4 марта 2011

Счастливы вместе

О звездном турнире по быстрым шахматам в Баку с участием Владимира Крамника, Шахрияра Мамедьярова, Теймура Раджабова, Гаты Камского и Юдит Полгар рассказывает наш корреспондент Евгений Суров.

В одной небезынтересной книге, которую я взял с собой в Баку, написано, что все поступки, которые совершает человек, можно разделить на две категории: те, которые ведут к счастью, и те, которые к нему не ведут. Поразительно, правда?
Это, конечно, частное мнение автора книги, но чем больше я об этом думаю, тем больше соглашаюсь с ним. Во всяком случае, аргументов, ставящих это утверждение под сомнение, я пока не нахожу.
А почему я вспомнил об этом – расскажу в конце репортажа. Заодно вам, читатель, предоставляю возможность самим угадать ответ на этот вопрос. Чуть ли не каждая вторая фотография из репортажа будет служить вам подсказкой, а три наиболее прозрачные – вот они, в самом начале. В Баку проходит уже традиционный «Кубок президента», подготовку к которому вы только что видели. На сей раз мероприятие можно назвать фестивалем, состоящим из двух соревнований. Главное из них – турнир по быстрым шахматам с участием Владимира Крамника, Гаты Камского, Эмиля Сутовского, Юдит Полгар, Теймура Раджабова, Шахрияра Мамедьярова, Рауфа Мамедова и Гадира Гусейнова. В отличие от прошлого года, это уже не матч «сборная Азербайджана против остального мира», а круговой турнир. И пусть он совпадает по срокам с матчем на первенство мира, по составу участников и зрелищности еще неизвестно, кто впереди.
Контроль времени «25+10»: по мнению директора турнира Маира Мамедова, такой контроль самый оптимальный для зрителей – мол, и качество игры не сильно отстает от классики, и зрелищность практически обеспечена. Автор этих строк склонен согласиться с организаторами, хотя, признаться, с таким-то подбором исполнителей партиям суждено быть зрелищными при любом контроле. Красивая девушка на сцене – верный знак того, что турнир следует признать открытым. За спиной у девушки портрет третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева, в честь которого и проводится фестиваль, а также восемь ковров местного производства, каждый из которых должен уйти в руки каждого участника. Первым сувенир достался по статусу Владимиру Крамнику, который открыл церемонию жеребьевки. А на этом фото с сувениром сидит уже большинство участников. И все – как на подбор.Шахматисты еще до начала игры разбились на пары – причем те, которые жребием не были предусмотрены. И кажется, наиболее удачную пару выбрал себе Крамник. С его выбором не поспоришь.
Вообще экс-чемпион мира, как я заметил, четко разделяет свое отношение к быстрым шахматам и классическим. Профессионал – он, конечно, везде профессионал, но все же Крамник относится к числу тех шахматистов, для кого слова «быструшки» и «несерьезно» являются, по сути, синонимами. Владимир Крамник за две минуты до начала партии.Он же – за минуту до старта. Совсем скоро арбитры турнира Фаик Гасанов и Александр Бах пустят часы, и станет совсем весело. Неоднократный претендент на мировую корону Гата Камский. Если бы выиграл в прошлом году матч у Топалова, сидел бы сейчас совсем в другом месте. Впрочем, и здесь, на втором этаже гостиницы «Park Inn», сидеть тоже удобно – кресла мягкие. По мнению гроссмейстера и тренера Камского Эмиля Сутовского – даже слишком мягкие для быстрых партий.Шахрияр Мамедьяров – герой первого дня соревнования и автор главной интриги. Сначала Шахрияр негостеприимно обошелся с Юдит Полгар. .....А затем под горячую бакинскую руку попал Владимир Крамник. К слову, Мамедьяров в данный момент является шестым номером мирового рейтинг-листа и имеет высший в истории Азербайджана показатель – 2763! Обыграв Крамника в очном противостоянии, азербайджанец на радость публики стал главным претендентом на Кубок, который ожидает своего обладателя в центре зала. Во второй игровой день встретились давние друзья-соперники Юдит Полгар и Владимир Крамник. Когда-то счет личных встреч этих двух шахматистов был крупным и сухим – не в пользу слабой половины человечества. В последнее время Юдит, кажется, приноровилась к неудобному сопернику и теперь не испытывает дрожь в своих женских коленках.
