23 декабря 2009

Битва гигантов-сеньоров

Матч Спасский – Корчной, получивший громкое название "Битва гигантов", посвящен 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Пару лет назад Кирсан Илюмжинов подарил 10-му чемпиону мира коттедж в "Сити-Чесс", и Борис Васильевич потихоньку "обживает хозяйство". Виктор Львович приехал в Элисту впервые. На вопрос одного из местных журналистов, что он прочитал, узнал о Калмыкии перед приездом сюда, Корчной честно ответил: "Ничего". Совершенно очевидно: он приехал играть в шахматы, а не знакомиться с достопримечательностями.
Рассказывает и показывает Владимир Барский.

Дорога на матч неожиданно оказалась очень непростой. Корчной с супругой, а также судьи, журналисты и гости (всего человек 25-30) должны были вылететь из «Внукова» в 9:30 утра. Но из-за снежной бури на юге европейской части России рейс задержали сначала на полчаса, потом еще на два часа. Наконец, нас пригласили в автобус, который должен был отвезти на посадку. Увы, добраться до трапа самолета так и не удалось: минут 15 мы посидели в автобусе, а потом нам сообщили, что Элиста не принимает, никак не удается подготовить взлетно-посадочную полосу. Пришлось возвращаться в зал ожидания…Началось сидение на чемоданах. Ближайший прямой рейс на Элисту ожидался через 3 дня, самолет на Астрахань уже улетел, в Волгоград можно попасть только из других аэропортов. Лучиком надежды мелькнул вечерний рейс на Ставрополь, но оказалось, что на него почти не осталось билетов.Виктор Львович отдает Петре билеты, которые им не пригодились. Корчному не привыкать к дорожным приключениям. В своей книге «Шахматы без пощады» он рассказывает, например, как в 1951 году собирался на турнир в Одессу: сначала несколько дней ходил на вокзал отмечаться в очереди, а в поезде спал двое суток на полу, под нижней полкой. В 1977 году, когда Корчной со своим секундантом Кином ехали на финальный матч претендентов в Белград (кстати, соперником был Спасский), их «Мерседес» врезался в грузовик и перевернулся; тогда пришлось на несколько дней отложить начало матча. Виктор Львович рассказал, как сравнительно недавно застрял посреди Бразилии – им с Петрой не хватило билетов на регулярный рейс. И тогда люди, которые его пригласили, прислали за ним персональный самолет.
Кажется, Корчной не считал вынужденную задержку пустой тратой времени, он охотно общался с людьми, много шутил, а Петра тем временем разгадывала сканворды. Она свободно говорит по-русски, но сканворды решала все-таки на немецком.
Наконец, было принято решение: отправить Корчного с супругой и главного арбитра матча Бориса Хропова в Ставрополь, а остальную группу перевезти в «Шереметьево» на волгоградский рейс. Работники постпредства Калмыкии в Москве организовали автобус. У нас было три с половиной часа на то, чтобы переехать из одного аэропорта в другой (примерно 50 км). Но и Москве в тот день с погодой не повезло; как водится в таких случаях, МКАД стоял. Мы почти впритык приехали на регистрацию и обнаружили… ну конечно, рейс оказался отложен! Сначала на полчаса, потом еще на два – настоящий день сурка! К счастью, ближе к полуночи мы все уже улетели.
В Волгограде нас встретил «генерал мороз» – минус двадцать, снег по щиколотку, порывистый ветер. Организаторы прислали за нами два джипа, два микроавтобуса и милицейскую машину с мигалкой. Утром федеральную трассу Волгоград – Элиста закрыли из-за снежных заносов, но мы успели проскочить. Вместо обычных 3-3,5 часов мы ехали пять с половиной и прибыли в Сити-Чесс прямо к завтраку.В этот же день состоялось открытие матча и первая партия. Вот она, хорошо знакомая любителям шахмат площадь в центре Элисты перед Домом Правительства.Корчной и Спасский играют в том же здании и на той же сцене, где в 2006 году сражались Крамник с Топаловым, а в 2007-м проходили матчи претендентов.В первом ряду – виновники торжества. Им есть что вспомнить, есть что обсудить. Петра Лееверик рассказывает что-то забавное почетным гостям матча – Кире Алексеевне Зворыкиной и Римме Ивановне Билуновой. Выдержка, стойкость и жизнелюбие этих женщин поистине восхищают!
