30 мая 2007

Женьшеневый корень победы

В Екатеринбурге завершился 1-й командный чемпионат
мира среди женщин. Победу в нем одержала команда Китая. Китайские
девушки выиграли 8 матчей, а один, со сборной Грузии, завершили вничью. На втором месте сборная России: 7 побед, поражение от китаянок, ничья с
Украиной. На третьем месте Украина. По сравнению с российской командой,
украинки сыграли вничью на один матч больше, не сумев одолеть сборную
Германии. Последняя из команд, причисляемых до старта к фаворитам – сборная
Грузии – в итоге осталась за чертой призеров. Грузинки на четвертом
месте. Обозреватель нашего сайта Илья Одесский анализирует итоги соревнования и делится своим мнением о причинах лидерства Китая в женских шахматах.

Наверное, любой болельщик предпочитает, чтобы интрига в чемпионате сохранялась до самого конца, в идеале – «раскручивалась» по мере приближения к финалу. Но что поделать – такое возможно не всегда, а лишь в турнирах, формула проведения которых искусственно подогревает страсти. Конечно же, я имею в виду турниры, проводимые по формуле «плей-офф». В такого рода соревнованиях фаворит может выиграть подряд и пять, и шесть матчей, а затем оступиться в игре «навылет» – и прощай, чемпионство.
Все же объективнее и по-человечески честнее выявлять победителя в турнирах по круговой системе. Чемпионат в таком случае может потерять в интриге, зато приобретает дополнительную страховку от «случайного» чемпиона. Хотя знатоки спорта утверждают, что крупный турнир можно «случайно» проиграть, а «случайного» победителя не бывает. В общем, как и всегда, единого мнения нет.