Вот и на этот раз Крамник не реализовал лишнюю пешку в эндшпиле, чем несказанно осчастливил выдающуюся шахматистку современности. Да-да, вы не ошиблись: съемочная бригада телеканала НТВ+ работает вовсе не на матче Ананд – Топалов, а именно на бакинском «Кубке президента». Причем, работает, что называется, в полном составе. Мне кажется, сей факт вкупе с тем, что в Софии на матче за мировую корону нет ни одного российского журналиста, говорит о многом и не требует дополнительных комментариев. Гадир Гусейнов и Рауф Мамедов (который смотрит, по-видимому, прямо в глаза Гейдару Алиеву) оказались в турнире шахматистами, которые поборолись между собой за предпоследнее место. Что ж, бывает. Ведь какими бы не были восемь шахматистов, а кто-то из них всегда займет последние строчки в таблице. Для Теймура Раджабова турнир тоже сложился не лучшим образом. Впрочем, шахматист не скрывал, что главная цель его участия в «Кубке президента» – разминка перед стартующим скоро в Астрахани заключительном этапом Гран-При ФИДЕ. Партия Мамедьяров – Раджабов протекала по сценарию, с которым я познакомился ровно два года назад на одном из первых этапов этого самого Гран-при. Вы тоже можете вспомнить тот сценарий, если откроете видеосюжеты вашего корреспондента с бакинского этапа двухлетней давности. Если же вы этого не сделаете, я напомню:
- шахматисты разыгрывают теоретический вариант, который оба хорошо знают. Желательно, чтобы при правильной игре с обеих сторон он приводил к ничьей;- Взгляд Теймура Раджабова во время партии почти постоянно направлен в сторону зрительного зала;- Шахрияр же даёт фору Владимиру Крамнику в артистизме.В итоге и шахматисты, и публика довольны. А вот, кстати, и часть публики. Знакомьтесь: семейство Мамедьяровых. Две девушки вам наверняка знакомы – это шахматистки Зейнаб и Туркан Мамедьяровы; слева – глава семьи, отец замечательных детей Гамид; а в центре – внук главы семейства, племянник Шахрияра и Туркан, по совместительству сын Зейнаб – Эльтон. Счастливая мама Зейнаб Мамедьярова. Две девушки синхронно смотрят на Гадира Гусейнова. Но одна из них смотрит так, как может смотреть только невеста. Угадайте с одной попытки, какая именно. Правильно: та, что на переднем плане – Афаг Худавердиева. Но вот пока другие веселились, позировали да строили глазки, незаметно в лидеры турнира вырвался Гата Камский. Причем победа над Мамедьяровым обеспечила ему довольно солидный отрыв.
А победа эта была достигнута следующим образом.Ш. Мамедьяров – Г. КамскийРазыграв славянскую защиту, Гата, очевидно, зевнул последовавший удар 11.Nxc6!, и черные стали играть без пешки. Однако, перефразируя известный шахматный афоризм, можно сказать, что от потери пешки в быстрых шахматах еще никто не умирал. Эта позиция возникла к 33-му ходу. Черные хоть и не отыграли ту самую пешку, но неплохо раскрутились и уже заставляют белых решать проблемы. Шахрияр с проблемами не справился. 33.Qa6?? Bxc3! 34.Qxb6 Rxd1. На взятие ладьи последует 35...Qd3+, поэтому белые сдались.
