18 июля 2011

УДАРИЛИ МОЛОДЕЖЬЮ

Подняли, но не разбудили. Мечта в полосочку и виртуальные рикши. Росчерк на билете и запах доширак. Морской бой на открытии и 3-1 в первом туре.С командного чемпионата мира в Нинбо передает Владимир Барский.

Китай встретил настороженно. После ночного рейса настроение было сумрачное, а тут еще мобильник, радуясь встрече с родиной, вмиг израсходовал на эмоции весь свой заряд. Пограничница подозрительно вглядывалась в мою щетину, несколько раз перелистала паспорт, но все-таки пропустила. В аэропорту превратить рубли в юани не удалось, а за обмен 60 долларов удержали еще 10. Долго ждал свой чемодан, но «мечта оккупанта» (когда-то мой саквояж так ласково окрестил юный Ян Непомнящий, и название прижилось) никак не появлялась. Наконец, усилием воли вспомнил, что у меня теперь новый чемодан, в полосочку – честно говоря, прежнего размера, – и он как раз проплывает мимо. Не ожидая уже ничего хорошего, сжался в комок и направился искать стойку такси, где, как мне обещали, говорят по-английски. И вдруг на выходе из таможенного зала увидел девочку в очках с транспарантиком «Chess player Vladimir Barskiy». О чудо! Значит, не зря несколько дней Яна Сидорчук названивала китайским коллегам, они все-таки организовали встречу!
Милая девочка тут же предложила донести чемодан. Я взглянул на них обоих – они оказались почти одного роста, да и веса, наверно, тоже – и отказался. Вместе с шофером отправились на парковку. На улице было жарко и влажно, как в турецкой бане, но воздух немного прозрачнее. Уютная машина неизвестной мне марки (кажется, китайская) повезла из одного шанхайского аэропорта в другой. Прекрасная трасса с развязками на трех уровнях, ни одного светофора. Я всё оглядывался по сторонам, чтобы не упустить обещанных Евгением Бареевым рикш, но по воскресеньям они, вероятно, отдыхают. Почему-то вспомнилось, как пять лет назад в Вейк-ан-Зее мы с Катей Лагно катались на велосипедах и заехали на скоростное шоссе, плавно уводящее в тоннель; как рядом с нами притормозил грузовик, и перепуганный водитель закричал: «What are you doing here? It’s very dangerous!!!», заставив свернуть в какую-то деревню…
Рядом со вторым шанхайским аэропортом обнаружился огромный железнодорожный вокзал. Вот он глазами Бареева, который, чтобы сделать интересный снимок, не поленился подняться на второй этаж. Я увидел всё то же самое, только народу по случаю выходного дня оказалось еще больше. Китайцев, действительно, очень много. Повсюду. Во время Олимпиады 2008 года мы с питерским коллегой, спортивным журналистом Кириллом Легковым решили разок прогуляться по Пекину. Выдержали ровно квартал: устав протискиваться сквозь толпу, кинулись в спасительное такси. Во второй приезд в Китай адаптация к плотности населения проходит легче.
Девочка-проводник вручила билет до Нинбо, объяснила, когда и в какую калитку идти, и откланялась. Посреди зала ожидания я увидел огромную стойку, уставленную бутылочками с питьевой водой. Китайцы предъявляли билеты и получали по бутылочке на брата. Вода отличная, тибетская, с высоты 5100 метров.Чернильная черта на билете означает, что вода уже выдана, второй раз не подходи. Здесь же среди иероглифов можно найти номер вагона и место. Догадаетесь, где что? На самом деле, все не так сложно, как может показаться с первого взгляда.
