7 сентября 2009

Почти как Свидлер

На женском командном чемпионате мира в Нинбо пересечен экватор соревнования. Рассказывает наш корреспондент в Китае Евгений Суров.

Кое-кто из неудачников стартовых туров расправил крылья и ясно выразил намерения присоединиться к гонке. Вот «кое о ком» мы сегодня и поговорим.
Удивляют армянки. На матч с Китаем вышли веселые, а ушли с 0,5 очка. Единственную ничью сделала Лилит Мкртчян. Когда я наблюдаю за противостоянием Даниелян – Хоу Ифань, всегда думаю о том, как же хорошо, что шахматы – не контактный вид спорта…
А на следующий день сборная Армении вышла в том же составе и куда более решительно настроенной. Еще бы: соперник – ближайший географический сосед, это вам не Китай какой-нибудь. Матч выдался самым упорным в пятом туре, а может и во всем чемпионате. Даже несмотря на неважную форму Элины Даниелян, которая умудрилась проиграть Дзагнидзе лучший ладейный эндшпиль, армянская команда зубами выгрызала эту победу и, в конце концов, выгрызла. Все поединки окончены, все столики пусты. Кроме одного, к которому приковано все внимание: на нем решается судьба матча Армения – Грузия. Уже взяли по очку Мкртчян и Галоян, но в партии Ломинеишвили – Агинян ясным преимуществом (это если выражаться мягко) владеют белые. В цейтноте Майя упускает последнюю из многочисленных возможностей получить решающий перевес и переходит в «ладейник» с лишней пешкой, что означает приговор для сборной Грузии. Заодно предложу вам еще одну викторину. Попробуйте угадать, почему Майя Ломинеишвили начала партию с Агинян в одной одежде (см. фото выше), а закончила в другой?
Ну, и главное событие последних двух дней: Россия стала добиваться результата. В четвертом туре наши девушки уверенно расправились со сборной США, а в пятом – не проиграли Китаю. Может быть, в иной ситуации ничейный результат не мог бы служить поводом для радости, но в данном случае капитан россиянок Юрий Дохоян не скрывал, что удовлетворен результатом.
Самое время дать ему слово.
– Считаю, что девочки справились со своей задачей, – сказал Дохоян после того, как был подписан последний результат в матче и девочки отправились на заслуженный ужин. – Марина Романько сыграла надежно, Надя провела блестящую партию. Можно даже сказать, что она доросла до такого уровня, когда можно черными обыгрывать на классе. Случается, конечно, по-разному, но сегодня и вообще в этом турнире, как и в нескольких последних соревнованиях, ей удается показывать высокий уровень игры. Валя Гунина после трагедии во втором туре выиграла две неплохие партии. Сегодня, как сказал Миша Кобалия, она попала под разработку, которая была заготовлена, возможно, даже для мужской команды Китая. Несмотря на это, ей удалось завязать игру и даже получить какую-то неплохую позицию. Защищалась блестяще. – А вот Татьяна Косинцева проиграла…– Сегодня она сыграла неудачно. Возможно, перегорела. Прошедшие пять партий на турнире складывались для нее в таком духе, что все пять она могла выиграть. Оценки позиций колебались от «совершенно выиграно» до «хорошие шансы на выигрыш». Но ни разу не удалось завоевать очко. А закон такой: если не забиваешь ты, начинают забивать тебе. От этого, к сожалению, никуда не уйти. – Хоу Ифань, однако, тоже до пятого тура ничем себя не проявила.
– Давайте не забывать, что она – одна из сильнейших шахматисток мира. Может быть, сильнейшая. Играя с такими, как Хоу Ифань или Хампи Конеру, можно понять, кто чего стоит. Наверное, если учитывать результат Тани в последнем «Аэрофлоте», где она перевыполняла норму мужского гроссмейстера, то можно сказать, что она может противостоять и китаянке, и индианке. Но Хоу Ифань вообще сейчас играет совсем в других турнирах – со Свидлером, Белявским… Совсем другие шахматы. Если ты играешь одну партию со Свидлером, другую, третью, и все партии анализируешь, то потом уже начинаешь играть почти как Свидлер. И потом, когда китаянка выходит на эту сцену и начинает играть с детьми, ей приходится непросто.