Одна из самых зрелищных и лучших по качеству партий была сыграна в заключительном туре второго дня, когда лицом к лицу сошлись два «старинных» «К» – Крамник и Камский. Поединок я попросил вкратце прокомментировать победителя сразу по его окончании. Г. Камский – В. Крамник1.d4 Nf6 2.Bf4 c5 3.d5 b5 4.a4 Bb7. Е.С.: Владимир, самостоятельная игра началась со второго хода?
В.К.: Да, я пошел 2...с5, не знаю, почему. Думал, он пойдет 3.с3 или 3.е3, а он неожиданно пошел 3.d5, и мы уже стали думать. 5.axb5. Мне кажется, принципиальнее и объективно лучше за белых 5.е4, и получается сложная позиция. А как он сыграл – у меня сразу возникла комфортная позиция.5...Nxd5 6.Bg3 g6 7.e4 Nb6 8.Nd2 Bg7 9.c3 0–0 10.Ngf3 d6 11.Bd3 a6 12.0–0 axb5 13.Rxa8 Nxa8 14.Bxb5 Qb6 15.Qe2 Bc6 16.Bxc6 Nxc6 17.Rb1 Nc7 18.h4 Ra8 19.Qc4 Qb5 20.Qxb5 Nxb5 21.Bf4 f5 22.g3 Ra4 23.exf5 gxf5 24.Nf1 e5 25.Bd2 d5. До этого момента я все делал правильно – и f5 провёл, и ладьей зашел... Но вот с 25...d5 я, пожалуй, поторопился. Либо не нужно было и 24...е5 ходить, либо на 25.Bd2 ответить 25...е4. 26.Ne3 Ne7. 27.c4! Я пропустил этот очень сильный ресурс, позволяющий черным организовать контригру. Мне-то казалось, что сейчас черные пешки сметут все на своем пути. Правда, при правильной игре, наверное, у черных все равно остается лучше. Но в тот момент я уже не видел, как могу выиграть. 27...dxc4 28.b3! cxb3 29.Rxb3 Nd4 30.Rb8+ Kf7 31.Ng5+ Kg6 32.Rb6+ Bf6. Мне казалось, что здесь Гата мог сыграть 33.Nxh7! и сделать ничью. 33.Kg2 Nec6 34.Nd5 Bd8 35.Rb1 h6. Теперь же у меня снова преимущество. 36.h5+ Kxh5 37.Nf7 Bg5 38.Bxg5 hxg5 39.Nd6 g4 40.Rc1 Nb4 41.Ne3 Kg6 42.Rxc5 Nd3 43.Rc8 Ne1+ 44.Kh1 Ra1 45.Nf1 Nd3 46.Kg2 Ra2 47.Ne3 Rxf2+ 48.Kh1 Nf3 49.Ndxf5 Rh2#. – В цейтноте я, возможно, неточно играл, но все-таки это была уже реализация. В целом партия получилась неплохого уровня. – Каковы в целом впечатления от турнира?– Хорошие! Я приехал сюда поиграть в удовольствие, потому что у меня сейчас достаточно большой перерыв в игре – следующий классический турнир в Дортмунде только в середине июля. Поэтому без игры сидеть не хотелось, и как раз получилась удачная возможность и «набить руку», и не сильно устать, не перенапрячься. Я приехал в Баку поиграть так, чтобы партии были напряженными. Так и получается – чуть ли не в каждом туре ухожу со сцены последним! А о результате я сильно не волнуюсь. – Наверное, при этом удается и следить за матчем Ананд – Топалов?– Ну конечно, конечно. Благо, живем и играем мы в одном месте, поэтому в перерыве между партиями ходим, смотрим онлайн... (Перерыв между партиями составляет десять минут – Е.С.) – Тем более что Ананд идет по проторенной вами несколько лет назад дорожке.– Вот именно! И Топалов играет, как я, и Ананд играет, как я. Просто чувствую себя самым модным шахматистом! С самого начала было понятно, что матч будет интересным. Для меня же наибольший интерес представляют теоретические баталии. Ведь могло так повернуться, что они играли бы «Найдорф» один за другим, и тогда для меня это было бы не так интересно – это не входит в мой дебютный репертуар. А тут как раз каждая партия играется теми дебютами, которые я применяю. Более того, некоторые из них я и ввел в практику. – Не возникало ли у вас в связи с этим мысли – кто бы ни выиграл матч, попросить поделиться с вами призовыми?– Нет, такой мысли нет, мне денег и так хватает. А выиграет, я надеюсь, Ананд. По крайней мере, болею я за него.