Как и предупреждал Бареев, комфортабельный скоростной поезд расстояние в 200 километров преодолевал три с лишним часа. Первые часа полтора мы, кажется, никак не могли выбраться из Шанхая, останавливались на каждом углу. Поразило, что на всем многокилометровом пути за окном всегда виднелись дома: то малоэтажные, то небоскребы, то сарайчики, то замки с башенками, но ни одного бескрайнего поля или дремучего леса. Типичная картина: прямо у железной дороги начинаются рисовые поля, где по щиколотку в воде стоят крестьяне в характерных позах, а за ними – жилье, жилье, жилье… Строят везде и в больших количествах. Парадокс: вроде бы, в Китае действует закон «одна семья – один ребенок», а население все прибывает!
Между тем, в вагоне запахло лапшой. Каждая уважающая себя китайская семья берет в дорогу стаканчики с дошираком, а в тамбуре можно разжиться кипятком. Люди постарше едят палочками, молодые – пластмассовыми вилками. Ехавший напротив меня юноша лет 15-ти с модной, прилизанной ко лбу челкой старательно наматывал макаронные изделия на вилку, слегка на них дул и, отчаянно чавкая, всасывал в рот. Мамаша поглядывала на своего отпрыска с умилением.
В Нинбо вашего корреспондента встречали уже две девушки. Увидели издалека, приветливо замахали руками. «Неужто и здесь знают?» – мелькнула в голове приятная мысль. Увы, погреться в лучах славы удалось недолго. Одна из девушек, хихикая, поинтересовалась моим ростом, и я догадался, что единственный в толпе прибывших европеец просто слегка возвышался над невысокими в своей массе китайцами…
В великолепный «New Century Grand Hotel Ningbo» ваш корреспондент добрался, когда первый тур был уже в разгаре, поэтому со снимками из игрового зала придется денек подождать. Пока что фотографировал тех, кто уже сыграл.Левон Аронян и Эмиль Сутовский больше часа анализировали свою полную приключений партию, в которой черные пожертвовали ферзя, а белый король бегал по всей доске, но благополучно скрылся от погони. Правда, по словам Эмиля, он допустил кошмарный одноходовый зевок, после которого чаша весов резко склонилась в пользу белых.
Кстати, комплект шахмат гроссмейстерам пришлось просить у организаторов, здесь нет ни комнаты для анализа, ни пресс-центра. Но от номера до игрового зала – всего 16 этажей на скоростном лифте, так что работать можно и дома. В холле перед игровым залом установлен огромный телевизор, на нем транслируются партии из матча Китай – Азербайджан Петр Свидлер и Гадир ГусейновИз окна открывается вид на такой вот милый парк. Надо будет выбрать денек попрохладнее и прогулятьсяСборная России на старте обыграла США 3:1. Все партии завершились довольно быстро, дольше всех, часа 3,5 провел за доской Непомнящий. Поздравив Яна с победой, попросил рассказать о своем поединке и матче в целом.
– Мне сегодня доверили белый цвет в партии с Онищуком. Он всегда расставляется очень плотно, и я решил разыграть шотландскую партию. В дебюте черные применили интересный порядок ходов; мне кажется, я его смотрел, но за доской вспомнить свои анализы не смог и потому играл сам. Думаю, удалось получил неплохую позицию, чуть лучший эндшпиль: у черных плохо стоял конь на b6, а сдвоенные пешки представляли собой определенную слабость. Типичная ситуация: если черным не удастся как-то сразу выправить положение, то их позиция станет достаточно противной. На 19-м ходу Онищук сыграл f7-f5!? Очень неоднозначный момент: с одной стороны, черные пресекают мою игру на королевском фланге, с другой – создают себе дополнительные слабости, а мои фигуры развивают сильное давление в центре. Думаю, Онищук