7 октября 2016

Ян Непомнящий: После Олимпиады не брал шахматы в руки

Церемония закрытия и интервью победителя Мемориала Таля – в материале Этери Кублашвили 

Впервые за долгое время один из сильнейших супертурниров мира завершился победой «хозяина поля». Главные шахматные тонкости оставим гроссмейстерам и мастерам, которые пишут прекрасные обзоры на нашем сайте, а здесь просто напомним, что Ян Непомнящий очень уверенно прошел всю дистанцию, однако в последней партии с Борисом Гельфандом его позиция внушала серьезные опасения. В то же время Аниш Гири, ближайший конкурент Яна, прижимал к канатам Ли Чао, но китайский гроссмейстер в очередной раз продемонстрировал свою высокую оборонительную технику и спас партию. Ян также был амнистирован, поэтому обошлось без тай-брейка.

В итоге места распределились следующим образом:

1. Ян Непомнящий - 6 очков из 9, 2. Аниш Гири - 5,5, 3-4. Левон Аронян, Вишванатан Ананд - по 5, 5-8. Петр Свидлер, Шахрияр Мамедьяров, Ли Чао, Владимир Крамник - по 4,5, 9. Евгений Томашевский - 3,5, 10. Борис Гельфанд - 2.

Левон Аронян стал третьим, опередив Виши Ананд по дополнительным показателям.

Призеров на церемонии закрытия красивыми кубками награждали первый заместитель Председателя Государственной Думы, президент ОКР Александр Жуков, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах, исполнительный директор РШФ Марк Глуховский и заместитель директора Музея русского импрессионизма Дмитрий Барсенков.

Марк Глуховский поблагодарил руководство музея, который стал новой площадкой для Мемориала Таля, а также всех партнеров и спонсоров.

Александр Жуков поздравил всех организаторов и участников с завершением турнира. «Мы все помним, как зарождался Мемориал Таля, и очень приятно, что он остается одним из сильнейших супертурниров мира. Это огромный подарок для всех любителей шахмат. Мне кажется, что турнир прошел очень интересно. Я бы особенно хотел поздравить Яна Непомнящего и поблагодарить всех участников за прекрасную, содержательную игру».

Сергей Кельбах отметил, что «для государственной компании «Автодор» большая честь оказать помощь организаторам в том, чтобы лучшие гроссмейстеры мира собирались на прекрасной площадке и в дружеской обстановке творили за шахматной доской. Мы же, строя самые современные дороги России в завтрашний день, будем помогать, и если организаторы готовы нас пригласить и в следующем году, мы будем рядом. Я поздравляю всех с успешным окончанием турнира. Яна поздравляю особенно, тем более он один из тех, кто регулярно ездит по нашей дороге – М-3».

Дмитрий Барсенков: «Это был прекрасный, яркий турнир. В наш музей приезжали новые интересные, интеллектуальные гости. Как говорил наш учитель Борис Минц на открытии, мы будем очень рады встречать Мемориал Таля в стенах Музея русского импрессионизма вновь и вновь».

После награждения участников Марк Глуховский вручил в подарок Александру Жукову, Сергею Кельбаху и Дмитрию Барсенкову шахматные доски, подписанные всеми участниками турнира.



Затем все гости отправились на фуршет, а победителя плотно окружили представители прессы. Ответил Ян и на несколько моих вопросов.

- Ян, поздравляю с победой. Доволен игрой и своей формой?

- Спасибо. Некоторые из участников Мемориала Таля еще играли на Олимпиаде в Баку, я в их числе, поэтому могу сказать, что было довольно сложно. Олимпиада – очень трудный турнир, где у меня были невероятные «приключения»: я выиграл очень много партий подряд, потом проиграл важную "контровую", в конце сделал две ничьи и в целом очень сильно устал. После Олимпиады я приехал домой и даже не брал шахматы в руки, понимая, что подготовиться хорошо я не успею, а готовиться абы как к этому турниру мне не хотелось. Поэтому я принял решение играть тем же багажом и просто отдохнуть перед Мемориалом Таля. Видимо, это была правильная тактика.

