25 мая 2007

О том, как последний звонок для школьников стал первым для шахматистов

Проверка на дорогах.Незрелищный футбол.
Разведчик Руслан.
Президент против никотина.
Теплый, очень теплый прием.
Спасение школьника.
В первом репортаже Михаила Савинова из Элисты.

Ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф и 250 000 автомобильных аварий

В Элисту я летел через аэропорт «Пулково-1». Всё сразу пошло как-то не так. У таксиста не оказалось сдачи. Попутные киоски были категорически закрыты. Маршрутка проехала мимо поворота на аэропорт. Вместо Боинга подали Ту-134. К счастью, приземлились всё же во Внуково – именно оттуда участники матчей претендентов отправлялись в гостеприимную южную республику. Отправлялись неожиданно рано – в 13.40.
Вообще-то изначально чартер планировался на пять. Однако накануне отъезда я очень удачно подошел к телефону и узнал, что рейс переносится. Как ни странно, изменение времени вылета не расстроило вообще никого. «Впритык» прилетал только Магнус Карлсен, но его дождались. Правда, норвежец всю дорогу делал очень недовольное лицо. Может быть, его смущала грядущая жара.
Первым же из участников в аэропорту появился Петер Леко. Почти сразу за ним приехал Майкл Адамс. Шахматисты, их жены и тренеры стали занимать всё больше места посреди зала вылета. Я попытался сфотографировать живописную группу и получил замечание от работников аэропорта. Оказывается, использование фотоаппарата по назначению строго запрещено. Полагаю, если секьюрити обращает свою энергию на такие мелочи, за безопасность полетов можно уже не беспокоиться.
Внезапно из ниоткуда возник Юрий Якович, руководитель группы по выпуску турнирного бюллетеня. С трубкой у уха он проследовал мимо нас. Раз, другой. Никакой реакции. На третий раз я решил пойти к нему навстречу. Мы поздоровались.
– А где все? – спросил Юрий. Я указал на стоящую в двух шагах группу, которая к тому времени уже разрослась по крайней мере до десяти человек. Гроссмейстер сильно удивился:
– Не узнал...
Будут богатыми! По крайней мере, участники – точно.
Главный любитель футбола на этом соревновании – Петер Леко. Главное событие футбольного года состоялось буквально позавчера, но не впечатлило.
– Не очень интересная игра, – огорченно сказал венгерский гроссмейстер. – Играли две команды с одинаковой схемой, и притом одна из них была явно сильнее. Всё логично, но скучно. Забей «Ливерпуль» первым, стало бы поинтереснее, потому что «Милану» пришлось бы немного напрячься. Гол «Милана» убил интригу мгновенно.
– Что делать, если вышли не самые зрелищные команды. Финал «Манчестер Юнайтед» – «Барселона» был бы поинтереснее, – предположил я.
– А что «Манчестер»? – удивился Петер. – Я ни секунды не сомневался, что «Милан» выиграет. Что можно сделать с «Миланом»? Для меня идеальным вариантом был бы финал «Милан» – «Челси».
Неужели из-за Шевченко, подумал я. Но спросить не успел.
– «Челси» – это фантастическая команда. Дрогба – лучший форвард мира! А Эссьен? Великий футболист! Если бы он играл против Бразилии на чемпионате мира, бразильцы и из группы бы не вышли! – развивал свою мысль венгр. – Говорят, «Челси» играет не зрелищно. Не знаю. Для меня они достаточно зрелищны!
Любопытная прослеживается параллель!
– Даже такой финал, как в этом году, смотреть веселее, чем первенство России. В субботу играют лидеры, но в интересный футбол как-то не верится, – я попытался внести разнообразие в систему координат. Увидел недоумение собеседника и вкратце объяснил ситуацию в российском футболе. Узнав, что наш чемпионат едва миновал треть дистанции, Леко резюмировал:
– Вот поэтому он никому не известен и не интересен – не в ногу шагаете! Футбольный сезон везде должен заканчиваться одновременно...
Господин Мутко с большим удовольствием бы подписался под этими словами.
