11 декабря 2013

Юрий Дохоян: Команда рождалась в тяжелых боевых условиях

Старший тренер мужской сборной России ответил на вопросы Этери Кублашвили

– Юрий Рафаэлович, поздравляю с победой! Для начала хотелось бы узнать Ваши общие впечатления от этого турнира.

– Спасибо! Испытываю огромную радость, поскольку это моя первая золотая медаль с мужской сборной в соревновании столь высокой пробы. С женской сборной мне не удавалось выиграть командный чемпионат мира, хотя побеждали на Олимпиаде и чемпионатах Европы. На «мире» тоже выступали достойно – делили первые места, но победить не получалось. Поэтому замечательно, что в первом для меня мужском чемпионате мира нам удалось сыграть так успешно.

Но, как я говорил в интервью после Варшавы, план подготовки включал проверку разных составов, и тут ничего не изменилось. Удачей стало то, что состав, который поехал в Анталию, мне более знаком, чем выступавший в первенстве Европы. Тройка лидеров играла еще на Олимпиаде-2012, и я представлял, каким образом строить работу. Мне интересно было посмотреть на наших молодых шахматистов – Яна Непомнящего и Никиту Витюгова.

Шахматисты и тренеры перед туром

Скажу, что я не просто доволен, а очень доволен тем, как выступил Ян. Он оправдал и свои, и мои надежды. В определенной степени я делал ставку на Яна, и рад, что всё получилось очень удачно. По ходу турнира он разыгрался: вначале был «везунчиком», стоял в партиях иногда не очень хорошо, а в конце набрал обороты и выигрывал уже по делу. Это очень важно в такой нервной обстановке, когда все уже устали, а нужно побеждать, – здесь Ян показал все свои лучшие качества. Думаю, что у него большое пространство для дальнейшего роста, поэтому надеюсь, что он прибавит к следующим соревнованиям и еще больше усилит нашу сборную.

В целом, все ребята сыграли хорошо. Сергей Карякин взял серебряную медаль на своей доске. Саша Грищук выглядел немного уставшим после очень тяжелого чемпионата Европы: он сыграл подряд очень много партий, а он играет бескомпромиссно, до голых королей, и у него очень энергозатратные дебюты. Поэтому я сам ему посоветовал не сжигать мосты и играть покрепче.

Однако нельзя сказать, что все сыграли на максимуме. Несмотря на то, что мы взяли первое место, я вижу потенциал для усиления игры команды. Рад, что после очень тяжелого старта, когда команда еще разыгрывалась, шахматисты притирались друг к другу, нам удалось восстановиться и заиграть с новой силой. Потому что два новых человека из пяти – это все-таки довольно много. К тому же у Яна и Никиты уже был негативный опыт: они участвовали в неудачных чемпионатах Европы и чемпионате мира. Этот опыт нужно было переработать; Никита начал неважно, но потом удалось восстановить его игру, и он показал хороший результат – занял 3-е место на своей доске. И вообще, после поражения сумел выйти на тот уровень игры, на который я рассчитывал.

Команда рождалась в тяжелых боевых условиях: в самом начале мы встречались со сборной Армении, затем был тяжелейший поединок со сборной Америки и потом – со сборной Китая. И всё это подряд. Именно эти три тура оказались самыми важными для того, чтобы ребята почувствовали себя командой.

 Матч с Китаем

– Если не секрет, как восстанавливались после матча с Америкой?

– Это секрет (улыбается). На самом деле, мне ребята очень помогли. Имею в виду и самих игроков, и моих помощников – Александра Мотылева и Владимира Поткина, которые оказали большую поддержку. Всю чисто шахматную работу я просто физически не смог бы вынести на своих плечах. На мой взгляд, здесь Володя и Саша работали еще эффективнее, чем в Варшаве, хотя второй турнир нам дался гораздо тяжелее, поскольку уже накопилась усталость после нервного чемпионата Европы. Как вспомню, так вздрогну! Также хочу поблагодарить и Данилу – замечательного доктора, который ездил с нами и работал с шахматистами, и Российскую шахматную федерацию за поддержку и обеспечение нас всем необходимым.