Важной задачей было в блице завоевать лишний белый цвет, чтобы, скажем так, предстоящие дебютные потери были не настолько чувствительны. Блицтурнир я начал ужасно – пол-очка из трех, - но потом пару партий выиграл, и как-то уже полегче стало. В итоге я набрал «+1» и получил лишний белый цвет. Это нельзя недооценивать, поскольку по цветам жеребьевка сложилась очень удачно. Белыми удавалось поставить какие-то проблемы, а черными – всё удержать. На самом деле, качеством игры я очень приятно удивлен.

В целом, я доволен большей частью турнира. После второго выходного я, может быть, стал слишком сильно играть, как говорится, на удержание счета и едва за это не поплатился.

- Какая партия особенно удалась? С Владимиром Крамником?

- С Владимиром Крамником я немножко спутал в дебюте, но в итоге по характеру борьбы партия получилась очень хорошей. Партией с Шахрияром Мамедьяровым я также доволен. Женя Томашевский рано ошибся, и большой борьбы ему завязать не удалось. Со спортивной точки зрения, партия с Борисом Гельфандом в последнем туре – «эта книжка небольшая томов премногих тяжелей», хотя играл я, наверное, ужасно, но эта ничья была очень важна.

- Не первый раз турнир проходит в музее. Как относишься к такому формату соревнований? И как игралось конкретно в Музее русского импрессионизма?

- Как показала практика, игралось хорошо. Конечно, хотелось бы, чтобы место шахматам было на сценах, условно, в Колонном зале Дома Союзов, но коль скоро сейчас действительно все предпочитают смотреть партии по Интернету и большие залы собрать не удается, то турниры в музеях добавляют «атмосферности».

Кстати, есть хороший турнир в Пойковском, но его минус в том, что там игра всегда проводится в спортивном зале. Я там играл пару раз, и могу сказать, что это не слишком способствует вдохновению. Поэтому, конечно, играть в музее намного приятнее. Я так понимаю, что сейчас основная часть экспозиции где-то путешествует, и в Музее проходит отдельная выставка (проект художника Валерия Кошлякова «Элизии» – Э.К.). Может быть, я еще вернусь сюда и посмотрю ее, когда это не «обезображено» шахматами.

- К тому же, как ты сказал на закрытии, живешь тут недалеко.

- Да, это важно. Я еще в первый день заселился в гостиницу, но от отеля до меня идти минут 7-8, поэтому понял, что лучше жить дома. В гостинице остается только завтрак, на который я не встаю, так что волевое решение себя оправдало.


- Как прошли выходные дни?

- Мы ездили на игру «60 секунд», у которой тот же принцип, что и в ЧГК. Я играл не только в выходной в среду, но потом еще и в четверг после партии, которую закончил более-менее быстро. Эта игра сейчас популярное хобби у многих. Я играю на любительском уровне, но немножко лучше, чем играл раньше.

Кстати, в воскресенье вечером была трансляция «Что? Где? Когда?» по «Первому каналу», и среди приглашенных гостей там были Крамник и Аронян.

- Что касается хобби, то известно, что ты играешь в Dota. Я почти не имею представления об этом мире…

- Гугл в помощь (смеется).

- Насколько мне известно, ты являешься сильным и известным игроком в сообществе. Расскажи, пожалуйста, об этом своем увлечении.

- Я вовсе не являюсь одним из сильнейших игроков… Году в 2009-2010 я посвящал игре колоссальное количество времени, гораздо больше, чем шахматам. В какой-то момент я приехал с турнира в Вейк-ан-Зее в 2011 году и через неделю полетел в Киев на турнир ASUS Cup по «Доте», где участвовали все сильнейшие на тот момент команды СНГ. Наша команда завоевала первое место, и нам дали порядка полутора тысяч долларов на пятерых. Причем затраты на проезд и прочее мы брали на себя. И я понял, что как хобби – это хорошо…

- Но этим не заработаешь.

- Ну да. Но оказалось, что я ошибался, потому что в том же году летом-осенью прошел первый турнир серии The International на собственной платформе Dota 2, и там были очень высокие призовые. На последнем турнире призовой фонд был 20 миллионов, за первое место команда получила 8 миллионов долларов.

Поэтому, да, я играл много, но как любитель. После Олимпиады даже не включал пока.

- Планируешь продолжать?