В ресторане у выхода на посадку обнаружился коллега, земляк и тезка Голубев. Он ехал на помощь Руслану Пономареву. Сам экс-чемпион мира уже был в Элисте.
– А какой смысл приезжать за три дня до старта? – спросил я Михаила. – Акклиматизироваться всё равно не успеешь...
Позже оказалось, что смысл есть, и довольно большой. Буквально за день Руслан успел изучить город и, в частности, заслуживающие внимания пункты питания, и щедро делился своим новым знанием. Мои комплименты кафе «Пикник» – шашлык отличный!
...Самолет, честно говоря, не впечатлил даже на фоне питерской «тушки». Атмосфера на борту была довольно нервозной. Впрочем, это только моё мнение. Я нечасто летал на ЯКах-42. Может быть, их двигатели при работе всегда звучат сбивчиво, как газонокосилка на каменистой лужайке. В общем, какое нам дело, но когда затихание или визг мотора регулярно приходятся на воздушные ямы, кредит доверия к технике КБ Яковлева резко идёт на убыль. Единственное светлое пятно (помимо удачной посадки по расписанию) – повеселившее многих объявление стюардессы: «По распоряжению Президента России курение на борту нашего лайнера запрещено!»
Зато на аэродроме нас встретили очень хорошо. Девушки и юноши вручили каждому белый шарф с лотосом. Вовсю работали репортеры и телевидение. Не подкачала и погода: +35 в тени – а какая на аэродроме тень? Циничный Голубев даже вспомнил о Долине Смерти. А мне нравится – тёпленько.
Следующий эпизод уже получил освещение в прессе. Ценой ушибов пяти путешественников и пока неучтенного урона оргтехнике удалось спасти жизнь человека. 25 мая – день последних звонков. Ошалевший от радости школьник бросился под колёса машины сопровождения, ехавшей перед нашими автобусами. А что – в Норвегии выпускники, бывает, и в стекла домов кирпичами швыряют. Машина и первый автобус затормозить сумели, но замыкающий процессию дистанцию не удержал. Легкие травмы, совместимые с отказом от стационарного лечения, получили Михаил Гуревич, Мария Клинова, Майкл Адамс, Аршак Петросян и София Леко. Больнее всего досталось Аршаку – он довольно чувствительно ушиб ногу. Замечу, что доктора и милиция прибыли более чем оперативно. Столкновение произошло аккурат напротив Дома правительства. Пока врач осматривала шею Адамса, известный шахматный менеджер Карстен Хензель, подобравшись поближе, вполголоса, но очень настойчиво что-то говорил Микки. Кажется, отговаривал от поездки в травмпункт. И отговорил. Вот что такое профессиональный переговорщик!
Высыпавшие из автобуса шахматисты сделали дневную выручку женщине, торговавшей прохладительными напитками. Особенно хорошо разбирали лимонад «Дюшес».
Расселение по коттеджам Сити-Чесс заняло считанные минуты. Наверное, это рекорд.
Трое из четверки шахматистов, отказавшихся от услуг чартера, вышли поприветствовать коллег. Левон Аронян приехал в сопровождении очаровательной Ариан «Спорим, не подерётесь» Каоли. Борис Гельфанд, помимо своего друга Александра Хузмана, пригласил Павла Эльянова. «Наш лазутчик в тылу потенциального противника», – шутили представители украинской делегации. Про заслуги Руслана Пономарёва я уже упоминал. Все, кажется, пребывают в добром здравии и хорошем настроении. Кроме самого юного.
– Что всё-таки с жарой? – спросил я Хенрика Карлсена. – Выдержите?
– Мне лично нравится такая температура! – ответил северянин. – А вот Магнусу, по-моему, не очень...
О влиянии погоды на шансы участников порассуждаем завтра. Открытие матчей пройдёт в степи.

Запрещенный кадр

На зависть команде джентльменов

Дорогу чемпиону!

Прощальный взгляд на самолет

Сильнейший из россиян во всеоружии

Анджей Филиппович и другие официальные лица

Александр Грищук курит по-македонски

Даже АА555 переехали

«Алло, мы в эфире?»

Пьем – есть повод!

Арахнологи в шоке – «Паук» потянул мышцу на шее

Конфликт отцов и детей в принципе неразрешим

Михаил Савинов

Турнир претендентов