29 апреля 2020

Сохраняя дистанцию

Сергей Абрамов, директор портала www.ChessKing.com, рассуждает о способах честной и полноценной игры в интернете

24 апреля в два круга прошел матч на 10 досках между школьниками двух ведущих шахматных школ Москвы и Тулы (ДЮСШ им. М.М.Ботвинника ГБПОУ “Воробьевы горы” с одной стороны и МБУДО “ГЦРиНТТДиЮ” - с другой). В упорной борьбе победили москвичи – 12:8. Контроль времени был 10 минут на партию + 5 секунд на ход. Это было бы рядовое событие, если бы не формат проведения, – все участники играли из дома под присмотром видеокамер на портале www.ChessKing.com.

На высоком уровне и с хорошим призовым фондом турниры с видеоконтролем уже проводятся, достаточно вспомнить идущий сейчас турнир Magnus Carlsen Invitational или планируемый командный онлайн Кубок наций. Но это все касается десятков шахматистов, а почему бы не сделать такой античитерский формат доступным для  всех любителей, придумав простые и понятные правила игры в онлайне? Ведь компьютерные подсказки являются главной проблемой онлайн-шахмат, из-за чего приходится все шахматные сражения сводить к блицу, а это не идет на пользу юным игрокам.

Прошедший матч должен был ответить на вопрос, насколько сложно осуществить массовый видеоконтроль судьи за 20 участниками. Для контроля было решено  использовать популярное приложение Zoom, которое можно бесплатно скачать и установить на любой смартфон. Наряду с Zoom есть и аналогичные платформы, так что есть из чего выбирать. Внутри игровой зоны ChessKing.com были сделаны важные изменения: добавлено место судьи турнира, который может писать в чате игрокам, контролировать видеопоток всех игроков и исключать участников в случае нарушений. Матч показал, что технических проблем у участников с установкой программного обеспечения на смартфон не возникло (установка программы заняла несколько минут). Все игроки перешли по ссылке, которую дал судья в единую конференцию, и могли видеть друг друга. Видеопоток у всех 20 человек и судьи во время турнира оставался стабильным. 


Судья турнира за работой


Перед началом матча судья попросил всех участников установить включенный телефон сбоку, чтобы в поле зрения камеры попадал игрок, его стол с мышкой и экран монитора. Дальше все играли, как обычно, на экране компьютера, а судья мог видеть и слышать все, что делалось у каждого. При этом было запрещено переключаться между окнами на компьютере или держать на столе любые другие устройства. Все, что происходило у каждого игрока, было не только видно и слышно судье, но также записывалось на жесткий диск и по просьбе участников могло быть внимательно рассмотрено. Понятно, что матч тренировочный и вопросов у судьи к участникам не возникло, – но даже если бы турнир проводился с призами, то любые подсказки были бы вряд ли возможны или крайне затруднены.

Мы привыкли, что интернет сохраняет анонимность и каждый может делать там все, что заблагорассудится под выдуманным логином. Да, это может остаться и в шахматах, но только для тех случаев, когда речь не идет о призах или рейтингах. Ведь в очных турнирах, которые проходят в шахматных клубах, все прекрасно знают, с кем играют, и никому в голову не приходит прятаться за придуманными аватарами.

При этом все, кто приходит на детские турниры, видят одну и ту же картину: огромные толпы родителей ждут своих маленьких чад. И именно у таких детских шахмат самая широкая аудитория. Трудности переезда и  ожидания родителей не пугают – они хотят, чтобы их отпрыски с юных лет научились считать на несколько ходов вперед, логически мыслить и побеждать. И даже сложности и расстояния для крупных городов – час в одну сторону и час обратно, плюс ожидание, пока ребенок сыграет – не останавливают их. И получается, что обычная очная игра несет в себе много "непроизводственных затрат" времени и сил у ребенка и взрослого. 

