12 октября 2015

Столик на двоих для Карлсена

О чемпионате мира по быстрым шахматам и блицу в Берлине рассказывает Марк Глуховский

Старая аксиома о том, что в Германии очень любят шахматы, в очередной раз получила свое подтверждение. Правда, мой немецкий друг утверждает, что в Германии вообще любят развлечения. В любом случае, на шахматных мероприятиях в этой стране всегда много зрителей: те, кто были на матче Крамник – Ананд в Бонне и на Олимпиаде в Дрездене, могут это подтвердить, и за последние годы ничего принципиально не изменилось. По словам немецкого журналиста Дирка Полдауфа, Берлин – шахматный город, там есть несколько клубов. Так что количество зрителей на чемпионате велико и лично у меня вызывает вполне понятную зависть.

Турнир проходит на бывшей фабрике, переоборудованной под офисы и галереи; напоминает наш «Красный Октябрь». Построенное еще в XIX веке здание из красного кирпича, с высокими красивыми окнами находится почти в центре города. Игровое помещение красиво оформлено. Участников очень много. Потому что Берлин, потому что многие любят играть в быстрые шахматы. Понятно, что призы и первенство оспаривают те же люди, которых мы хорошо знаем, но поиграть желающих много. Кроме того, в этом году организаторы принимают первых 40 по рейтингу. Концентрация сильных шахматистов была бы еще выше, если бы не «Millionaire Chess» в Лас-Вегасе. Нет трех сильнейших американцев – Накамуры, Каруаны и Со. Но все остальные на месте, и это производит порой довольно забавное впечатление.

Дело в том, что на сцене стоят всего четыре столика, и один из них «зарезервирован» за Магнусом Карлсеном, вне зависимости от того, как он будет играть. (Хотя Магнус пока что играет хорошо.) Зарезервировано место не потому, что Карлсен – чемпион мира по всем видам шахмат; организаторы продали права на трансляцию норвежскому ТВ, и Магнус должен быть все время в поле зрения камер. Чтобы он не бегал по залу (это ведь швейцарка), решили, что он должен постоянно играть за вторым столиком. Остаются еще три, за которыми сменяются Карякин, Непомнящий, Иванчук и другие лидеры. Обводишь глазами зал и видишь: вот в глубине Виши сидит, вот где-то в углу Крамник рубится…

Для зрителей и Интернет-аудитории партии комментирует гроссмейстер Ян Густафссон на английском языке. Хотя, конечно, такой турнир гораздо интереснее наблюдать вживую, поскольку камера с комментатором может уследить лишь за 3-4 столиками.
Чемпионаты по быстрым шахматам всегда преподносят сюрпризы: так, в прошлый раз сильно играл сибирский гроссмейстер Сергей Юдин, сейчас хорошо идут Игорь Коваленко, Юрий Криворучко и Сергей Жигалко.

Атмосфера очень приятная, расслабленная, что вообще типично для Берлина. Люди заканчивают работу и идут развлекаться. По согласованию с организаторами в турнир пустили нескольких чемпионов стран и немецких шахматистов, у которых рейтинг ниже 2500 (изначально это была нижняя планка допуска). Поэтому внизу таблицы можно найти и любителей. Я и сам думал как-то попасть в этот низ таблицы, но потом понял, что по работе не получается, к сожалению.

Открытие было достаточно пафосным, проходило в «Kino International», довольно известном кинотеатре. Постелили ковровую дорожку, пригласили звезд. Показали художественный фильм «Pawn Sacrifice», в котором «человек-паук» Тоби Магуайр играет Роберта Фишера. В роли Бориса Спасского снялся другой знаменитый актер – Лив Шрайбер; мне лично его игра понравилась гораздо больше. Правда, Борис Васильевич, который тоже приехал в Берлин, сказал после просмотра фильма, что это полная «клюква». Само кино, на мой взгляд, достаточно слабое, но оно привлекает интерес к шахматам, а это уже приятно.

В целом, это очень хороший, веселый фестиваль, который при этом очень недешево обходится организаторам. Призовой фонд обоих турниров – 400 тысяч долларов, а еще надо принять кучу людей, арендовать в центре Берлина помещение. Хочется верить, что эти турниры будут продолжаться и в будущем.

Фотографии Марии Емельяновой

Командный чемпионат азиатских городов