Вечером организаторы устроили торжественный ужин. Я сидел неподалеку от Киры Алексеевны и услышал, как одна дама сказала ей приятную банальность: мол, важно, на сколько лет вы себя ощущаете, а не те годы, которые записаны в паспорте.
Вице-чемпионка мира ответила моментально, как в блице:
– Вы уже успели заглянуть в мой паспорт?
Да, не случайно Зворыкина получила однажды и навсегда прозвище «Кира-секира»! Мини-концерт перед жеребьевкой. В первой партии Корчному достался белый цвет.Звучит гимн Российской Федерации. Интересно, чему улыбается Корчной? Может быть, вспоминает, как в Багио они с Петрой остались сидеть в креслах при исполнении гимна СССР? Столько лет прошло, государство совсем другое, а музыка та же. Хотя нет, в Багио организаторы по ошибке включили «Марсельезу» – коммунистический гимн, не государственный.Последние приготовления перед стартом. Уставший с дороги Корчной неудачно разыграл дебют и не только не получил перевес, но и стоял чуть похуже. Но когда Спасский (он прилетел в Элисту за три дня до матча) предложил ничью, то натолкнулся на решительный отказ. И Борис Васильевич дрогнул: он не стал бороться за инициативу, как того требовала позиция, а попытался разменами максимально упростить ситуацию и просчитался. Черные остались без двух пешек и вынуждены были вскоре признать свое поражение.Во второй партии экс-чемпион мира был близок к тому, чтобы взять реванш, но вновь сказался многолетний отрыв от турнирной практики. Вначале он отказался от заманчивой жертвы пешки (которую Корчной явно недооценил), хотя в молодые годы именно позиционные жертвы считались коньком Спасского. А потом в ладейном эндшпиле сделал поспешный ход королем на f1 (вместо аккуратного g3 и Kg2) и позволил сопернику разменять все пешки на ферзевом фланге.
После партии гроссмейстеры долго анализировали несостоявшуюся жертву; Корчному было очень нелегко защищаться. Спасский анализирует с несколько отстраненным видом, как будто все происходящее на доске для него не слишком важно, не особенно его беспокоит. Но вдруг сквозь завалы вариантов показались контуры прямой атаки на неприятельского короля. У Спасского загорелись глаза, от показной невозмутимости не осталось и следа! Однако столь же стремительно он взял себя в руки и вновь набросил маску.
В этот момент стало очевидно, что матч будет гораздо упорнее, чем казалось многим перед его началом. Закончив игру, Корчной исправно посещает пресс-конференции. Вот самое интересное из того, что он пока рассказал:
– В общем-то, мы со Спасским – не очень молодые люди. Если хотите, я – немножко старше. Если говорить об отсутствии игровой практики, то у меня, к сожалению, какие-то противники странные: я играю или с молодыми женщинами, или с очень старыми людьми моего возраста, и ничего больше. Поэтому можно сказать, что не только у него, но и у меня тоже сказывается отсутствие практики! То есть играю я много, но обычно с не очень сильными партнерами, которые понимают игру гораздо хуже, чем Спасский.
– Думаю, я сейчас в теории дебютов стою очень слабо, поскольку не очень уверенно владею компьютером. Молодые шахматисты постоянно переигрывают меня в начальной стадии партии. А что делает Спасский? Он вспоминает свои дебюты 60-летней давности. За 60 лет там кое-что изменилось, а он этого не знает и играет. И пока это у него неплохо получается! Но я думаю, что это не навсегда.
– Я выиграл у Спасского в большинстве турниров, а проиграл один странный матч в 1968 году (финальный матч претендентов в Киеве – В.Б.), а в матче 1977 года, который я выиграл, тоже было очень много странностей. Спасский, который уже жил во Франции, принимал помощь советских функционеров. Зал для игры кишмя кишел советскими людьми, включая и парапсихологов. Понятно, в борьбе за деньги все разрешено, однако выглядело все это очень странно.