мог получить контригру, но он как-то растерялся, и на фоне приближающегося у соперника цейтнота мне удалось его переиграть. Отмечу ход 23.Bd4, вынуждающий черных сыграть с6-с5 и d5-d4, после чего снимается удар с с4, и у них остается бесперспективный конь на b6; после этого у черных уже тяжелая позиция…Я. Непомнящий – А. Онищук1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nxc6 bxc6 6.e5 Qe7 7.Qe2 Nd5 8.c4 Nb6 9.b3 a5 10.Bb2 a4 11.Qe3 axb3 12.axb3 Rxa1 13.Bxa1 d5 14.Be2 Qc5 15.Qc3 Qb4 16.0-0 Qxc3 17.Bxc3 Be6 18.Nd2 Be7 19.f419…f5 20.exf6 gxf6 21.Re1 Kd7 22.Bd3 h5 23.Bd4 c5 24.Bf2 d4 25.Bh4 Rf8 26.Ne4 Nc8 27.Bc2 Na7 28.Ng3 Nc6 29.Nxh5 f5 30.Bxe7 Nxe7 31.Ng7 Bg8 32.h4 Rf7 33.Ne6 Kd6 34.b4 cxb4 35.c5+ Kd7 36.Nxd4 Rf8 37.Rd1. Черные сдались. – Матч начался с нашей быстрой победы. Что произошло у Витюгова с Хессом?– Партию Никиты я толком не видел. Мне кажется, Хесс играл неуверенно, в известном варианте с дебюта получил стабильно хуже. Подобные партии уже были, там черные получают очень неприятную структуру: отдают чернопольного слона, а белопольный застрял на b7 и, по сути, ходить нечем ходить. У белых два слона и совершенно непробиваемый пешечный центр; на черных со всем сторон идет давление. В тяжелой позиции Хесс отправил ферзя куда-то на h5, где он вскоре попался. Закономерная победа Никиты.Н. Витюгов – Р. Хесс1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.Nf3 b6 5.Bg5 Bb7 6.Nd2 h6 7.Bh4 c5 8.d5 exd5 9.cxd5 0–0 10.e4 Re8 11.Be2 d6 12.0–0 Nbd7 13.f3 Qe7 14.Bb5 Rf8 15.Nc4 Rad8 16.Ne3 Bxc3 17.bxc3 Qe5 18.Rc1 g6 19.Re1 Kg7 20.Qa4 Qh5 21.Bg3 a6 22.Be2 b5 23.Qd1. Черные сдались.– А черными сегодня легко удержали?– У Сережи Карякина возникла довольно необычная позиция, но мне кажется, он не должен был испытывать больших проблем. Камский применил интересную идею, однако позиция черных опасений не вызывала.
У Шульмана со Свидлером была длинная теория; честно говоря, не обратил внимания, кто первый свернул в сторону. Черные отдают качество за пешку, но у них две связанные проходные на ферзевом фланге, и белым достаточно рискованно играть на победу. Думаю, ничья была практически неизбежна.– Как живется в Нинбо? Как прошла акклиматизация?– В основном, мы отдыхали и настраивались на борьбу. Из отеля я практически не выходил, потому что мне не очень нравится здешняя погода – жаркая и влажная. Похожий климат на Кубе, но там, на мой взгляд, поприятнее. Когда я играл в Мемориале Капабланки, было даже жарче, но там – морской воздух, а здесь какой-то смог. Отель хороший, завтрак и ужин – тоже. Обед не очень, но на него надо приходить пораньше, как на ланч – тогда тоже можно успеть съесть что-нибудь вкусное. Зал для игры вполне нормальный, воздух кондиционируется, поэтому там прохладно. Аршак Петросян и Сергей Мовсесян. Дебютант сборной Армении сыграл вничью, а его коллеги выиграли, и в результате – крупная победа 3,5-0,5 над сборной ИзраиляГроссмейстеры Михаил Ройз и Алон Гринфельд (Израиль)Второй тренер российской сборной Александр Рязанцев и наш лидер Сергей КарякинИ все большое руководство: Илья Левитов и Евгений Бареев
Рассказывает главный тренер сборной России Евгений Бареев:
– Дорога в Нинбо оказалась сложной, но у нас было пять дней на то, чтобы восстановиться. Когда добрались до отеля, усталость потихоньку прошла. Условия здесь комфортные, ребята отсыпались, играли на бильярде, плавали в бассейне. Даже гуляли, несмотря на погоду. Петр успел съездить в даун-таун и починить свой компьютер, который вышел из строя. Так что времени было достаточно, чтобы привести себя в порядок.
