Персона Дня   -  9 НОЯБРЯ 2023

ДОМЕНИКО ПОНЦИАНИ

ДОМЕНИКО ПОНЦИАНИ

Шахматные историки XIX века утверждают, что Доменико Лоренцо Понциани родился 9 ноября 1716 года в итальянском городе Модена. В 1742 году Доменико окончил юридический факультет университета Сан-Карло и был принят в коллегию адвокатов. Уже в тот момент он считался одним из сильнейших итальянских шахматистов, а в Модене собрался кружок наиболее пытливых умов Италии, – Понциани регулярно играл и обсуждал дебюты с Джамбатиста Лолли и адвокатом Доменико Эрколи дель Рио. Друзей называли «Моденское трио».

Параллельно Понциани имел профессорскую ставку – преподавал гражданское право в университете Модены на протяжении целых тридцати лет (1742-1772). После ухода на пенсию остался в звании почетного профессора, но и тут нашел себе занятие – стал священником, пройдя путь от каноника в соборе до викаря, а потом получил звание апостольского протонотария, которое мог даровать только сам папа Римский! Некоторое время, пока должность епископа была свободна, Доминико управлял местной епархией.

Однако более всего профессора, юриста и священника прославил его труд «Ни с чем не сравнимая игра в шахматы» (1769), который был опубликован под анонимным авторством («Автор из Модены»). По сути дела, эта книга, как и издания Эрколе дель Рио («Опыт шахматной игры анонима из Модены», 1750 г.) и Джанбатисто Лолли («Наблюдения по теории и практике шахматной игры», 1763 г.) были ответом Андре Франсуа Даникану Филидору, который в знаменитом «Анализе шахматной игры» пренебрежительно отнесся к дебютным вариантам основателя итальянской школы Джоакино Греко.

В книге также критически оценивались исследования Руи Лопеса, были отмечены некоторые аналитические огрехи Филидора и изложены основные постулаты динамичной атакующей итальянской школы в стиле Греко. Труд отрицал роль пешечной структуры и пешечного центра и повествовал о необходимости гамбитной атаки на пункт f7.

Также в трактате были приведены несколько десятков примеров из эндшпиля и задач, исследовались итальянская партия и фирменный дебют автора 1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.c3, который в наши дни называется дебютом Понциани. Второе издание 1786 года включало в себя ряд важных дополнений, и в тексте Доменико указал на то, кто написал шахматную книгу. В ответ на свой дебют 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.c3 Доменико Понциани вполне в духе итальянской школы предложил контргамбит 3…f5!?

Ввиду важности многих эндшпильных исследований (Понциани изучал позиции «ферзь против двух легких фигур», «ферзь против ладьи» и т.д.) книга переиздавалась даже спустя многие годы, когда теория открытых начал резко шагнула вперед. Доменико впервые затронул такие шахматные приемы, как «крепость» и «бешённая ладья».

Доменико Понциани умер 15 июля 1796 года в Модене; как видный священник был похоронен в городском соборе.

В последнее время все больше и больше историков пытаются докопаться до истоков шахматной игры. Ряд экспертов, включая Леонида Юдасина, написавшего книгу «Тысячелетний миф шахмат», отмечают, что единственная подтвержденная многократными источниками публикация – книга Филидора, которую можно взять за некую отправную точку. Остальные книги могли быть произвольно перенесены во времени английскими издателями XIX века, которые достаточно творчески относились к формированию исторической прямой развития шахматной мысли…

«И вот только с этого момента (середины XIX века) история развития шахмат принимает намного более понятный вид хотя бы в плане того, как всё развивается, что выпускается, как идёт прогресс, и никаких больше временных провалов лет по 100, когда практически ничего не происходит.

Эпохальный труд Филидора возбудил итальянцев, и они ответили на него критикой в своих работах. Звали этих людей Рио, Лолли и Понциани. Так называемое Моденское трио. Конфликт был воистину творческий, но с точки зрения дебютной теории не имел смысла хотя бы из-за того, что итальянцы и Филидор попросту играли в разные шахматы из-за той самой «свободной рокировки».

Сомневаться в существовании тех итальянских шахматистов, живших и писавших свои книги, не приходится. Это уже люди XVIII века и у них там фактически общая шахматная школа со своим пониманием игры. Непонятно другое: что было между Рио, Лолли, Понциани и Греко, Полерио, Доменико, Сальвио, Каррерой? Что они там все делали в этой своей Италии практически сто с лишним лет, или правильнее сказать – почему там никто и ничего в смысле шахмат не делал всё это время? (И куда итальянцы со своей школой пропали потом? – Эдвард Винтер)

Кстати, Филидор критику проигнорировал. То ли потому, что не счёл нужным связываться, а возможно, кстати, что попросту ничего об этой критике не знал и про этих итальянцев (своих современников, я замечу) тоже. Это ещё раз к вопросу об уровне распространения информации. А на дворе уже, между прочим, XVIII век. У меня есть гипотеза, что часть персонажей шахматной истории отправил чёрт-те куда по временной шкале английский шахматист Саррат, который в начале XIX века развил бурную издательскую деятельность и в 1813 году издал труды всех предшественников…» (Л. Юдасин).

Ряд исследователей отмечают, что по немногочисленным партиям возникает ощущение, что коллега-адвокат дель Рио играл на порядок сильнее своего друга-профессора Понциани. Учитывая, что дель Рио первым анонимно ответил Филидору, некоторые из английских шахматистов прошлого считали, что именно он позднее и написал «Ни с чем не сравнимая игра в шахматы». Учитывая, что Понциани был богат и влиятелен, он вполне мог сыграть во время издания книги роль Фридриха Энгельса при Карле Марксе. А единственный сохранившийся портрет, который приписывали дель Рио, вполне может принадлежать любому из выдающихся игроков Модены.