А кроме Хоу Ифань все остальные китаянки нам по зубам. Например, в недавнем нашем товарищеском матче в Дагомысе они ничего особенного не показали. Хоу Ифань в таких матчах уже не играет, чтобы к ней не «пристроились». В каком-то смысле это интересное решение – играть только в турнирах с мужскими гроссмейстерами. При этом она стабильно удерживает коэффициент 2580, и я думаю, что он еще будет увеличиваться.
Для того чтобы соответствовать этому уровню, нужно выступать в соответствующих турнирах. «Аэрофлот» – это хорошо, но одного такого соревнования в год недостаточно. А с этими девочками, которые выступают здесь, в Нинбо, играть не очень продуктивно. К ним надо приходить для того, чтобы выигрывать. – Как вы относитесь к тому, что Хампи Конеру не выступает за свою национальную команду?
– Нормально отношусь, потому что она играет только в турнирах первого сорта. Скажем, она же не отказалась играть в женском Гран-при. Видимо потому, что турнир этот задумывался со смыслом – в конце должен быть матч на первенство мира или что-то в этом роде. Да и условия там хорошие. Другое дело, что сейчас состав участниц Гран-при стремительно меняется по никому не известным принципам, но это уже другая тема для разговора. – В своих интервью вы неоднократно говорили, что основная цель вашей работы с женской сборной России – вывести команду на уровень Китая. Как считаете, это удалось?
– Можно с уверенностью сказать, что та команда, которая в прошлом году в Нинбо обыграла сборную Китая, с этой задачей справилась. Тогда в нашей сборной играли Погонина и Корбут. За Китай не выступала Хоу Ифань, за нас – Костенюк. Наши шахматистки показали уверенную игру, никто уже тогда не пасовал перед соперницами. Но сейчас произошли изменения в составе, и вопрос состоит в том, как молодое поколение, которое ни разу не играло за сборную, себя проявит. Поймите, целью нашей команды на этом турнире не является занять первое место. Цель – «обкатать» новичков, и дальше – готовить команду к Олимпиаде. Каким бы важным ни был чемпионат мира, Олимпиада – более весомое соревнование. Тем более что в следующем году она пройдет в нашей стране, и это дополнительная ответственность. Наши молодые девочки не разочаровывают. Сейчас не знаю, вернутся ли в сборную в следующем году основные игроки, но уверен, что чем больше будет конкуренция, тем больше это пойдет на пользу команде.
Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу простой факт: сегодня мы сыграли с Китаем 2-2. Если вспомнить Екатеринбург-2007, когда я в первый раз вывез нашу сборную, то там, хоть мы и заняли второе место в чемпионате, но с Китаем провалились – 0-4. Наверное, два года не прошли даром. – Даже учитывая скромные цели, поставленные здесь перед командой, ситуация после трех туров, когда в активе России не было ни одной победы, казалась, откровенно говоря, плачевной. Что вы тогда сказали своим подопечным?
– Ничего особенно хорошего я не говорил, но пытался настроить на дальнейшую борьбу. Турнир идет, но пока что я не вижу везения на нашей стороне, а какое-то везение все-таки должно присутствовать. Конечно, после известного поражения от Индии был определенный шок. Все помнят, как тот матч начался, никто не мог предположить, что такое в принципе возможно. Но теперь мы извлекли уроки, контролируем ситуацию.
Для меня особенно принципиальным был матч с США. Вы помните, чем закончилась наша дуэль на Олимпиаде, поэтому очень хотелось взять реванш. Рад, что это удалось. Теперь вот достойно сыграли с Китаем. Очень интересен следующий матч – с Грузией, хорошей командой, у которой выиграть всегда почетно. Впереди также полячки, которые, вроде бы не обладая звездными именами, набирают и набирают очки, стабильно демонстрируя высокий средний уровень игры.– Высокий средний уровень… Неплохое выражение!
– Именно так, по-другому их не охарактеризуешь.