Давайте только представим: родители вместо поездки на партию включили смартфон, поставили его рядом с ребенком, и он играет в шахматы из дома (он не голодный и не уставший от переезда), и при этом родитель, ребенок и все остальные участники уверены, что подсказок соперникам нет. Многие ли откажутся от такой возможности? Если помечтать и подумать, как будут развиваться шахматы в будущем, то я уверен, что через 5-10 лет почти все турниры (даже с призами и рейтингами) будут проходить только дистанционно. Ведь уже и так партий, играемых через интернет, в десятки или сотни раз больше, чем очных. Так почему бы не приблизить такую возможность уже сейчас, когда пандемия нарушила привычный ритм жизни? Но не за счет партий по 3 или 5 минут, когда ловкость рук частично заменяет разум, а играя вполне осмысленно в быстрые шахматы по 15-20 минут на партию или даже больше. Если проблемы читерства нет, то, наверное, все согласятся, что это прекрасно и очень полезно. 

А в том, что проблему читерства использование видеоконференции для школьного уровня решает, я уверен. Если будут разработаны простые и понятные правила, дети (а главное - их родители) будут уверены в честной игре соперников, то желающих играть в таких турнирах будет более чем достаточно.

Давайте, например, посмотрим на следующее фото:




Представьте, что такую картинку судья видит по каждому участнику в любой момент времени, а также слышит все, что происходит в его комнате. Разве можно в этом случае незаметно воспользоваться подсказкой или помощью? Мне кажется, что нельзя. 

Более того, я думаю, что такая игра с продуманными и четкими правилами БОЛЕЕ ЗАЩИЩЕНА от подсказок, чем даже очная игра. В крупных зарубежных швейцарках игроки ходят, куда хотят, и никто их, по сути, не контролирует. Требование сдать или отключить телефон также ни от чего не страхует. 

А теперь сравните это по возможностям читерить при следующих возможных требованиях к участникам онлайн-соревнований:

- включить камеру и звук на телефоне и поставить его под определенным углом сбоку, чтобы четко был виден экран, сам участник и стол перед ним (если требования не соблюдаются – игрок не допускается в турнир);

- перед первой партией собрать в пучок длинные волосы и повернуться к камере с разных сторон, чтобы судья и другие участники могли убедиться, что в ушах нет наушников;

- не вставать во время партии из-за доски без разрешения судьи (судья и участники общаются в чате, звук на телефоне у всех участников отключен, чтобы им не было слышно других игроков, но микрофон работает); 

- в случае требования участников судья может детальней следить за подозрительным игроком, попросить его еще раз повернутся к камере и дать его соперникам возможность после игры просмотреть и прослушать видеозапись с его рабочего места.

Выполнимые ли эти требования? Безусловно. Да, есть некоторая вероятность того, что интернет пропадет. В этом случае, как бы не было обидно, игроку должен быть присужден минус. Но, во-первых, интернет становится все стабильней по всей России, а во-вторых, ребенок мог пропустить и очный турнир, если бы у его родителей не было бы времени его туда отвезти. Например, в матче школьников Москва – Тула, с которого мы начали рассказ, ни у кого из игроков проблемы с интернетом за час игры не возникло.

Финансовые требования – наличие смартфона, безлимитного интернета и оплаты работы онлайн-судьи турнира - будут существенно меньше, чем расходы на участие в любом очном турнире. И это еще не считая сэкономленного времени на поездку у детей и их родителей, которое тоже чего-то стоит.

Мне кажется, надо отойти от бесконечного интернет-блица, согласовать правила видеоконтроля и начать использовать его все шире. Это позволит вновь вернуться к осмысленным длинным шахматам и быть уверенным в том, что вы играете с человеком, а не с компьютерной программой. Кроме этого, участие в очных или онлайн-турнирах может быть выбором самого участника – надо лишь предоставить ему обе возможности.

Конечно, процесс создания четких правил не одномоментный. Предстоит длинный путь, пока все правила будут четко продуманы и сформулированы. Но дорогу осилит идущий!