4 октября 2010

Четыре с плюсом

Главный тренер сборных России подводит итоги выступления первой мужской команды в Ханты-Мансийске. Но вначале – короткий фоторепортаж нашего корреспондента Владимира Барского с церемонии закрытия Олимпиады.


Вот за что шла борьба на Олимпиаде. Слева направо: Кубок Ноны Гаприндашвили, Кубок Гамильтона-Рассела и Кубок Веры Менчик.
Закрытие проходило в Ледовом дворце. На одной половине арены выступали фигуристы…
…А на второй затеяли круговерть шахматные фигуры.
Закрытие получилось красивым и в то же время динамичным. Без особых предисловий диктор стал вызывать шахматистов на награждение. Вначале наградили команды, отличившиеся в своих рейтинговых группах, а затем дошла очередь до лучших игроков. На фото – девушки, занявшие первые места на своих досках.
А это – победители у мужчин.
Евгений Бареев получает из рук президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова Кубок Ноны Гаприндашвили – за лучший результат по сумме выступлений мужской и женской команд одной страны.
Сборная Грузии заняла третье место.
Серебро у китаянок.
Свершилось – сборная России завоевала Кубок Веры Менчик! Этот почетный трофей вручил нашей команде Александр Жуков.
Команда Израиля выиграла бронзовые медали.
Сборная России на втором месте.
Кубок Гамильтона-Рассела в руках у капитана украинской сборной Владимира Тукмакова. Наши поздравления победителям! По дороге из Ледового дворца в гостиницу Евгений Бареев поделился своими впечатлениями о заключительном туре:
– Последний матч оставил ощущение неудовлетворенности. После 5-го тура, когда мы проиграли Венгрии, мы сумели собраться, играли дальше нормально, были в шансах на первое место. Логичным завершением стала бы победа в последнем матче, которая заставила бы Украину напрячься и показать, сможет ли она тоже выиграть. Если бы Украина выиграла, то тогда нам оставалось только развести руками и сказать: мы сделали все, что могли.
К сожалению, мы смазали, сыграли вничью 2-2, потерпев поражение белым цветом. Третий раз подряд мы не можем в последнем туре выиграть у Испании; это уже не случайность. Грустно от этого: значит, последний тур мы не можем играть должным образом. Если бы не последний матч, я бы сказал, что мы провели турнир на пять с минусом, а теперь – на четыре с плюсом, но не более. – Как развивалась борьба в каждой отдельно взятой партии?
– Карякин не уравнял. Он не пошел 1…е5, опасаясь разменной испанской, постарался сыграть что-то более острое. Противник встретил его достаточно редкой линией, которую Сергей не повторил. Он испугался пойти на форсированные основные варианты, связанные со взятием пешки с4, и согласился на чуть худшую позицию. В принципе, мы ему говорили перед партией: если вдруг что-то у тебя не сложится, то Магему всегда можно предложить ничью, он согласится. А ситуация была неприятной, шансов на победу у него не было.– Карякин подустал в конце?
– Думаю, он не столько физически устал, сколько эмоционально оказался опустошен. Человек в середине турнира вытянул команду, когда она, по сути, встала, а он был мотором. Команда у нас – все по метр девяносто пять, под сто килограмм каждый. Тяжелая команда, разогнать непросто! Наверное, и физически ему было нелегко, и нервную энергию неоткуда было взять, восстановиться он не смог. К Карякину никаких нет претензий.
Проблема заключалась в том, что после решающего матча с Украиной не было никакой гарантии, что Малахов сможет играть на высоком уровне. По сути, выбор у меня оставался очень небольшой: или ставить Карякина без энергии, или непредсказуемого Малахова. Я выбирал Карякина, думая: может быть, он поймает соперника на какой-то вариант, или еще что-то сложится. Верил больше в истощенного Карякина, чем в не менее истощенного Малахова.– Грищук должен был с Испанией отработать ничью?
– Ну почему же? Он просто не пошел в Найдорфа, потому что Вальехо считается большим теоретиком. А в испанской партии он солидно расставился, и получилась равная позиция. Все равно, наша идея была – ударить белым цветом. После полутора часов…– Оба хорошо стояли?
– Нет. Хорошо стоял Крамник, который выловил Широва на какую-то схему, а Свидлер стоял без времени и в очень некомфортной для себя позиции. Хотя он может говорить, что это не так, он заметно нервничал. Позиция была очень динамичная, а он остался без времени. Соперник молодой, верткий, начал под цейтнот ставить проблемы, по-видимому, достаточно сложные. Даже если позиция была равная или лучше у белых – она очень сложная; две проблемы не решил – и все. – Это тот самый Сальгадо, который нам уже как-то насолил?
– Да, на чемпионате Европы – 2009 оставил нас без золотых медалей. Но, вообще, мы сами виноваты. Наверное, он способный парень, однако коэффициент 2600 говорит о том, что у него, по-видимому, имеются недостатки в какой-то стадии шахмат. Их надо было попробовать вычислить и поставить партию определенным образом, чтобы не получить мат. Но не удалось.– Крамник очень не любит играть рано утром. Как ему удалось так уверенно провести партию против Широва?
– Что значит «не любит»? Если надо – он играет! Крамник здесь находился в хорошей форме. Несколько часов он поспал; все-таки, партия начиналась не в 9, а в 11. До десяти поспал – и нормально. В теоретическом плане он оказался лучше готов. Профессионал – на то и профессионал, что в трудную минуту он держит удар.
Турнир претендентов