18 сентября 2012

Сергей Рублевский: У нас очень сбалансированный состав

Старший тренер женской сборной России ответил на вопросы корреспондента сайта РШФ Этери Кублашвили

Сергей, поздравляем вас с победой. Расскажите, пожалуйста, как проходила эта Олимпиада.

– Спасибо. Хочу отметить, что эта Олимпиада прошла для наших девочек значительно сложнее, чем предыдущая, где они просто как катком прокатили, выиграв все матчи, в том числе и ключевой – у китаянок. Здесь всё было гораздо сложнее: и мы, и китаянки не обошлись без потерь. Мы начали с уверенных побед, а как раз после труднейшего матча с китаянками, закончившегося вничью, мы совершили осечку в поединке с Польшей, который почему-то традиционно для наших девочек всегда проходит сложно. На прошлой Олимпиаде без этого матча обошлось, а на чемпионате Европы мы с полячками встретились и играли не очень хорошо. И сейчас почему-то было тяжело, хотя сборная Польши – команда средняя. Так вышло, что у нас в двух партиях случились провалы, и мы должны были матч проиграть, причем с крупным счетом, но чудом удалось спастись.

Сергей Рублевский наблюдает за партией К. Щепковска - Н. Погонина 

Потом был тяжелейший матч с Украиной, в котором мы также сначала стояли на проигрыш, потом на выигрыш, но в итоге сыграли вничью. А китаянки тем временем вырвались вперед, поскольку они до этого только с Украиной и с нами сыграли вничью, а остальные матчи выиграли. И переломным для нас стал матч с Индией, когда мы наконец-то начали играть, как полагается, перестали всё отдавать, вернули свою игру и уверенно обыграли индийскую сборную. Потом легко выиграли у Армении. А в последнем туре разгромили команду Казахстана 4:0, которая за тур до этого сыграла вничью с китаянками.

Китай забуксовал на финише: после их неожиданной ничьей с казашками у нас появились реальные шансы на первое место. Для этого нам нужно было набирать много очков в последнем матче, чтобы получить лучшие дополнительные показатели. Девочки легко справились с этой задачей, даже с запасом, как потом выяснилось. А китаянки выиграли с большим трудом у болгарок, и в итоге мы по коэффициенту оказались далеко впереди и заслуженно заняли первое место.

Кубок Веры Менчик снова у россиян

– Что можете сказать об игре наших девушек?

– В общем-то, команду мы выставляли с такой идеей, чтоб по классическим образцам «ударить хвостом». Мы считали главным конкурентом команду Китая и понимали, что чемпионка мира Хоу Ифань на первой доске сейчас значительно сильнее любой из наших и не наших шахматисток. А четвертая и пятая доски уже, как нам казалось, не представляют собой ничего особенного, и мы там реально можем выиграть. В общем-то, из этих соображений мы расставлялись так, чтобы максимальное количество очков набирать на последних досках.

Практически не существует команд, за исключением нас и Китая, где играют четыре равноценные по силе шахматистки. Может быть, еще Украина, а в остальных – максимум по три хороших игрока. То есть мы практически в каждом матче хотели на третьей-четвертой доске иметь перевес и там побеждать. У нас сегодня пять шахматисток играют примерно в одинаковую силу. Хотя у Саши Костенюк и Наташи Погониной рейтинг сейчас пониже, зато в данный момент они были на подъеме. Те, у кого рейтинг выше, скажем так, не сильно радовали в последнее время результатами, поэтому у нас, как показалось нам с тренерами, получился очень сбалансированный состав и удачная расстановка по доскам.

Это, в общем-то, и подтвердил турнир, потому что нам достаточно легко было выставляться. У нас всё очень ровно получилось: каждая участница отдохнула по два раза, а в последнем туре мы выставили основной состав. Наталья Погонина – единственная, кто три раза отдохнул. У нас по ходу дела то одна, то другая шахматистки немножко приболели, мы их легко меняли, и не было проблем с составом на любой матч.

"У нас не было проблем с составом на любой матч"

– Легко ли вам работалось с девушками?

– С девушками работать, конечно, непросто, но отношения сложились достаточно профессиональные.

– Допустим, мужчины могут с коллегами вариантом поделиться, советом помочь, а у девушек такое случается, чтобы они какими-то разработками делились? Или, в основном, тренеры работают?

– У нас получилось так, что с некоторыми девушками были просто личные тренеры, и вариантами обменивались скорее они, а не девушки. Я помогал всем по возможности: что знал, то и давал, а они уже потом с личными тренерами решали, стоит это играть или нет. Вот такая примерно работа была.

– А отношения внутри команды хорошие?

– Да, отношения внутри команды, на мой взгляд, вполне достойные. Не знаю, что было раньше, но сейчас вполне хорошие отношения, между участниками команды существует взаимопомощь.

