5 октября 2009

Македония принимает гостей

В македонском Охриде стартовал Кубок Европейских чемпионов. Россия на этом турнире представлена пятью мужскими и двумя женскими клубами. Своими первыми впечатлениями делится представитель команды "ШСМ-64" Марк Глуховский.

Отчеты о турнирах принято начинать с открытия, но я позволю себе немного нарушить традицию.
Дело в том, что попасть в Македонию оказалось ох как непросто. При этом сами македонцы точно не знают, что нужно сделать, чтобы к ним попасть. Причина, здесь, очевидно, в том, что они-то уже находятся в Македонии и, следовательно, с проблемой этой совершенно не сталкиваются. Так организаторы Кубка Европейских чемпионов, который стартовал сейчас в Охриде, долгое время уверяли нас, что россиянам виза не нужна, но ближе к началу турнира запутались в показаниях и перешли к другой, также ошибочной версии, что виза нужна, но желающие сумеют получить ее прямо в аэропорту. Позже все же выяснилось, что виза действительно не нужна, если в паспорте у вас есть действующий «шенген», а вот ежели таковой отсутствует, виза очень даже необходима. По счастью, почти у всех членов нашей команды «шенген» наличествует. Правда, еще через некоторое время обнаружилось, что у Сережи Карякина «шенген» проставлен в украинском паспорте, а вышеуказанное правило в отношении украинцев почему-то работает только до 30 сентября, зато после этой магической даты украинец с «шенгеном» приравнивается к безвизовому россиянину и является, как сказал бы Швейк, является... в общем, является без визы. В итоге этот самый украинец с «шенгеном» или же россиянин без визы – как вам больше нравится, первого октября действительно является в македонское посольство в Киеве, за один день чудом получает визу, летит в Москву, где и обнаруживает, что виза его проставлена с третьего октября, в то время вся команда летит второго. Занавес, смена декораций, тихо матерятся рабочие сцены.

Второе октября, Белград, проход для транзитных пассажиров. Работники местной авиакомпании, едва придя в сознание после недельной забастовки, завершившейся за полчаса до нашего приземления в сербской столице, с интересом изучают вышеозначенный украинский паспорт с действующим «шенгеном», но недействующей еще македонской визой, а команда «ШСМ-64» с понятным волнением ждет результата сепаратных переговоров Белграда с Охридом. Минут за 15 до вылета мы уже начинаем нервничать, потому что кажется, что самолет улетит без нас. Позже выяснилось, что хотя бы эти переживания были беспочвенными, потому что без нас самолет на 60 мест повез бы в Охрид четырех пассажиров, с нами получилось целых 12, так что не дождаться нас было бы все же слишком нелепо. Уставшие, но довольные, мы погрузились в двухмоторное чудо авиастроения тридцатилетней давности, и уже меньше чем через час под крылом самолета показалось замечательно красивое озеро, окруженное горами. Еще через двадцать минут мы триумфально приземлились на македонскую землю.

Резюмируя, надо отметить, что добрались мы просто замечательно, особенно по сравнению с другими командами и отдельными нашими игроками, которые прилетели либо в Скопье (200 км от Охрида), либо в Софию (400 км), либо вообще в Тирану (100 км плюс ужасные албанские дороги, таможенники и таксисты). На следующий день было намечено открытие.
С утра 3 октября пошел дождь, и шел с незначительными перерывами до позднего вечера, так что рассказать про него мне особо нечего. Все отдыхали. Только после ужина мы погрузились в микроавтобус и отправились в отель «Горица», в котором, собственно, и проходит мужской турнир. (Изначально мы тоже планировали там поселиться, но организаторы прозорливо исправили эту ошибку, разместив нас в отеле «Гранит», в котором проходит турнир женских команд. Возражений с нашей стороны не последовало). Открытие же Кубка Европейских Чемпионов оказалось настолько впечатляющим, что совершенно искупило бедный на события дождливый день. Это было одно из самых занимательных открытий на моей памяти.

Поначалу дама в концертном платье с красивым и строгим лицом спела македонский гимн.

Славянский язык этой прекрасной страны оказался вполне понятным для русского уха.

Затем произнес речь президент европейского шахматного союза Борис Кутин.

Как бы вы не относились к этому джентльмену, его нельзя упрекнуть в том, что он любит растекаться мыслию по древу. Прошло от силы минуты две – и ведущая вечера уже представляла модерновый македонский балет, который – кто бы мог подумать!– должен был ублажить присутствующих танцем шахматных фигур. Как Карслон без варенья, как Вини-Пух без меда, организаторы шахматных соревнований не мыслят своей жизни без танца шахматных фигур. Повидал я таких танцев немало, но, признать, настолько странной разновидности этого адского действа видеть пока не доводилось.


Нынешний был похож одновременно на детский утренник и похоронную процессию. Лица танцующих фигур были преисполнены какого-то невероятного трагизма, но это вступало в определенное противоречие с костюмами, которые, казалось, пошиты родителями в последнюю ночь перед выступлением.

Белая королева с лисьим хвостиком регулярно получала по лицу собственной короной, но я так и не сумел понять, было ли это задумкой или ошибкой костюмера. Картину всеобщего уныния немного оживляла белая пешечка с якобы плейбоевскими заячьими ушами, которая, надо отдать ей должное, изгибалась весьма рискованно. Увы, воображение зрителей губила убийственно тупая музыка.