...Несмотря на поражение, Гата Камский сохранил единоличное лидерство за два тура до финиша.
Владимир Крамник хоть и отставал на пол-очка, но ему предстоял непростой финиш – белыми с Раджабовым и черными с Сутовским. Избирая на турнире белыми, как правило, скромные 1.с4 или 1.Nf3, с Раджабовым Крамник пошел на принципиальное 1.d4 и, разумеется, староиндийскую защиту.
Постепенно россиянин выиграл пешку и тут же приступил к ее реализации, обострив позицию до предела. Девять минут зрители, затаив дыхание, гадали, что же в этой ситуации предпримут черные. Девять минут о том же самом думал и любимец публики Теймур Раджабов. А когда на его часах осталось 15 секунд, он, так и не сделав хода, протянул руку и поздравил соперника с победой. Редкий случай, достойный уважения. Гата Камский тем временем выиграл в предпоследнем туре у Мамедова и, решив на финише довольствоваться синицей в руках, предложил даме ничью. Джентльменским поведением лидера первым воспользовался Шахрияр Мамедьяров. Внешне довольно легко обыграв своих соратников, он сравнялся с Камским по очкам.
Регламент же турнира гласил: если первое место делят два человека, то между ними играются дополнительные блицпартии; если больше двух, то места распределяются по дополнительным показателям. На сцене еще игралась партия, которая должна была снять все оставшиеся вопросы. Поединок Сутовский – Крамник выдался исключительно напряженным и боевым. Черные, как показалось, довольно быстро захватили инициативу, но в какой-то момент, приступив к решающим действиям, допустили ошибку. В итоге белые отбили атаку и остались с лишним качеством. Но, видимо, сказалось напряжение, которое, повторяю, было действительно велико. В цейтноте ошибки допускали обе стороны, но Сутовский их сделал больше, и главное – ошибся последним. Еще долго после партии Эмиль не мог прийти в себя и все прокручивал в голове, как же это он так...
А Крамник... Ну что Крамник? Во-первых, в результате блестящего финиша он вскочил на подножку уходящего поезда и разделил 1-3 места; во-вторых, он лишил зрителей дополнительного зрелища в виде блица; и в-третьих, по дополнительным показателям он стал первым.
Таким образом, итог турнира можно кратко подвести следующим образом: играли восемь человек, а победил все равно Крамник. А теперь настало время закончить тему, которую я задал в начале репортажа. Помните еще мысль – о том, что человеческие поступки либо ведут к счастью, либо ведут от него? На мой взгляд, организаторы любых шахматных соревнований должны помнить о том, что для счастья зрителю нужно всего три вещи:
1. Сцена, на которой играют шахматисты.
2. Зрительный зал, из которого можно за шахматистами наблюдать.
3. Демонстрационные мониторы, на которых можно видеть то, что делают шахматисты, за которыми мы наблюдаем.
Очень просто, не правда ли? Всего лишь три элемента, ведущих к счастью. Конечно, неплохо бы, чтобы имена шахматистов, за которыми мы наблюдаем, были Крамник и Камский, а не, к примеру, Укупник и Крымский. Но это уже все-таки детали. Три ключевых условия я перечислил выше.
И вот тем и хороши любые турниры в городе Баку, что организаторы неизменно выполняют эти три простых (казалось бы) условия. А значит, делают зрителям хорошо.
Ваш корреспондент оказался в числе тех, кому было хорошо. Но на этом фестиваль не закончен – шахматисты еще посоревнуются в блиц, а также дадут сеанс местным любителям шахмат. А значит, еще раз сделают их счастливыми.
Турнир претендентов