31 мая 2007

Минус два

Помощь друга и ее последствия.
Король находит победу в углу.
Собрание триумфаторов.
Уроки жалости.
Отказ от ничьей по-киевски.
Вольница проигравших -
в репортаже Михаила Савинова из Элисты.

Наиболее значимым событием выходного дня стал приезд гроссмейстера Владимир Поткина. Владимир, как известно, секундант и большой друг Левона Ароняна, и приехал он в трудный час. Аронян и компания как раз собрались поиграть в теннис и не могли решить, кого поставить четвёртым. Поэтому появление Поткина оказалось как нельзя кстати. Владимир оставил чемоданы в раздевалке, надел шорты и футболку и вышел на корт.
После теннисного поединка, прошедшего при изнуряющей жаре (в закрытом помещении «купола» не работала система охлаждения), Левон с друзьями приняли участие и в футбольном матче. Отмечу неплохую технику защиты и функциональную готовность претендента.
Магнус Карлсен, против обыкновения, футбол пропустил. Возможно, отсутствие должных физических нагрузок и стало причиной его сегодняшнего безропотного поражения. По сравнению с третьей партией, шахматисты поменялись ролями. На этот раз Аронян получил приятную позицию на выходе из дебюта.
– Поддавливает Левон? – спросил я у довольного Саргиссяна, пришедшего в пресс-центр проверить почту. Габриэль энергично закивал головой и показал руками, как именно он поддавливает.
На другом конце комнаты понуро изучал новости Хенрик Карлсен. За всю партию Магнус так и не сделал ни одного «своего» хода. Видно, не стоило забирать свитер «малыша» из пресс-центра. Ни к чему хорошему это не привело.
Уже по ходу тура стало понятно, что день получится увлекательным и на редкость результативным. Это не всегда одно и то же – самая, на мой взгляд, интересная партия дня закончилась ничьей. Но в целом любителям шахмат нравится обилие единичек. Особенно это относится к комментаторам: завтра на сцену выйдут не восемь пар, а всего лишь шесть.
Драматично развивалась партия Широв – Адамс. Алексей напомнил присутствующим о своём прозвище, пожертвовал материал и прижал Микки к канатам. Флегматичный англичанин хорошо оборонялся, но объективно его дела были плохи. Однако сначала рижанин упустил шансы на выигрыш, а потом у него и вовсе случился какой-то заскок. Чёрные фактически выиграли партию ходом Kg8-h8. Кстати, вполне в духе Адамса.
Было видно, как сильно переживает за Микки его супруга Тара. В момент, когда англичанин размышлял над решающим ходом короля, она нервно листала веб-странички, не обращая внимания на содержимое. Я попытался сообщить ей приятное известие:
– Похоже, Майкл выигрывает.
Тара разволновалась ещё больше:
– Спасибо, конечно, но я стараюсь вообще ничего не знать до тех пор, пока партия не закончится!
Вспомнив о «несгораемых суммах» в передаче «Слабое звено», я нашёл компромиссный вариант:
– Во всяком случае, он точно не проиграет!
– А вот это по-настоящему хорошая новость! – улыбнулась Тара. Я порадовался своей догадливости. Через десять минут Широв сдался.
Сразу несколько партий закончилось одновременно, и в пресс-центре перестало хватать посадочных мест. Пресс-директор Петер Райчаньи едва не сел на Майкла Адамса, незаметно проскользнувшего в его кресло. Глядя на выстроившихся в очередь гроссмейстеров, почему-то вспомнилась комната допинг-контроля на Олимпиаде: пока победитель не прошёл эту неприятную процедуру, он не вправе считать себя истинным победителем... Так и у нас – сначала журналисты, потом праздник.
Более-менее в центре внимания удалось побыть только Гате Камскому. Наверное неслучайно молодой Камский выигрывал свои матчи с разгромными счетами. Этьен Бакро вполне кондиционный профессионал (хоть и несколько неудачливый по жизни), и вряд ли кто-то мог ждать такого поражения: 0.5-3.5! Тем не менее, счёт имеет место быть. Надо искать причины.
– Я просто плохо играл, – таково мнение Бакро. Но это ничего не объясняет. За ужином Этьен выглядел куда более расслабленным, чем в предыдущие дни. Складывается впечатление, что без шахмат он намного счастливее. Про его соперника такого не скажешь.
Трое других победителей, Петер Леко, Майкл Адамс и Александр Грищук пришли вместе. Леко выиграл чёрными две партии в одном варианте – удивительное событие! Говорящее, кстати, о пользе работы над ошибками. Венгерский гроссмейстер постоянно вспоминает поражение от Крамника, которое заставило его поработать над вариантом с удвоенной энергией. Мне лично страшно представить себе Леко работающим над дебютом с удвоенной энергией...
От имени бригады комментаторов я поздравил Петера с досрочным освобождением и спросил, что он собирается делать в ближайшие дни.
– Погуляю, отдохну, и буду наведываться в турнирный зал, – глядя мне в глаза, пообещал венгр. – Здесь ведь всё самое интересное.
Вторую победу над Юдит Полгар одержал Евгений Бареев. Москвич увеличил преимущество в матче до 3-1 и сократил до минимума отставание по личным встречам за карьеру: 4-5. Ход партии вновь не оставил Юдит надежд, и Евгения Ильгизовича спросили в лоб:
– Вам не жалко соперницу?
– Жалко в этой жизни бывает только себя, – задумчиво ответил Бареев. Что-то подсказывает мне, что поединок матери двоих детей с отцом двоих детей может не затянуться.
Увлекательнейшая партия Касымжанов – Гельфанд закончилась ничьей. Каждый из шахматистов вправе как порадоваться, так и огорчиться, поскольку упущенных шансов в этом поединке хватало. Играют оба замечательно и ведут себя по-рыцарски. Жаль, что «в живых» останется только один.
До глубокого эндшпиля доработали Сергей Рублевский с Русланом Пономарёвым. От их партии не «искрило», хотя напряжение, безусловно, было ощутимым.
– Я ему предложил ничью, а он ничего не ответил. Можно же сказать, «хочу играть» или ещё что-то, но хоть как-то отреагировать, – высказал своё недовольство Рублевский. Пономарёв комментировать эпизод не стал. Ему не привыкать.
...Когда я пришёл на ужин, в ресторане сидели и Бакро, и Гуревич. Оба с наслаждением курили, общались со знакомыми и друзьями, пили кофе. Проигравшие вылетают? Нет, скорее, их отпускают на волю.

Оспорить аут у армянских теннисистов было невозможно

Женская интуиция уже чувствует неладное

Владимир Малахов не зря опасался своего соперника

С потухшими глазами Камского не обыграешь

Презрев приметы, Александр Грищук побрился и победил

Руслан Пономарев отказался от ничьей, но не избежал её

Александр Грищук изучает творчество потенциальных соперников

Диалоги в пресс-центре

Комментаторы на марше

У Хенрика Карлсена есть поводы для грусти

Один за всех

И все за одного

Шахматный Пушкин

Хорошо быть секундантом!

А вот Этьену Бакро соратников не хватило

Элиста отмечает сразу шесть побед

Майкл Адамс считает, что ему повезло

Петер Леко доволен подготовкой

Касымжанов и Гельфанд доверяют друг другу

Турнир претендентов