14 декабря 2022

Андрей Филатов: Патриотизм — прекрасное качество, но за ним не спрячешь непорядочность и корыстные интересы

Интервью президента ФШР в "Спорт-Экспрессе"

Фото: Этери Кублашвили
Фото: Этери Кублашвили


В декабре Андрей Филатов традиционно подводит на страницах «СЭ» итоги шахматного года. Но в этом году спортивные итоги заслонили другие события — 17 декабря пройдет 15-й Съезд шахматистов России и выборы президента Федерации шахмат России. Конкурентом Филатова на выборах стал один из сильнейших гроссмейстеров страны Сергей Карякин.

— Каково это — соревноваться со спортсменом на политическом поле? 

— Федерация шахмат России — общественная организация, которая действует по Уставу и основывается на прозрачных и демократичных принципах. Выборы президента ФШР часто бывают конкурентными. Так, на предыдущих выборах было целых пять претендентов на эту позицию. Так что открытые выборы — это часть нашей культуры, как и во многих других спортивных федерациях.

Сергей немного затянул с принятием решения. Еще три недели назад он публично заявлял, что не готов идти на выборы и что «альтернативы Филатову нет». Потом — в последний день, буквально за полчаса до дедлайна, все же оформил заявку. Его кандидатуру выдвинула Федерация шахмат Чеченской Республики. Мне кажется, Сергей никак не мог определиться, кто же он — спортсмен, политик, общественный деятель или бизнесмен. Конечно, мне как руководителю Федерации больше всего хотелось бы видеть его в роли спортсмена. Он вице-чемпион мира 2016 года, участник турниров претендентов, обладатель Кубка мира 2015 года, на данный момент — второй шахматист нашей страны по рейтингу.

— Все мы знаем многочисленные примеры того, как бывшие спортсмены возглавляют спортивные федерации. Но на память не приходят примеры крупных федераций, которые возглавляли бы спортсмены действующие.

— Это не случайно, поскольку налицо конфликт интересов. Ты не можешь быть одновременно и активным игроком, и менеджером, который во многом определяет правила, по которым развивается вид спорта. Но я в любом случае не собираюсь проигрывать выборы и не сомневаюсь, что после 17 декабря Сергей, если захочет, сможет вернуться к спортивной деятельности. Тем более что никаких формальных поводов, не позволяющих ему играть в шахматы, не существует.

— И все же — как вы оцениваете шансы свои и своего конкурента?

— Выборы, как и спорт, интересны своей непредсказуемостью. Иногда даже сборная Саудовской Аравии может обыграть Аргентину! Я бы не хотел оценивать наши шансы, пусть это сделают делегаты Съезда.

— В чем главное отличие вашей предвыборной программы и программы Сергея Карякина?

— Основные элементы этих программ очень похожи. Может быть, это связано с тем, что у моего конкурента не было времени для того, чтобы придумать что-то оригинальное. Шахматы — консервативный вид спорта, придумать что-то новое трудно. Во всяком случае, намного труднее, чем пытаться обесценивать работу других и при этом заимствовать всю содержательную часть нашей программы.

— В программе Сергея много патриотической риторики...

— Патриотизм — прекрасное качество, но за ним не спрячешь непорядочность и корыстные интересы! Главное отличие между нами — не в программе развития шахмат. А в том, что за нынешним руководством Федерации стоят годы работы и реально достигнутые результаты. Каждый может изучить их и сделать выводы о качестве работы Федерации. Кроме того, у нас есть команда из пяти вице-президентов, каждый из которых сделал очень многое для развития шахмат в нашей стране и в мире. Это губернатор ХМАО-Югры Наталья Владимировна Комарова, вице-спикер Государственной Думы Александр Дмитриевич Жуков, президент РАПУ Андрей Андреевич Гурьев, генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Николаевич Шинский и гроссмейстер Сергей Борисович Смагин.

Тот факт, что вице-президенты согласились пойти на новый срок, меня радует и вдохновляет. Все они чрезвычайно занятые и профессионально успешные люди, но они готовы и дальше работать на благо шахмат и шахматистов.

— В ходе кампании Карякин много времени уделил критике работы ФШР. Вы расцениваете эту критику как часть предвыборной кампании, или в каких-то тезисах вашего конкурента есть здравое зерно?

— К сожалению, я воспринимаю их как часть предвыборной кампании, которая ведется недостойными средствами. Как старший тренер мужской сборной я нахожусь на постоянной связи со всеми ведущими игроками. Мой телефон есть в том числе и у Сергея. Ничто не мешало ему позвонить мне, встретиться и обсудить те проблемы, которые его волнуют. Вместо этого он начал клеветническую кампанию в СМИ, рассчитанную не на улучшение нашей работы, а на ее дискредитацию. Это было тем более странно, что в течение долгих лет он получал от сотрудничества с Федерацией больше всех остальных шахматистов в нашей стране.

Мой тренер в детской шахматной школе старался воспитать нас, в первую очередь, достойными людьми, а уже во вторую — спортсменами. Жаль, что Сергею не повезло встретить такого же тренера.

Оригинал