22 ноября 2014

Смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?

О десятой партии матча на первенство мира рассказывает Владимир Барский

«d6 or not d6», – написал в Твиттере Теймур Раджабов, едва только на доске возникла критическая позиция после 15-го хода черных. Сопроводил свою реплику смайликом и добавил: «Я вовсе не претендую на то, что знаю Шекспира лучше, чем кто-либо еще». Гроссмейстер смотрел в корень (и неважно, поглядывал он при этом на оценки компьютера или нет): продвижение пешки вносило дисгармонию в расположение сил черных, а любое промедление со стороны белых позволяло им выйти сухими из воды. Нет никаких сомнений в том, что всё это прекрасно понимал и сам Ананд, но он, похоже, захотел продвинуть свою проходную в еще более выгодной редакции, предварительно выиграв темп нападением на пешку h6. И – недооценил сильный ответ соперника, вызвавший первую волну упрощений.

В дальнейшем чемпиону мира, по большому счету, потребовалось найти всего один четкий ход – 19…Bd4!; на его обдумывание он потратил около получаса. После этого партия стремительно покатилась к ничейной гавани; быть может, сыграй Ананд на отрезке с 24 по 26 ход чуть точнее, игра продолжалась бы не 32 хода, а 42, но результат от этого вряд ли изменился бы. Что ж, Карлсен выиграл дебютную дуэль, вернувшись к защите Грюнфельда, и еще на один шаг приблизился к защите своего чемпионского титула. А этих шагов осталось всего ничего – два коротких или один длинный.

…После бесцветной ничьей в девятой партии Магнус написал в Твиттере: «Да, это было забавно, не правда ли?» Понятно, чемпион отнюдь не испытывал радости от того, что не сумел завязать борьбу белыми, и чтобы встряхнуться, прибегнул к испытанному средству – отправился играть в баскетбол. То ли игра помогла, то ли еще что, но перед началом десятого поединка он выглядел бодрым и подтянутым, а не проваливался в сон, как за несколько дней до этого. Своим дебютным выбором Карлсен показал, что готов к большой борьбе; Ананд же, напротив, осторожничал, зажимался, старался играть с большим запасом прочности. А в результате индийский гроссмейстер добился лишь минимального преимущества, которое довольно быстро испарилось.


Фото А. Карлович

Итоги партии подвел многократный чемпион России Петр Свидлер:

– Сегодня была разыграна, к сожалению, не совсем моя линия в Грюнфельде, поэтому я немножко плавал в тонкостях. Я играю 7…а6, а 7…Na6 бросил довольно давно, так что у меня там устаревшие представления. Но мы обсудили дебют с Яном Непомнящим, который смотрел его дома и немножко с помощью компа. Карлсен применил любопытную новую идею с 15…Bxe4, после чего многое, если не всё упирается в оценку хода 16.d6 вместо 16.Qс1. Потому что после 16.Qc1 они то ли недосмотрели, то ли недооценили, насколько сильны ничейные тенденции после очень сильного хода 16…Qf6!

Хотя и дальше казалось, что у Виши есть какое-то микро-давление, но там уже любая неточность – и совсем ничего не остается. Нас немножко удивил ход 24.Rd2 – прежде всего, можно пойти 24.а3, если нам совсем уж плохо; но можно пойти 24.Rfe1 – пешка а2 не является настолько всепоглощающей ценностью в этой позиции, чтобы нельзя было пока озадачить черных конкретными вопросами. Правда, и в этом случае после 24…Nc6 надо еще доказывать, что у белых лучше, но когда ты отдал линию «е», становится уже настолько тяжело хоть что-то там демонстрировать… Поняв, что происходит, Виши немедленно отфиксировал ничью; уже было неясно, почему у белых лучше. Конечно, можно было сыграть 26.g3, не допуская 26…Be5, однако нелегко поверить, что белые в этом случае будут оказывать сильное давление.

– Карлсен перехитрил его, избрав защиту Грюнфельда вместо ферзевого гамбита?

– Складывалось ощущение, что самим выбором Грюнфельда он Ананда не удивил. Но в дальнейшем Виши выбрал явно не самое перспективное продолжение, особенно с учетом матчевой ситуации. После 16.d6 позиция намного сложнее, а для Ананда в данный момент чем больше фигур остается на доске, тем лучше.

– Чего нам ожидать от оставшихся двух партий?

– Думаю, что 11-я станет некоей версией 9-й. Не в том смысле, что будет короткая ничья; скорее, Магнус постарается что-нибудь проверить, а если опять у него ничего не сойдется в дебюте, то не станет возражать против не очень длинной ничьей. Честно говоря, кроме одной гигантской пробоины в 3-й партии Карлсен довольно комфортно чувствует себя в дебютах в последнее время; нельзя сказать, что его сильно озадачивают. И в новоиндийской защите, и в ферзевом гамбите, да и возвращение к Грюнфельду прошло спокойно. Все эти дебюты у Магнуса на плаву, в хорошем состоянии. Поэтому я полагаю, что если в 11-й партии Карлсен ничего не получит по дебюту, он не будет сильно плакать, если ему потребуется не проиграть последнюю.

– А Виши в 11-й не захочет поставить всё на карту?

– Это как раз предсказать сложнее. Но проблема вот в чем: у Магнуса такой репертуар, что непонятно, как с ним выйти на борьбу черными. Можно попытаться сыграть Найдорфа, но шах же дадут – 3.Bb5+. Если сыграть 2…е6, то и 3.g3, и игра с с2-с4, которую показал Магнус в 6-й партии, не дают черным разгуляться. «Раззудись, плечо» там не предвидится! Интересно, что будет по этому поводу думать Виши, попытается ли он получить игровую позицию. А можно сказать себе, что все-таки белыми у меня шансов больше, спокойно отработать свою ничью и поставить всё на последнюю партию. Трудно сказать…

Репортаж подготовлен для официального сайта матча на первенство мира.
Командный чемпионат азиатских городов