Поскольку Виктор Львович приехал в Элисту прямо с турнира в Лондоне, где он работал комментатором, я попросил его поделиться своими впечатлениями о молодых шахматистах, в частности, о Магнусе Карлсене. После продолжительной паузы он ответил:
– Я видел кой-какие партии, а также видел поведение некоторых молодых гигантов за доской. У меня сложилось о них свое представление.
Например, одним из гениальных шахматистов я считаю Ароняна – это человек, который способен за доской находить колоссальные вещи. Что касается Магнуса Карлсена, то я употребляю выражение, может быть, не вполне вам понятное – «химичит человек». Имею в виду, что он не просто играет в шахматы, а обладает колоссальной психической силой, вроде Михаила Таля, и влияет на противника за доской, заставляя их допускать ошибки. Так говорили и о Тале, так было на самом деле.
Вообще, происходят невероятные вещи. Например, Магнус Карлсен всегда вытягивает себе на жеребьевке номер 1. Может быть, это о чем-то говорит, нет? Это к шахматам имеет отношение или не имеет? Человек способен на невероятные вещи. Мне было трудно найти его ходы. Вроде, они неплохие и в то же время – рассчитаны на то, что противник будет играть слабо. Его считают гением; вероятно, он скоро получит рейтинг 2900. Но это не совсем шахматная игра! Это мое личное мнение; может быть, другие просто задыхаются от восхищения его игрой.
Есть и другие хорошие, интересные игроки. Например, Накамура тоже своеобразный шахматист. Но говорить о гениальности – это дело сложное. Борис Васильевич Спасский от общения с журналистами во время матча отказался. Даже удивительно, что по образованию он – журналист, закончил когда-то журфак Ленинградского университета. Кстати, Виктор Львович закончил исторический факультет того же университета, но очень обижался, когда его называли историком. В первые дни матча в Элисте прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России». Кирсан Илюмжинов еще 15 лет назад подписал Указ о шахматном всеобуче в Калмыкии, и сейчас шахматы преподают во всех школах республики. На конференцию приехали учителя шахмат изо всех уголков степной республики, а также шахматные специалисты из многих регионов России.
На фото – министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Салаев и методист Игорь Сухин.Для участников конференции был организован блицтурнир с призовым фондом 300 тысяч рублей. Первое место занял гроссмейстер Владимир Поткин. Его поздравляет Государственный Советник Главы республики, президент шахматной федерации Калмыкии и вице-президент РШФ Валерий Боваев. Владимир Старцев (Уфа) просит записать в итоговую резолюцию, что конференция была организована на отлично.Делегаты подписывают резолюцию.Гиганты продолжают свою битву.В фойе для зрителей партию комментируют гроссмейстеры Юрий Балашов и Виктор Купрейчик. Неподалеку продают калмыцкие сувениры.Хропов – Боваев: есть такая партия!Уже на второй день нашего пребывания в Элисте ветер стих, погода наладилась. Снег белый-белый, и его очень много.Эти снимки сделаны в одном и том же месте с интервалом в два часа. Солнце здесь по-южному теплое; когда оно выглядывает, снег на ветках моментально тает. Пресс-конференция Валерия Боваева и ряда руководителей региональных шахматных федераций России. Они рассказали об Исполкоме РШФ, состоявшемся 18 декабря в Москве, и о том, что на внеочередном съезде РШФ будет несколько кандидатов на пост президента РШФ. Но ни одного пока не назвали.Третья и четвертая партии матча завершились вничью. На перерыв соперники ушли при счете 2,5-1,5 в пользу Корчного. Впереди еще четыре партии.Во Дворце шахмат в «Сити-Чесс» привлекает внимание стенд с портретами всех чемпионов Калмыкии.А это – одна из сюрреалистических картин, к которой так и хочется придумать какое-нибудь название. Например: «Карпов в шахматном лесу».Ода «К радости».В выходной день прошел блицтурнир ветеранов шахмат с призовым фондом 200 тысяч рублей. В нем приняли участие Кира Алексеевна Зворыкина и Римма Ивановна Билунова.Чистое первое место занял Юрий Балашов. Новогодняя елка во Дворце шахмат.
Турнир претендентов