Юрий Дохоян с Владимиром Поткиным

Ребятам удалось восстановиться и работать не то что в прежнем режиме, а, как мне кажется, с каким-то еще большим воодушевлением, на пределе. Я им всем очень благодарен. Они поверили в себя, и в конце несколько матчей прошли по тому сценарию, который я хотел бы видеть в будущем. Например, поединки с Германией или с Голландией. Было и еще несколько матчей, которые я считаю удачей шахматистов и тренеров.

Чувствовалось, как ребята рвутся в бой, хотят показать себя с лучшей стороны. Самое главное, появился тот непримиримый дух, который я так люблю! Когда этого нет, то сборная – какое-то непонятное, вялое существо. Я думаю, что и сами ребята почувствовали этот максимальный напор, максимальный настрой, когда «один за всех и все за одного». Так играют лучшие команды мира, и без этого чемпионами, конечно, не стать.


– Какой матч считаете ключевым?

– С точки зрения формирования сборной, ключевым был матч с Америкой, потому что по его результатам можно было сразу сделать важные выводы. Наша команда показала свои уязвимые места, которые потенциально присутствуют в любой команде. Естественно, идеальных команд нет, и у нашей сборной есть свои недостатки. После этого матча надо было принимать быстрые и важные решения – и шахматные, и нешахматные, в комплексе.

На самом деле, в Турции было то же самое, что и в Варшаве, просто уровень выше: здесь соперничество было гораздо более упорным. Сражаться на чемпионате мира гораздо сложнее, потому что туда приезжают лидеры своих стран, и чувствуется наэлектризованность атмосферы, желание каждой страны отстоять свою честь. Не спасовать, а показать, кто есть кто, выиграть в этой борьбе нервов и энергии, – это очень и очень сложно.

– Но чувствовалось, что коллектив сплотился?

– Думаю, что к концу это можно было увидеть по игре. У каждого шахматиста как на чемпионате Европы, так и на чемпионате мира были свои проблемы. Они никуда не уходят, если над ними не работать, если их не изживать. Есть матч, есть проблема – ее нужно решать именно сейчас. Главный вопрос не в том, чтобы просто решить проблему, а в том, чтобы при этом еще и завоевывать медали, показывать результат, – в этом основной вызов. На чемпионате мира нам удалось и то, и другое. Это удача – и ребят, и тренеров.

Российская сборная качает тренера на награждении

– Как считаете, жеребьевка была удачной для россиян?

– Удачная жеребьевка та, которая приводит к победе! Я думаю, что да, жеребьевка оказалась, скорее, удачной. В Анталии мы тоже уступили во втором туре, как и на чемпионате Европы. Варшавский матч с Турцией настолько ярко высветил те недостатки, которые присущи нашим сборникам, что позволил эти минусы на ранней стадии идентифицировать и найти способы их устранения. К сожалению, нам пришлось проиграть тот матч. Проблемы-то мы потихоньку решили, однако заплатили за это дорогую цену – проиграли матч!

Примерно то же самое случилось и здесь, на ранней стадии формирования команды, поскольку мы не приезжаем одним и тем же составом, как, например, армянская сборная и большинство других. У нас пока идет ознакомление с характерными особенностями игры ребят, ведь я не имел возможности воочию наблюдать за шахматистами, не составляющими костяк сборной. Единственная возможность на них посмотреть – это чемпионаты Европы и мира. Поэтому проблемы, которые были у них до этого, никуда не делись, и нам приходилось в боевых условиях оперативно их решать. Хорошо, что нам удалось это сделать достаточно эффективно.

В принципе, всё могло сложиться и чуть по-другому; для меня это не стало бы трагедией, хотя это было бы неприятно, поскольку все ждали золота, и я сам жаждал его. Не оставаться без медалей – это главное мое требование и к себе, и к ребятам. Можно варьировать состав, исправлять предыдущие ошибки, учиться на них, становиться сильнее, совершеннее как команда и так далее, но медали надо брать. Новый состав, но нельзя опускаться ниже определенного уровня: сборная России должна быть призером! Это необходимый минимум.

Учитывая то, что я говорил недавно в интервью сайту РШФ, я считаю, что и выступление на чемпионате Европы оказалось достаточно успешным – конечно, благодаря немалой доли везения. А на чемпионате мира так сложилось, что нам удалось и почувствовать новую сборную, и взять золотые медали. Так что это победа вдвойне.