- Как хобби. Есть куча игр помимо «Доты», например, Hearthstone, World of Warcraft, Heroes, - я во все понемножку играю, но не как профессионал. В карточной игре Hearthstone нужно очень много считать, она мне нравится, и в какой-то момент я показывал неплохие результаты, но никогда не играл турниры. Однако был в десятке в общей рейтинговой таблице в Европе. Но всё это не очень круто, потому что игра карточная, вероятностная, многое зависит от везения.


- Естественно, в покер тоже играешь?

- Я играю практически во все игры. В покер, на бильярде, еще какие-то новые игры освоил.

- Но ты не считаешь себя гэмблером в плохом смысле этого слова?

- Нет.

- А помимо игр как проводишь свой досуг в Москве?

- Спорт присутствует. Пару лет назад увлекся «Что? Где? Когда?». Гуляю, смотрю какие-то фильмы. Иногда в минуты большого культурного озарения в театр могу сходить.

- В какой театр, например?

- Последний раз я был в театре Вахтангова на «Евгении Онегине» и в Ленкоме, где смотрел «Вишневый сад»; было очень здорово, естественно. Но я не театрал.

- Что касается кино, то что посоветуешь посмотреть?

- Забавно, но я посмотрел Warcraft 6 раз. Фильм снят по той вселенной, которую я с детства очень люблю, после чего и в "Доту" начал играть, и Hearthstone оттуда…

- Ну, многие из нас играли в Warcraft, но 6 раз смотреть фильм!

- Но такие вещи приводят меня в хорошее расположение духа. Конечно, я так часто не собирался ходить, но первый раз я сам посмотрел фильм в Москве, когда он только вышел. Потом еще с друзьями, которые не видели, ходил, а затем поехал в Алматы на Кубок Евразии по блицу и в первый день ужасно сыграл. Буквально в соседнем с отелем здании находится большой торговый центр, и там шел Warcraft. Я подумал, что надо, чтобы хоть что-то приятное осталось от поездки, и пошел в кино, посмотрел и заснул довольный. Почти выиграл турнир. На следующий день решил приобщить уважаемых гроссмейстеров, сходил с ними за компанию. Уважаемые гроссмейстеры, конечно, не стали менее уважаемыми, но не всем понравилось (смеется).

- Среди книг какие у тебя предпочтения?

- Последнее, что я начинал читать, может показаться немного вычурным. Я из семьи учителей, поэтому у нас очень большая библиотека. В августе я был в Брянске перед Олимпиадой и среди прочего взял с собой небольшой томик трагедий Эсхила. Также в Баку я брал с собой том Чехова с рассказами.

- То есть предпочитаешь классическую литературу?

- Предпочитаю русскую классику. Когда я подряд смотрел «Игру престолов» во время круговика на Кубе, где делать было совершенно нечего, да и турнир играл ужасно, я пытался прочитать Мартина с экрана ноутбука. Удовольствия получил чуть меньше, чем никакого. Сериал совершенно другой. Книга довольно интересно построена, там же повествование ведется от первого лица разных героев, по крайней мере, в некоторых моментах. Но сериал в наше время всё равно легче воспринимается. Серия длится 40-50 минут и вмещает в себя иногда около двухсот страниц книги. Неслучайно «Игра престолов» сейчас один из главных сериалов.


- Не могу обойти тему, которая скоро станет совсем уже актуальной: матч Карлсен – Карякин. Знаю, что многие гроссмейстеры не любят давать такие прогнозы, но какие у тебя предположения касательно исхода матча?

- Мне кажется, что грядущий матч гораздо более неясный, чем предыдущий. С чисто шахматной точки зрения, может быть, матч был бы интереснее, будь претендентом Крамник, Аронян, Грищук, особенно в хорошей форме. Но с другой стороны, спортивная составляющая сейчас очень велика в шахматах, и это как раз дает Сергею отличные шансы. Он способен вытаскивать тяжелые позиции «на зубах», что и показал турнир претендентов.

- Да и Кубок мира.

- Да, в основном, финал. И это как раз очень сильная сторона нашего претендента. Понятно, что мы болеем за наших, но если отрешиться от этого, то мне видится, что шансы Карлсена, с одной стороны, предпочтительнее. Но с другой стороны, на то он и чемпион, первый рейтинг мира практически во всех номинациях, чтобы его шансы были предпочтительнее.

- И сборная Норвегии довольно успешно с ним выступила на Олимпиаде.

