лидером – таким, каким для Калмыкии стал Илюмжинов – я не могу себе позволить.
Поэтому на сегодня одна из главных задач – воспитать (или найти) в Серпухове такого лидера, который, как локомотив, разогнал бы этот состав, позволил бы набрать ему нужный ход. Взять того же Дружинина, о котором упоминал выше. Колоссальный тренер, учитель, но он же не организатор. А организаторов высокого уровня мало. И найти такого человека будет нелегко. Ворох проблем, которыми придется заниматься ежедневно, ежечасно.– В стране и мире серьезный финансовый кризис. В такой ситуации приходится урезать расходы, которые принято относить к необязательным. А шахматы – разве это отрасль первоочередных расходов? Горожане могут вас не понять, если средства уйдут на то, что многим кажется забавой и баловством.
– Безусловно, такие ситуации возникают. «Давайте не будем пока финансировать соревнования, давайте перенаправим потоки на жизненно необходимые отрасли».
Моя позиция очень проста. Все, что касается бюджета – да! Все защищенные статьи бюджета по спорту, то есть те статьи, которые обязаны финансировать из городской казны, мы уменьшим. С другой стороны, любые кризисы – они бьют по психике человека, по его физическому и моральному здоровью. И в этих условиях лишать человека положительных эмоций, получаемых как раз на спортивных соревнованиях, мы не вправе. Хрестоматийный пример – турне московского «Динамо» в 46-м году в Англию. Или футбольный «матч смерти» в Киеве. Концерты агитбригад на передовой Великой отечественной войны. И т.д. Примеров уйма! То есть спорт, массовые зрелища – они сохраняют свое значение даже в самые трудные времена. И еще большой вопрос, от чего готов отказаться человек, что ему представляется «самым необходимым», а что «не самым».
Шахматы сохранить нужно. Вспомните недавнее послание Дмитрия Анатольевича Медведева. «Прежде, – сказал президент, – я говорил о четырех «и»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Но сегодня считаю необходимым дополнить список пятым «и»: интеллект!»
Так вот, шахматы – и есть борьба за интеллект.– Как складывается ваше личное общение с шахматистами? Все-таки в массе своей это люди странноватые, диковатые, редко демонстрирующие респектабельность.
– Да нормальные у нас отношения. Помню, на Мемориале Таля познакомился с Виши Анандом. Я тогда сильно удивился: ну, никак не походил индиец на шахматного гения! Настолько был прост, деликатен в общении. Но только до игры. Как сел за доску, тут же преобразился. Сразу стало ясно: да, это великий чемпион.
Я сам с Украины, поэтому с давних пор сердцем болею за Иванчука. И тоже, когда с ним встретился, был поражен. Смотрю: человек пришел получать главную награду – там же, на Мемориале Таля. Выходит в кроссовках, джинсах. Что называется, дресс-код не соблюдает. Но опять же: видишь, как человек играет, как ведет себя за шахматной доской, отдает всего себя – и понимаешь: все можно простить.
Великие, выдающиеся – всегда были странными людьми. Не только в шахматах. Может, в шахматах это выражено чуть заметнее, более выпукло, что ли. Хотя и тут есть исключения. Я в восторге от общения с Владимиром Крамником. Обидно, конечно, что Володя не дожал Ананда. Ничего, еще дожмет, какие его годы. А так – по всем параметрам он выглядит как чемпион мира: и внешне, и за доской, и когда говорит, и когда слушает.
К нам в Серпухов приезжают Бареев, Долматов. Ничего, никаких проблем, совершенно нормальные люди. Другое дело, когда смотришь на общую массу. Помню, проходил турнир по быстрым шахматам. Идет человек, вообще никого не замечает: в голове ходы, на лице – гримаса совершенно непередаваемая, на ботинках – шнурки болтаются, забыл завязать... Ничего, это тоже нормально. Мы все понимаем правильно, можете не сомневаться.– Последний вопрос. Исторически сложилось, что многие крупные соревнования проводятся в нестоличных, а зачастую и вовсе небольших городах. В Голландии это Вейк-ан-Зее, в Испании – Линарес. Можно вспомнить тот же Краснотурьинск, проводящий ежегодно самый сильный в мире женский шахматный турнир.
Если чуть-чуть помечать... Кризис пройдет и уйдет, жизнь наладится... Каково шахматное будущее Серпухова? Есть ли желание замахнуться на что-то большее, нежели финал Кубка России? Или, напротив, есть желание зафиксировать эту ситуацию: пусть Кубок получит долговременную серпуховскую прописку, и это тот уровень, которым стоит ограничиться?

– У нас в планах сделать город одним из мировых шахматных центров. И то, что вы сказали – о маленьких городах, из года в год проводящих самые сильные турниры – на мой взгляд, полезно прежде всего для самих шахмат. Потому что маленький город этим живет, он не избалован событиями такого уровня. И участники, и гости становятся более долгожданными, их ждет более радушный прием, чем это можно себе вообразить в столицах, пресыщенных событиями мирового значения и оттого равнодушных.
У нас в планах еще два амбициозных проекта. Мы хотим, чтобы Серпухов стал центром джаза. Многое уже получается. Провели фестиваль, на который приехали лучшие джазмены России и мира. Приезжают и говорят, что у нас им комфортнее, чем в Москве. И в плане театра хотим сделать серьезный фестиваль.
Что же касается спорта, то, конечно, нам бы хотелось, чтобы чемпионат мира по футболу прошел в Серпухове. Но это нереально. Кроме того, надо учитывать ментальность нашего города – тихого, спокойного, со своей историей. Шахматные соревнования высокого международного уровня – то, что к чему мы стремимся и о чем думаем постоянно.
Я, кстати, с Володей Крамником уже дважды говорил на эту тему. Сперва как бы в шутку – и он обратил все в шутку. Потом второй раз... Тут он уже призадумался, спросил: а что, какие-то намерения у вас серьезные появились? Я сказал, что да. Зачем нам где-то проводить матч-реванш с Анандом? Давай в Серпухове!
Сели, обсудили финансовые вопросы, организационные... Я понял, что нам надо еще чуть-чуть подкачать мускулы, чтобы на соревнование такого масштаба претендовать. Но все реально. Имидж города на должную высоту поднимется, и участникам, уверяю вас, в нашем городе будет комфортно.– Спасибо за этот разговор, надеюсь, что не последний. Будем жить, будем встречаться.
– Спасибо вам, и до новых встреч.