"Золото" у россиян

– Что можете сказать о непростом заключительном поединке с Египтом?

– Каждый матч заставлял понервничать. Если посмотреть матч Украина – Египет, то что мы видим? Украина долгое время лидировала, выигрывала матч за матчем, а тут просто балансировала на грани поражения. По ходу поединка речь о выигрыше украинцев в принципе не шла, они спасались. Но в итоге всё же выиграли – класс сказался. Опять же, это случилось на последних минутах матча, на нервах. Украинцы вырвали победу, но какой ценой!..

Я понимаю, что на борьбу с командами более высокого класса, вроде Голландии или Германии, ребята настраиваются иначе, поскольку понимают, что соперники опасные. А здесь был утренний тур, который всегда очень тяжело давался мужской сборной России, так как у ребят своя специфика работы: они очень поздно заканчивают подготовку к партии, часто после трех часов ночи. А потом приходится резко менять распорядок дня и в девять утра уже вставать и играть.

Возможно, для других команд утренний тур тоже непрост, но для российской сборной это одно из испытаний. Но есть такая обязательная программа – утренний тур. Это тот элемент, который успешная команда должна отрабатывать качественно и в полной мере. К сожалению, нам не удалось провести встречу с Египтом на максимуме своих возможностей: достаточно сравнить этот матч с матчами против Голландии или Германии, которые мы провели с огромным напором и желанием победить. Естественно, разница бросается в глаза! Но все-таки нам удалось последний матч «вытащить». Все ребята считали, что кто-нибудь из них да выиграет, и помнили, что даже ничьей нам достаточно для первого места; всё это, конечно, подспудно давило.

Юрий Дохоян и Владимир Крамник делятся впечатлениями от матча в египтянами

– Египтяне очень упорно сопротивлялись…

– Для многих команд удачно сыграть с Россией, Китаем, Украиной или Арменией – это всё равно что хлопнуть дверью на прощанье. Да, у них мало очков или вообще их нет, так что это единственная возможность как-то проявить себя. Хотя египтяне достойно боролись во всех матчах. Вспомним тот же поединок с Украиной, который продолжался дольше всех. Все шутили, что у них матч словно только начался. Настолько равная шла борьба, что даже удивительно. Команда с характером, а у сборной России своя история встреч с Египтом – еще с прошлого чемпионата мира. Меня там не было, но отголоски, по крайней мере, я слышал.

Из каждого события нужно извлекать уроки и в будущем не повторять ошибок, вот и всё. Это необходимый шаг к победе – вот как я это всё вижу. Но все-таки мы переломили неблагоприятное течение борьбы, и наш матч не выглядел так трагически, как, например, у египтян с украинцами. Тем не менее, это все-таки не то, что я хотел бы видеть. Но я не могу требовать прямо сейчас какой-то совершенной игры от сборной. Тем более, ребята заслуженно победили, и я очень рад за них, поскольку это нечасто случалось в последнее время. Счастлив, что это к тому же произошло под моим руководством и с помощью тренерской бригады, которой я, конечно, очень благодарен.

– Какие планы у сборной, сколько сборов ожидается в следующем году?

– Очень важные турниры завершены. Это была единственная возможность и ребятам себя показать, и мне посмотреть, из кого делать сборную. Мощную сборную, которую мы частично увидели на чемпионате мира, и еще более мощную, еще более совершенную, которую, я надеюсь, мы увидим на Олимпиаде.

Сейчас страсти немного улягутся, усталость пройдет, и мы с тренерской группой приступим к формированию плана подготовки к Тромсе-2014. Следующий год очень насыщенный: у нас многие ребята из сборной играют в турнире претендентов, им надо к нему готовиться, ведь это важнейший старт в году. Но и Олимпиада – соревнование не менее важное с точки зрения страны и сборной.

Картина, как должна выглядеть команда и кто в ней будет играть, уже выстроилась у меня в голове. Конечно, пока я ничего не могу сказать, но через некоторое время начну обсуждать с руководством РШФ планы подготовки к Олимпиаде.

– Юрий Рафаэлович, спасибо за беседу и удачи!

– Спасибо!

Награждаются тренеры Сюй Цзюнь, Юрий Дохоян и Александр Сулыпа


Командный чемпионат азиатских городов