- Я как раз в Баку немножко общался с Магнусом, и он жаловался, что Хаммер на второй доске, играя со слабыми оппонентами, не выиграл ни одной партии, даже несколько проиграл. Страшно был недоволен. Сам Карлсен закончил турнир хорошо, но, как обычно, у него было несколько подозрительных позиций. Так что это мало о чем говорит в плане предстоящего матча, который, я уверен, будет интересным.


- Где ты сам планируешь играть в ближайшее время?

- У меня был честолюбивый план сыграть в Суперфинале, но по ряду причин не сложилось, федерация меня не «поддержала». В принципе, и так неплохо получилось, как в анекдоте. Не знаю, как буду себя чувствовать через десять дней, но сейчас мне уже хотелось, чтобы всё поскорее закончилось, потому что отдыха между Олимпиадой и Мемориалом Таля не хватило. Видно даже, что в конце Владимиру Крамнику, как и любому человеку, было физически было тяжело.

- Борис Гельфанд по известной причине не играл на Олимпиаде, но турнир у него, к сожалению, не сложился…

- Мало в этой истории красивого и приятного, можно только недоуменно пожать плечами в адрес израильской федерации. В монастырь со своим уставом не приходят, со стороны выглядит по меньшей мере некрасиво. Понятно, что это, возможно, абсолютно худший турнир в карьере Бориса. Но, как говорится, «у любого великого боксера есть силы на один раунд», и Гельфанд, потерпев несколько поражений подряд, на каждую партию выходил бороться.

- С тобой в последнем туре Борис получил очень перспективную позицию.

- То, что я делал… Не мог сказать, что это стыдно, но, видимо, очень сильно довлело турнирное положение. Настолько беззубо разыграв дебют, как я это сделал, когда соперник фактически отказался от игры за перевес, я умудрился совершить один из немногих ходов, которые направляют партию в удобное для оппонента русло. Со стороны могло показаться, что я играю со своим главным конкурентом, который от меня отстает на пол-очка, и во что бы то ни стало пытаюсь сделать ничью. Хотя позиция не требовала такого аккуратного подхода.

В итоге я получил позицию с «изолятором» в плохой редакции, и в какой-то момент Борис очень энергично заиграл, но под цейтнот совершил довольно грубый просмотр, дав мне все разменять. И тогда я вздохнул с облегчением, но, честно говоря, очень депрессивная была партия.

- И у Аниша было лучше.

- Да, в определенный момент совершенно выиграно. Я думал, что мы с Ли Чао сдадимся одновременно. Но в итоге всё сложилось как нельзя лучше. Сложно совсем без везения выиграть такой турнир, а до этой партии, мне казалось, я играл с некоторым запасом, реальных каких-то проблем не испытывал ни в одной из партий. Но совсем гладко не получилось, в последнем туре меня очень сильно напрягали.

- Нельзя обойти грустную тему новости о смерти Марка Дворецкого, которая поразила всех в день первого тура Мемориала… Вы с ним работали, сотрудничали, что можешь рассказать о тренере?

- Не могу сказать, что имею честь считаться его учеником. Все-таки я с ним занимался меньше, чем хотелось бы. Но работа с Марком Израилевичем всегда была для меня полезна, ее действительно трудно переоценить, но она была хороша в небольших дозах - два-три дня, а на большие сборы меня почему-то не хватало, возможно, из-за слишком жесткого ритма работы. Ведь Марк Израилевич всегда пытался очень много дать. Но в целом я всегда был с ним очень дружен, периодически бывал у него в гостях. Я обращался к нему, когда возникали какие-то шахматные проблемы, приезжал или звонил по «Скайпу», а он всегда выслушивал и давал рекомендацию.

То есть иногда я к нему приезжал, по нескольку дней мы смотрели эндшпили, тематические позиции, но систематической работы не было. Можно сказать, что это был некий «допинг». Например, перед моим прошлым Мемориалом Таля в 2011 году я с ним занимался несколько дней и сыграл тогда намного лучше, чем мог бы, не проиграл ни одной партии и даже одну выиграл.

Если мне память не изменяет, в последний раз я видел Марка Израилевича на матче Россия – Китай, и там мы пообщались некоторое время.

- Ян, спасибо за беседу и удачи.

- Спасибо.  

Турнир претендентов