Что касается собственно подготовки, то каждый придерживался своей программы. Тренеры работали с теми, кто об этом просил, давал какие-то задания, так что в меру своих способностей тоже работали над шахматами. Возможно, мы бы все тут халтурили, но поскольку на улице долго находиться не рекомендуется – там очень жарко и влажно, то мы поэтому занимались спортом и работали в прежнем режиме, старались подстроиться под местный световой день.
Жеребьевка прошла довольно успешно: ребята поиграли в морской бой, попробовали конем обойти всю доску, побывав на каждом поле один только раз. На открытии было много спичей, церемония длилась достаточно долго, так что ребята занимали себя кто чем мог.
На мой взгляд, жеребьевка для нас достаточно приятная: в том плане, что не пришлось уже в первом туре играть со страшным соперником, есть возможность постепенно войти в рабочий ритм. Были 4 команды, которые не хотелось получить на старте, и Карякин легкой рукой вытянул удачный жребий.
В первом туре решили ударить молодежью – на белый цвет поставили Непомнящего и Витюгова в надежде, что в одной партии из двух удастся победить. А на первой и третьей доске была достаточно жесткая установка: не рисковать и сделать ничью. Когда Карякин меня спросил, может ли он соглашаться на предложенную ничью, мне очень хотелось, чтобы он играл, так как я считал его позицию перспективной, без риска. С другой стороны, в этот момент Витюгов имел большой перевес. Поэтому я попросил Карякина самого принять решение. Конечно, я бы с ним поговорил, но это запрещено, можно только сказать «да», «нет» или «решай сам». Сергей проанализировал позиции на всех досках, посчитал, что на 90% хотя бы одну партию мы выиграем, а значит, выиграем и матч, и принял предложение Камского. С практической точки зрения он поступил верно – фактически, зафиксировал результат. Свидлер в этот момент уже заканчивал партию, Витюгов стоял с большим перевесом, а Непомнящий не рисковал проиграть. Когда партия на первой доске завершилась вничью, давление с Непомнящего ушло, он заиграл быстро и хорошо, и мы выиграли даже крупнее, чем могли рассчитывать вначале. Ведь в дебюте Онищук практически уравнял шансы, но позиция получилась достаточно сложной. Кажется, и так близко к равенству, и так, однако Непомнящий ход за ходом продолжал ставить проблемы. По-моему, Онищук отказался от каких-то острых позиций, опасаясь знаменитого тактического зрения Яна, старался играть в технической манере, но все равно не сумел «засушить» и в какой-то момент принял стратегически неудачное решение.
Можно сказать, что матч удалось выиграть относительно легко – благодаря тому, что на 4-й доске Хесс слабенько разыграл дебют, оказался совсем не готов. Эту партию можно отнести в раздел «дебютные катастрофы». – Что интересного происходило в других матчах?– Украина долго билась с Египтом: Арещенко мог выиграть в один ход, но сыграл крайне неудачно и прозевал матовую атаку. Однако в борьбе сильного со слабым, в конце концов, победил сильный. Армения с дебюта повела 1-0: на первой доске Сутовский не слишком удачно трактовал позицию без ферзя; на глазок казалось, что он мог поставить белым гораздо больше проблем. На третьей и четвертой армяне тоже взяли верх.
Матч Китай – Азербайджан в жуткой борьбе закончился вничью. Вугар Гашимов совершенно не обязан был белым цветом проигрывать, даже если играешь с таким сильным соперником, как Ван Юэ. Гашимов играл непрактично. Мамедов и Мамедьяров давили, но выиграть сумел только Шахрияр. Также вничью сыграли Венгрия с Индией. Матч проходил в динамичной, сложной борьбе, соперники обменялись ударами на 2-й и 3-й досках.
В заключение первого репортажа из Китая – несколько видов снаружи и внутри отеля

Турнир претендентов