Сообразив, что разгадать замысел режиссера мне не суждено, я обратил внимание на оставшихся в зале шахматистов.

Команда «Мика», которая в этом году – «всего-навсего» олимпийская сборная Армении, без легионеров, демонстрировала веселое недоумение.

Левон Аронян совмещал просмотр современного македонского балета с чтением книги Бареева «Записки секунданта». Приятный способ подготовки к матчу на первенство мира, ничего не скажешь. Сам многомудрый автор книги, который мелькал в начале открытия, отчалил в одному ему известном направлении. Не было видно и других «уральцев» – Грищука, Широва, Малахова, Рублевского.
Общительный Эмиль Сутовский, представляющий мощный «Ашдод», спрятавшись от балета за колонной, веселился в компании красивых «спартаковских» девушек.

Как всегда рядом с подопечными присутствовал их тренер-хранитель Юрий Рафаэлович Дохоян.

Глядя на сцену, потешались молодые москвичи Борис Грачев и Ян Непомнящий.

Их товарищи по команде Сергей Карякин. ..

... и Александр Рязанцев искренне пытались понять, когда же, наконец, пытка танцем закончится.

Несколько раз зрители пытались хлопать, но шоу было неумолимо доведено до конца. Капитаны команд остались на всеобщее собрание, в то время как участники с чувством выполненного долга быстро разошлись по номерам. Впереди был первый тур, который не сулит в мужском турнире никаких неожиданностей. У женщин ситуация совершенно другая – до Македонии добрались только 11 команд (вместо 14), из них больше половины довольно приличные, так что стыковые матчи должны были начаться уже с первого тура. ***

Первый игровой день порадовал превосходной погодой, которая установилась, хочется верить, надолго. Из номера открывается вид на огромное чистейшее озеро, окруженное горами. Выходит, не зря мы так старались попасть в Македонию.

Поутру над озером летают разные водные птицы. Некоторых удалось сфотографировать. К примеру, следующий экземпляр при большом увеличении оказался бакланом.

– А я думал, бывает только Вова Баклан, – заметил на утренней прогулке Евгений Наер, когда я пытался проводить нечто вроде орнитологической экскурсии. В озере плавали чайки и лысухи, а в окрестных лесах нами были обнаружены разноцветные сойки, которых гроссмейстер за мерзкий скандальный голос немедленно переименовал в Зоек.
После обеда члены нашей команды уехали на игру, а мы вместе со свободным Борисом Гельфандом отправились сибаритствовать в Охрид. Последний оказался милым и малолюдным курортным городком – со старым центром, древними церквями, живописной набережной и вкусными ресторанчиками.

Удовлетворив любопытство и голод мы поехали, наконец, в игровой зал.
Как это бывает на всех почти командных турнирах, игровой зал оставляет желать лучшего. Проще говоря, совершенно нечем дышать. К этому все настолько привыкли, что даже уже и не протестуют. По счастью, поблизости есть балкон, с которого открывается очередной умиротворяющий вид.

Поскольку спортивной интриги быть не могло, я постарался присмотреться к любителям. В центре зала вели борьбу милые коллективы из Европы. Симпатичные люди, приехали провести отпуск в хорошем месте и подвигать фигуры.

Вскоре я нашел самого квалифицированного любителя, причем, возможно, не только в этом зале, но и в истории шахмат второй половины XX века.

Бывший претендент на мировое первенство доктор Хюбнер возглавляет коллектив из Люксембурга. В первом туре команде доктора противостояла бригада из Луганска с непроизносимым названием и фантастическим набором игроков – Зубов, Кузубов, Зубарев и т.д. Доктор философии принес своей команде единственные пол-очка.
В поединках рейтинговых фаворитов с любительскими коллективами идет борьба не за общую победу, а за рейтинг.

Ну кому из гроссмейстеров, входящих в первую сотню, хочется сыграть в ничью с каким-нибудь европейским мастером и подарить тому три пункта рейтинга? А вот наварить «бесплатно» один или два пункта никто не против. С другой стороны, все матчи не могут закончиться со счетом 6:0, любители тоже бывают разные. Кто-то готов отчаянно пожертвовать что-нибудь и сгореть в огне атаки, кто-то напротив, чрезвычайно плотен, особенно белыми.
Наши парни отдали местному клубу пол-очка – нормальный рабочий результат. Сенсацией мог стать матч саратовского «Экономиста», но в конце концов фаворит добился победы, пусть и с минимальным счетом. Признаться, этот странный матч как-то прошел мимо меня, возможно потому, что я нашел клуб, за который тут же начал неистово болеть.


Израильский коллектив «Порат» – прошу любить и жаловать. «Порат» – это не название банка или IT-компании, Порат – это фамилия. На переднем плане вы видите капитана команды. Он же – командный отец. Четверо из шести игроков – его дети, три мальчика и одна девочка. Плюс еще пара легионеров, очевидно – друзья семьи. В принципе в семье Порат есть еще одна девочка, но она пока в команду не попадает. Зато старшая девочка попала не только в команду к отцу, но и в женскую сборную Израиля. В целом же мы наблюдаем, очевидно, самую сильную шахматную семью в мире. В израильской лиге команда Поратов заняла пятое место, и воспользовалась тем, что некоторые вставшие выше них клубы не сумели сюда приехать. В первом туре могучее семейство сделало две ничьи супротив чемпиона России «Томска». Ну давайте болеть за них, правда? Если все вместе будем за них болеть, глядишь, как-нибудь им поможем.