– Что можете сказать о роли тренеров Евгения Наера и Александра Рязанцева? Правильная ли была идея привлечь двух помощников?

– Да, это абсолютно верная идея. При одном тренере было бы очень тяжело справиться со всеми возникающими трудностями. Иногда бывали завалы, буквально перед партией решали, что играть. Особенно важно было перед последним туром подготовить новые дебюты, в последний выходной пришлось двум участницам изучать что-то новое, чтобы сыграть на победу черными: конечно, тренерам пришлось работать по полной программе. Сейчас совершенно очевидно, что никак нельзя брать меньше тренеров. Я хочу поблагодарить обоих моих помощников, Женю и Сашу, за проделанную ими колоссальную работу.

Вся команда в сборе

– Какой опыт вы можете из этого соревнования вынести для вашей дальнейшей работы с женской сборной? Есть ли чему поучиться, например, у тех же китаянок, на ваш взгляд?

– У китаянок, безусловно, можно учиться, и во время матча с Китаем в Санкт-Петербурге, где мы присутствовали с Евгением Наером, был очень важный тренировочный момент, и я уверен, что мы многому там научились. То есть, не будь матча с Китаем, может быть, нам не удалось бы с ними стыковой матч на Олимпиаде сыграть вничью, а провели мы его достаточно ровно. Очень важно, что мы поняли, где их слабина: «хвост» у них не такой сильный, как у нас, там их можно и нужно бить. Этот очень важный момент мы тогда и выяснили. Еще раз повторюсь, что да, действительно, у них очень сильная первая доска, но я бы сказал, что наша команда в целом не слабее, и мы можем сейчас с ними достойно бороться за счет длины скамейки. На Олимпиаде китаянки практически играли вчетвером, но как только они выставили свою пятую после длительного отдыха, она проиграла казашке.

Матч Китай - Россия завершился ничьей

– После трудных матчей с Китаем, Польшей и Украиной, завершившихся вничью, наши девушки начали крупно выигрывать. Каким образом удалось вернуть им боевое настроение?

– Пришлось небольшую «встряску» устроить, которая в итоге дала свои результаты. Я всех подробностей, конечно, открывать не буду. Скажу, что тут нужны были какие-то полу-хирургические меры, потому что наша игра разладилась, девушки были совсем не похожи на себя. Нельзя сказать, что мы в целом ослабли, но мы просто раздавали материал, а потом собирали очки героическим путем в конце матча. И вот что я вынес важного в женских шахматах: очень важна любая борьба до конца. Грубая ошибка у мужчин, как правило, приводит к немедленному поражению, а у женщин – ничего страшного, если удалось дотянуть до контроля. Если партия в женских шахматах не закончилась до контроля, то она может закончиться как угодно! Поэтому очень важно, что наши девушки с характером – они борются практически всегда до конца. Никаких срывов на этом турнире я у них не заметил, чтобы во время партии хоп! – и всё полетело в тартарары. Все молодцы, все боролись до конца, можно только аплодировать.

– А для поддержания формы на длительной дистанции, как вы считаете, нужен ли девушкам врач, массажист?

– Я не знаю насчет массажиста, но врач бы не помешал, потому что действительно Олимпиада – тяжелое мероприятие. По ходу турнира кто-то всегда болеет. Еще в свете допинг-контроля это важно: как лечиться, чем лечиться – лучше б этим врач занимался, поэтому неплохо, чтоб он был. По крайней мере, на сборах уже какие-то болячки начинают появляться, а Олимпиада – мероприятие достаточно длинное. К тому же туда приезжает очень много шахматисток из экзотических стран, то есть если какая-то инфекция появляется, она может легко распространяться по всему залу. Поэтому, конечно, хотя бы один врач на мужскую и на женскую команду уж точно не помешал бы.

Сергей Рублевский настраивает девушек на партию

– Какие следующие турниры планируются с участием нашей сборной?

– В следующем году состоятся и чемпионат мира, и чемпионат Европы.

– Будут ли сборы проводиться в большем количестве, чем раньше?

– Я надеюсь на это. Сборы именно общекомандные никогда бы не повредили, ведь нужно посмотреть, кто в каком состоянии, какие-то моменты определить и, главное, сравнить девушек: кто в какой форме находится, кто на подъеме в целом, кто – нет. Это очень важно для того, чтобы потом с расстановкой по доскам не прогадать. Я считаю, что это очень важный момент. А помимо этого, еще нужно привлекать резервы, смотреть, как они смотрятся на фоне остальных.

– Кого из резерва можете выделить?

– Пока из молодых шахматисток совсем на перспективу выделяется Александра Горячкина. Также у нас есть ближайший резерв, например, Ольга Гиря, которая была близка к тому, чтобы попасть в основной состав. Но на громадную перспективу Горячкина очень неплохо смотрится.

– Спасибо, Сергей, и удачи!

– Спасибо.