Нынешний чемпионат провели как раз по круговой системе. И надо признать, что китаянки оказались намного сильнее всех остальных участниц. По ходу чемпионата раздавались голоса, что это не совсем так; дескать, в каждом или почти каждом матче у китайских шахматисток возникали проблемы, которые затем каким-то счастливым образом разрешались. Действительно, в отдельных компонентах наблюдался паритет. Какие-то сборные оказывались не слабее Китая в дебютной подготовке, какие-то не уступали китаянкам в боевитости или физической выносливости. Но по совокупности всех факторов, влияющих на результат, сборная Китая на сегодняшний день, бесспорно, ушла далеко вперед.
В плане понимания того, что же на самом деле происходило в матчах с участием команды Китая, мне кажется чрезвычайно показательной партия Мкртчян – Хоу Ифань. Ее шахматные аспекты превосходно разобраны в статье гроссмейстера Татьяны Грабузовой. Текст комментария можно найти здесь.
Меня же в большей степени заинтересовал другой, не шахматный, а если можно так выразиться, спортивный аспект, аспект единоборства. Я наблюдал эту партию в прямом эфире. Не желая советоваться с компьютером, я не мог точно оценить ситуацию на доске. Но на глаз все выглядело так, что хотя у Мкртчян и недоставало пешки, компенсация с лихвой перекрывала небольшую материальную потерю. (Компьютер, как выяснилось, и вовсе находил за армянскую шахматистку форсированный выигрыш.) Три тяжелые фигуры создавали угрозы неприятельскому королю. Картину дополнял мощнейший централизованный конь на d5. Лишняя пешка черных болталась на самом краю, на а6, и никакого влияния на судьбу партии оказать не могла.
Я отвлекся буквально на несколько минут, посмотрел, как разворачивается борьба на других досках. А когда вернулся к партии Мкртчян – Хоу Ифань, результат уже высветился на табло: 0-1. Анализ Грабузовой не оставляет места для каких-то разночтений, допущений. Все ясно: достаточно было одной ошибки Мкртчян, чтобы позиция из выигранной превратилась в неясную, и второй, чтобы из неясной позиция превратилась в проигранную.
На ум сразу же приходит знаменитая 3-я партия матча Тайманов – Фишер (Ванкувер 1971). В ней создалась похожая ситуация. Тайманов также пожертвовал пешку и получил взамен грозную инициативу. Позже аналитики доказали его выигрыш, хотя и очень сложный (по всей вероятности, все же неоднозначный). Но за доской Тайманов развить инициативу не сумел, двумя ошибками кряду превратив позицию сперва в неясную, а затем и проигранную.
Однако самое интересное – это мысли Тайманова, которые он предал печати. Оказывается, в решающий момент борьбы наш гроссмейстер крепко задумался и... так и не смог найти сильнейшего продолжения. Вернее, он его видел, но дальше, в возникающих вариантах у соперника всякий раз находилась защита... Впрочем, чем пересказывать, лучше дать точную цитату. Вот что пишет Марк Евгеньевич:
« (…) В третьей партии, где мне удалось добиться явного преимущества, я мучительно – в течение 72 минут – искал выигрывающее продолжение, но так и не нашел. Это было поразительно! Безуспешно перебрав несколько заманчивых вариантов, я впал в отчаяние и попросту сломался. Что он, заколдованный какой-то?!»
Мне кажется, что-то подобное испытала и Лилит Мкртчян. Не случайно ее соперница, «заколдованная» Хоу Ифань своим кумиром в шахматах назвала Роберта Фишера.
Изучать творчество Фишера – значит, перенимать не только ходы, но и манеру игры в целом. Фишер ведь не просто проповедовал «борьбу до голых королей». Проповедовать можно что угодно, и все равно слова останутся всего лишь словами. А Фишер нашел и шахматные, и, очевидно, чисто спортивные, психофизические настройки, чтобы красивый лозунг стал реальным делом и начал приносить результат.
Думаю, в этом надо искать «женьшеневый корень» побед китайской сборной. В своем предыдущем материале я писал, что женские шахматы по определению неровные, в этом их прелесть. Но китайские женские шахматы отнюдь не прелестны. Они ровные именно в «фишеровском» смысле. Китаянки как матерые хищницы ищут свой шанс на протяжении всей партии. Не получилось «прихватить» в дебюте – прессинг продолжится в миттельшпиле, миттельшпиль соперница прошла благополучно – будем дожимать в эндшпиле. Не получилось на первом часу борьбы – будем искать шанс на втором, третьем, пятом... В то время как партии даже выдающихся европейских шахматисток чаще всего напоминают качели (так велика амплитуда обоюдных ошибок), партии китаянок больше всего напоминают охоту.
Может быть, в плане понимания шахмат китаянки и не сильнее. Но они заметно ровнее и, если можно так выразиться, «фишероподобнее». А проще говоря – спортивнее. Вспомним в последний раз матч Россия – Китай. Что бы там ни говорили, а грубых ошибок наши девушки не допускали. Подставок ферзя, ладьи, легкой фигуры, зевков мата в несколько ходов – не было. Наверное, были грубые позиционные промахи (из тех, что сродни отдаче материала), но и они так сразу на память что-то не приходят. А счет тем не менее 0-4. Значит, речь идет в меньшей степени о чисто шахматном противостоянии и шахматном же поражении. Когда грубые ошибки отсутствуют, все решают нюансы. Нюансы жесткого спортивного единоборства. Вопрос «кто кого» – это ведь не вопрос, кто лучше играет сицилианскую защиту. Это вопрос, кто кого переломит.
И все же наши девушки – молодцы. Говорю это совершенно искренне. Потеряв глобальную мотивацию уже по окончании второго тура, они, тем не менее, не сломались, а продолжали бороться и, в конечном счете, отвоевали серебро у сильных команд Украины и Грузии. Многие мужские коллективы (за примерами, увы, далеко ходить не надо) в подобной ситуации начали бы просто «отбывать номер». А женская сборная России показала характер. Потому что опять-таки на собраниях можно сказать много умных и красивых слов: о том, что «все потеряно, кроме чести», что нужно продолжать борьбу и т.п. Но когда ты садишься за доску, то остаешься один на один – со своим соперником, а, прежде всего, с самим собой. Либо находишь в себе какую-то иную мотивацию, кроме турнирной, либо голова откажется работать на полную мощность, как ты ее не подстегивай и не упрашивай. Слова тут ничем не помогут.
Много матчей (да почти все) складывались для сборной России непросто. Начало и середина матча с Арменией. Концовка матча с Польшей. Разумеется, матч с Украиной – от первого до последнего хода. А лучшим, на мой взгляд, стал для наших девушек поединок с Грузией. Тут-то был продемонстрирован не только характер, но и потенциал. Очень сильная грузинская команда была «убрана» так, что ни в один момент за судьбу матча опасаться не приходилось. Все время стояли на «плюс один» как минимум, а в итоге получили «плюс два», без поражений. В этот день на нашу сборную любо-дорого было смотреть.
Конечно, сейчас, постфактум, болельщик пускается в привычные «если бы да кабы». Если бы матч с Китаем был не во втором, а в шестом-седьмом турах... К тому времени уже было бы понятно, кто в какой форме подошел к чемпионату. Вероятно, состав на игру был бы немножко другой... И если бы удалось зацепиться в одной-двух партиях... То, может быть, можно было рассчитывать на 2-2. А это, в свою очередь, означало бы финишную гонку, нервы – а нервы есть у всех, и китаянки, что бы о них ни говорили, тоже не железные.
Мне такая постановка вопроса кажется заведомо ущербной. «Если бы у бабушки росли усы, она была бы дедушкой». Ибо на 2-2 можно рассчитывать вообще всегда – при добротной дебютной подготовке и некоторой доле везения (это чтобы хоть две соперницы попались на домашние разработки). Но для того, чтобы всерьез претендовать на первое место, вопрос нужно ставить иначе: как обыгрывать китаянок, что для этого надо сделать, как подготовиться? Потому что в Екатеринбурге китаянки из 36 партий проиграли всего одну. И то, это было поражение такого рода (Хоу Ифань от Джавахишвили), которое может сравниться разве что со статистической погрешностью.
Я свое мнение высказал выше. Не думаю, что наши девушки уступают китаянкам в чисто шахматной подготовке. А в психофизической уступают точно. Значит, надо активнее работать в этом направлении, готовить не только выдающихся шахматисток, но и не в последнюю очередь выдающихся спортсменок. Конечно, все упирается в методики и в специалистов (точнее, в их нехватку), которые могут по этим методикам работать. Упаси бог привлекать к такой работе дилетантов и шарлатанов! Не надо забывать, что костяк нашей сборной составляют совсем еще молодые девчонки, вряд ли способные противостоять чужому вмешательству в психику и уж тем более неспособные отличить благотворное вмешательство от вмешательства, могущего причинить лишь зло. Значит, все будет зависеть от взрослых – тренерского штаба, руководителей, курирующих женские шахматы. «Дяди» скажут «надо» – девочки подчинятся, что им еще остается? Ответственность очень велика, и риск огромен. Надо семь раз отмерить, прежде чем дать добро на начало работы в этом направлении. А с другой стороны, работу начинать надо. Как показал Екатеринбург, можно насыщать тренерский штаб лучшими специалистами, можно усилить материально-техническую базу – на «спортивности», т.е. готовности выдерживать длительную безошибочную борьбу это сказывается весьма в малой степени.
Как хорошо, что я не руководитель. Советов и вообще умных слов полна корзинка, а ответственности никакой. Тяжела и неказиста жизнь отечественного журналиста.